Поиск

Речевое развитие ребенка

22/04/2011
ЧУБУКОВА-РЕУЦКАЯ Ольга
1080

Речевое развитие ребенкаПерво-наперво

Распознав задержку речи у малыша на ранней стадии, вполне возможно получить щадящее лечение, которое подстегнет развитие, даст ему дополнительный толчок. Обычно врачи назначают маленьким детям практически безобидные препараты, стимулирующие обменные процессы на клеточном уровне. Так что бояться их не стоит. Гораздо страшнее оказываются последствия запущенных случаев, когда родители пускают все на самотек. А в возрасте 5 лет, когда коррекция уже не так эффективна, ребенку ставится страшный диагноз.

Родителям необходимо знать, что речь у ребенка, растущего в речевой среде (когда мама и папа общаются на родном языке) развивается практически с первых дней жизни. Вначале она представляет собой крик. Крик здорового ребенка, как правило, адекватен ситуации. Его может вызвать любой дискомфорт, который испытывает ребенок: голод, боль, раздражение мокрым подгузником и т.д. В норме крик громкий, но не пронзительный, без истерических ноток. Слишком спокойный (долго не просящий еды) или вечно плачущий (в отсутствие на то причин) ребенок уже в роддоме может вызвать подозрение врачей на поражение центральной нервной системы (ЦНС). 


Гули-гули! Ха-ха-ха!

В 2-3 месяца у ребенка появляется певучее гуление и смех. А крик обрастает «подробностями», интонациями. Обычно мама по голосу своего ребенка уже может определить: мокрый он или, например, хочет есть. Ребенок оживляется при появлении взрослых (появляется комплекс оживления), смеется в ответ на ласки мамы, улыбается ей в ответ на ее улыбку, пытается выразить эмоции посредством пения гласных и частично согласных звуков (гулит), которые также интонируются малышом. На самом деле, эти первые, собранные в цепочку звуки гуления у здорового малыша всегда эмоционально окрашены, поскольку представляют собой первое желание эмоционального общения ребенка с родными.

И если смех вашего ребенка недостаточно част, а звуки, которые он произносит, вялые и однотонные, это должно вас насторожить. Замечено, что причиной задержки интонационного гуления часто бывает скупое эмоциональное общение взрослых с малышом, особенно матери. Если родители чересчур сдержаны с ребенком, он может вовремя не закрепить интонационную окраску обращенной к нему речи и впоследствии ее не воспроизводить.

Родителям нужно помнить, что нормальное довербальное развитие ребенка оказывает значительную роль в формировании речевой функции у детей раннего возраста, и не скупиться на улыбки и ласку в общении с ребенком. 


С полуслога

После пика гуления, который приходится на середину первого года жизни, обычно приходит лепет, который представляет собой уже вполне определенные слоги: «ба», «ма», «па», «да»…

Важно отметить, когда у ребенка появился первый лепет. На этой стадии активно развивается слуховое внимание малыша, ему становятся интересны произнесенные им же самим слоги, которые он повторяет по несколько раз.

Если лепет запаздывает, а звуки, произносимые в период гуления, начинают пропадать из словаря ребенка, стоит проверить его слух и обязательно получить консультацию у грамотного невролога. 


Мама, дай!

К девятому месяцу ребенок начинает произносить первые слова, обычно это наиболее простые, часто повторяемые ребенком «мама», «баба», «папа»…На этой стадии речь развивается интуитивно. К слову сказать, специалисты считают этот период самым благоприятным в развитии речи.

Очень быстро ребенок начинает узнавать в речи взрослого предметы и людей.

Например, на прогулке, когда мама восклицает «вон папа идет!» или «а где наш любимый мишка?», ребенок ищет глазами упомянутый в речи мамы объект. Речь продолжает активно развиваться и после года, когда малыш уже усвоил около 10 слов. Познание значения слов происходит посредством общения, в подражании взрослым. Поэтому ваши фразы должны быть громкими, четкими, емкими и ясными, без излишней витиеватости и сумбура. Очень важно привлекать внимание ребенка к происходящим вокруг него процессам: «шмель жужжит», «девочка гуляет», «солнышко светит»… После некоторой паузы, в течение которой ребенок усвоит информацию, отдельно расписывайте подробности: «шмель сел на цветочек», «девочка идет в садик», «солнышко круглое и яркое». Подмечайте обратную реакцию ребенка: адекватны ли его эмоции, проявляет ли он самостоятельный интерес к окружающему миру, показывая вам пальчиком незнакомый ему объект, нет ли у него страха перед определенными ситуациями… 


Рекомендации

Все показатели развития ребенка лучше всего фиксировать, хотя бы в альбоме с фотографиями: «Сегодня Митя сел», «Появилось гуление», «Сказал новое слово»… Тогда картина развития будет стройной и понятной. И разобраться в случае отклонения в ней будет проще.

Также стоит отмечать отдельно случаи болезни у ребенка (с высокой температурой), прививки, даты серьезных травм и т.д. Все эти факторы – тяжелая нагрузка для центральной нервной системы – могут вызывать сбои в нормальном развитии. Например, после перенесенных ребенком родовых травм или травм с зафиксированными подозрениями на поражение ЦНС ребенку необходимо составить индивидуальный график прививок: как правило, врачи откладывают сроки вакцинации.

В некоторых странах, таких, как Япония, например, недавно вообще отказались от прививания детей в возрасте до двух лет. Если малыш получил травму при родах, сами роды были долгие или стремительные, а также есть подозрения на повреждение ЦНС (пусть даже ваши собственные), лучше подождать с прививками.

Особенно тяжело переносится детьми вакцинация АКДС. К сожалению, в последнее время участились случаи задержки развития у детей после перенесенных заболеваний, сопровождающихся высокой температурой, а также после прививок.

 

Развитие речи у ребенка

Как избавиться от волосЧитать статью
Мясные деликатесы с доставкой на домЧитать статью
Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Спанбонд в детской гигиене: революционный материал для уходаЧитать статью
Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.