А
потому состояние невесомости и водные объятия для малыша - возвращение к
потерянному раю, опора для контакта с этим, внешним, миром, ниточка из
«той» жизни, восстановление гармонии и равновесия. Следовательно, 3-5 дней
от роду - вполне подходящий возраст для первых водных процедур.
Еще один
аргумент в пользу «раннего» плавания - активность у новорожденных детей
такого рефлекса, как задержка дыхания. То есть при попадании воды на лицо
ребенок рефлекторно перестает дышать. Вход в его легкие захлопывается
автоматически, как двери в метро. Чрезвычайно полезный рефлекс начинает
угасать уже в 3 месяца и окончательно пропадает к полугоду. Так что ранние
уроки плавания нацелены еще и на то, чтобы удержать и обратить полезный
рефлекс в привычку.
А в 3 года плавание не заканчивается, оно, можно
сказать, только начинается. Просто оно перестает быть «ранним». В этом
возрасте действия становятся все более осознанными, появляется желание
учиться и оторваться от мамы. Кроме того, если с ребенком все время плотно
занимались, к 3 годам он уже умеет держаться на воде без посторонней
помощи. Так что настает очередь профессиональных тренеров, которые сменят
мам и начнут обучать вашего ребенка непосредственно стилям плавания, а
также правильному дыханию и рациональным движениям рук и ног. Но это уже
будет другая история.
Плавать нельзя бояться
Для начала родителям
необходимо определить их собственные взаимоотношения с водой. Страх воды,
напряжение у того, кто держит ребенка, непременно будет передаваться и
крохотному пловцу. Информацию он пока воспринимает исключительно через
родительскую призму и преимущественно - через телесный контакт. В
результате - успеха такие занятия никогда иметь не будут. Поэтому
изначально родители должны решить, кто из них чувствует себя в воде
увереннее. Папа может справиться с этой ролью ничуть не хуже, а подчас даже
лучше мамы. Кроме того, для него это прекрасная возможность сразу
«застолбить» себе место в жизни ребенка, которое никто больше не сможет
занять. Ведь в эти первые месяцы роль мамы в жизни малыша очевидно заметнее
и важнее, и отец часто чувствует себя отодвинутым в сторону.
Если же мама
не хочет делиться с ним этими обязанностями, то ей стоит задуматься о своих
отношениях с водой еще во время беременности. Специальные водные комплексы
упражнений для беременных помогут ей снять и страх перед родами, и страх
непосредственно перед водной средой. Кроме того, во внутриутробном периоде
у вашего малыша работает импринтинг, и, возможно, ваш малыш после рождения
вдвойне доверчивее и радостнее будет относиться к воде.
Итак, вы
определились с тем человеком, чья рука поведет малыша по водной глади?
Главное - чтобы она была родная, знакомая. Общение с родителями в воде дает
ребенку чувство безопасности и комфорта, делает водные занятия более
эффективными. И наоборот, эти самые водные занятия для того и нужны,
чтобы дарить родителям и малышу счастливые минуты общения
Импринтинг -
буквально «впечатывание»; означает особое запечатление первых событий и
ощущений в жизни малыша, включая внутриутробные, с последующим их влиянием
на формирование мироощущения и мировоззрения личности
инструктором!
Инструктор нам
поможет
Найдите инструктора, которого вы
можете пригласить к себе домой. Во-первых, он поможет разобраться с вашими
собственными страхами или с их остатками. Во-вторых, покажет основные
захваты и движения, как держать и как двигать ребенка в воде, объяснит
возможную реакцию малыша на те или иные процедуры, научит поддержкам,
которые напрягают ту или иную группу мышц. Попробовав с его помощью все
поддержки и захваты, вы запомните их, что называется, «руками» и не будете
бояться. Со временем или сразу инструктор покажет вам, как можно с ребенком
нырять.
Готовить ребенка к нырянию можно и самим во время обычных купаний.
Главная цель ныряния и, может, вообще плавания - сохранить рефлекс задержки
дыхания и перевести его в привычку. Для этого поначалу достаточно просто
тихонечко дуть младенцу в личико, поливать водичку на нос или проводить
малыша под тонкой струйкой воды той же температуры, что и в ванне. Каждый
раз нужно сопровождать такую задержку дыхания четкой командой
«Ныряем!»
Большому кораблю - большое плавание
Заниматься с ребенком с
первых дней лучше всего в большой, взрослой, ванне. А потом и вовсе
перейдете в детский бассейн. Малышу нужно ощущение простора и большого
объема воды. Только здесь можно добиться желаемого результата, то есть дать
хорошую физическую нагрузку и, в то же время, полное расслабление.
Освобожденный от пеленок и распашонок, не стиснутый стенками детской
ванночки, ребенок наслаждается движением в чистом, хаотичном, первозданном
виде, тем самым укрепляя позвоночник, связки, мышцы, помогая внутренним
органам занять свое, правильное, место. В то же время плавание - это
безопасная нагрузка, не позволяющая перенапрячь связки, исключающая
неестественные и нефизиологичные движения.
Движение в воде стимулирует
развитие рефлексов у ослабленных, вялых детей и снимает возбуждение у
напряженных, лечит колики и запоры, помогает расслабиться и легче перенести
эмоциональные перегрузки, постродовой стресс, улучшает сон и аппетит. Хотя,
конечно, о том, показано ли вам и вашему крохе плавание как оздоровительная
процедура, лучше поговорить с врачом. Впрочем, противопоказаний к нему
крайне мало. Быть особенно осторожными рекомендуют лишь родителям детей с
ярко выраженной патологией сердечно-сосудистой системы, мозговыми
нарушениями, нейродермитами.
На старт, внимание,
поплыли!
С чего
начать? В первую очередь нужно вымыть детским мылом ванну, наполнить водой,
добавить разведенную морскую соль (1 стакан соли на ванну обычного размера,
2 стакана - на джакузи). Она не только благотворно влияет на малыша, но и
нейтрализует лишние химические соединения в водопроводной воде, отчасти ее
дезинфицирует.
Температура воды должна быть комфортной, для каждого
ребенка - своя. Для первого купания сделайте ее потеплее - 35-36о С.
Постоянно отслеживайте реакцию малыша. Первый признак того, что купальщику
некомфортно, - он не хочет двигаться. Он либо свернулся в клубочек и поджал
ручки и ножки - слишком холодно, либо распустил их, безвольно повесил,
раскраснелся, его разморило - слишком жарко.
Подкорректировать
температуру можно, не вынимая ребенка из воды. Лишнее «туда - обратно» лишь
испугает его. Поэтому просто откройте кран, добавьте нужной воды и сами или
с помощью помощников разгоните ее по ванне. Предугадать комфортную для
ребенка температуру можно по пристрастиям родителей. Если они любят воду
попрохладнее, то и для ребенка она покажется более приемлемой, и
наоборот.
Важно также правильно выбрать время для купания. Оптимально -
спустя 30-40 минут после еды, но до сна. Так, чтоб кроха уже поел и сходил
в туалет, его ничто не беспокоило, в то же время он еще не хочет спать и
готов общаться.
Непредвиденные ситуации
Главное правило поведения с
ребенком в воде - при любых обстоятельствах не пугаться, не паниковать, не
выдергивать малыша из воды.
Помните, рефлекс задержки дыхания у
новорожденного работает безотказно. Если ребенок, не дай Бог, случайно
упал в воду и вы сразу его вынули, он не захлебнется. Он может закашляться,
расплакаться от неожиданности и неприятных ощущений, например вода попала в
трахею. Но, отчихавшись, откашлявшись, он быстро успокоится при условии,
что вы сами не будете нервничать и не потеряете душевного равновесия. Как
реагировать на ту или иную ситуацию - он учится у вас. Малыш как будто
ждет ваших распоряжений: стерпеть, не заметить или впасть в панику,
поддаться страхам, которые, возможно, неосознанно будут сопровождать его
всю жизнь.
Бывает, что малыш сделал слишком глубокий вдох. Вот вы опустили
его под воду, вынули, а он никак не может выдохнуть, не может справиться с
этим объемом воздуха и, наконец, выдыхает с плачем. Что делать?
Нужно
лишь успокоить его в воде, покачать, воспользоваться самой комфортной
поддержкой, например, «лягушечка» - его внутриутробная поза - ручки и ножки
прижаты к животику, громко и четко похвалить его, подбодрить.
Выдернув в
ужасе его из воды, вы рискуете закрепить у ребенка страх перед плаванием и
вообще перед водой. Закончив занятие на такой неприятной ноте, вы и сами в
следующий раз будете опускать его в воду, напрягаясь и опасаясь. Ребенок к
своему страху добавит ваше напряжение. Получится замкнутый круг, который
может надолго отлучить его от воды.
Необходимо также знать, что в любой
момент прогресс в ваших занятиях может смениться застоем и даже откатом
назад. Вы не тренер, и ваша цель не олимпийский заплыв, поэтому будьте
чутки и внимательны к колебаниям настроения и самочувствия вашего ребенка.
На результативность занятий могут повлиять даже магнитные бури.
Три
возрастных периода: 1-1,5 месяца, 3-3,5 месяца и 8-9 месяцев можно даже
назвать кризисными. Ребенок растет, сознание его пробуждается, появляются
новые навыки и эмоции, желание продемонстрировать характер и собственную
независимость, а потому то, что вчера приносило радость и удовольствие,
сегодня может обернуться слезами.
Не пугайтесь и не бросайте занятия. Можно
и нужно пойти на попятную, но не стоит совсем бросать общение с водной
стихией.
Софья БАКАЛЕЕВА, родительская школа «Драгоценность»