Поиск

7 кризисов, через которые проходят дети к трем годам

01/03/2021
Карина Рихтере
648

В нормальном развитии ребенка спокойные и стабильные этапы сменяются кризисными периодами. Психологи уверены: кризисы необходимы малышам для нормального развития и правильного формирования его личности. Что это такое, через какие кризисные этапы проходит ребенок первых трех лет жизни, рассказывает Карина Рихтере, психолог, специалист по теории привязанности и вальдорфской педагогике и мама пятерых детей-погодок.


Что такое кризис?

Кризис — это резкие изменения, которые происходят с ребенком при переходе от одной стадии развития его организма, психики и личности к другой. Такие переходы, как правило, сложно даются ребенку и могут проявиться в изменении его поведения. К таким проявлениям относят:

  • повышенная плаксивость и истеричность;
  • стремление к самостоятельности;
  • отказ от помощи родителей;
  • агрессия по отношению к маме и другим членам семьи;
  • ласковость и прилипчивость;
  • негативная реакция на уход мамы.

У каждого ребенка кризис проявляется по-разному. Один дети стремятся к независимости и стараются показать, что все могут делать сами. Другие наоборот как будто «прилипают» к маме, становятся беспомощными и просят, чтобы мама делала за них то, с чем они прекрасно справлялись до кризиса.

Выделяют несколько основных кризисных этапов, через которые проходит ребенок раннего возраста. Разберем подробно каждый из них.


Кризисы детей до 3 лет

Кризис новорожденности

Первый кризис случается с ребенком через 6–11 дней после рождения. Он связан с переходом ребенка к жизни вне материнского организма. Новорожденный ребенок все так же тесно связано с мамой — она все так же кормит его, заботится о нем и обеспечивает малышу комфорт. Но вместе с тем ребенок многое учится делать сам: сосать, чтобы добыть молоко, сообщать о дискомфорте, требовать, чтобы на него обратили внимание.

Кроме того, само рождение является достаточно стрессовым событием в жизни ребенка. Раньше мир вокруг него был понятным и предсказуемым. Теперь на новорожденного обрушивается информация окружающего его мира. И наша задача — помочь малышу адаптироваться к новому для него миру.

Кризис новорожденности заканчивается на 8–11 неделе жизни.


Кризис трех месяцев

После преодоления кризиса новорожденности ребенок совершает очередной скачок развития и вступает в эпоху кризиса четвертого месяца жизни. В этот период ребенок начинает хуже спать, чаще проситься на руки, больше времени проводит у груди, чаще плачет.

Это происходит из-за того, что малыш, уже привыкший к окружающему миру, открывает для себя новые возможности, и не всегда эти возможности могут быть удовлетворены тем арсеналом умений, которым владеет трехмесячный младенец.

Постепенно созревают не только физические, но и анатомические функции. Ребенок дольше удерживает взгляд, умеет выполнять несложные манипуляции с предметами, научился держать голову и улыбаться маме.

Наша задача в этот период — запастись терпением и максимально полно удовлетворить потребности малыша. Обычно кризис трех месяцев длится от двух до семи дней.

Кризис 6 месяцев

Кризис шести месяцев

К полугоду малыш начинает делить окружающих людей на чужих и своих. Он охотно идет на контакт с хорошо знакомыми ему взрослыми и избегает общения с тем, кто ему неизвестен. Ребенок уже понимает, что мама может уйти, и плачем реагирует на ее отсутствие.

Меняются и моторные навыки. К этому возрасту ребенок намного лучше владеет телом. Может не только взять протянутую ему игрушку, но и дотянуться до нее. Многие дети этого возраста устойчиво сидят и начинают ползать. Ребенок начинает эксперименты с голосом, учится регулировать его громкость и произносит первые лепетные слова.

Наша задача в этот период — организовать ему максимально стимулирующую среду, помогать ему в овладении новыми сенсорными и моторными навыками.


Кризис девяти месяцев

К девятому месяцу мир и возможности ребенка еще больше расширяются. Он совершает первые неуверенные шаги, лучше понимает сходства и различия предметов, может сортировать их по определенным признакам. Его пассивный словарный запас растет очень быстрыми темпами. Он понимает все больше обращенных к нему слов и может начать повторять некоторые из них.

Ваш малыш начинает активнее исследовать мир, пробовать его на вкус в прямом и переносном смысле. Он с одной стороны еще больше начинает сепарироваться от мамы, с другой — еще более настороженно относиться к другим взрослым. Это тот период, когда ребенок начинает караулить маму у дверей туалета и безутешно плачет, когда она уходит в магазин.

В это время ребенок становится более капризным и требовательным. У него появляются первые любимые игрушки, которые дают ему чувство защищенности. Он начинает проводить эксперименты и маленькие исследования.

Наша задача — не ограничивать познавательную активность ребенка, а помогать ему изучать мир безопасным для него способом. Нам нужно поддерживать в малыше уверенность, что мама рядом, всегда придет на помощь и поможет.


Кризис года

Эти процессы усиливаются к году. Первый день рождения ребенок встречает повышенными требованиями к родителям. Он старается привлечь к себе внимание всеми возможными способами. Это период, когда малыш начинает проверять ваши границы и установленные правила. Он все чаще может хотеть играть один, придумывает и пытается установить свои правила.

Годовалый ребенок уже достаточно хорошо координирует тело и довольно уверенно ходит. Он может начать отказываться от коляски, предпочитая ходить пешком или перемещаться у мамы на руках. В его действиях все больше исследований, вопросов «что будет, если». Он пытается задавать первые вопросы, строит логические цепочки и причинно-следственные связи. У многих детей этого возраста начинают появляться запрос «Я сам».

В этот период мы должны запастись максимальным количеством терпения, давать ребенку возможность выполнять те дела, которые он уже может выполнить, — накрыть на стол, самостоятельно помыть руки, надеть штаны. В этом возрасте важно выстроить границы и придерживаться выбранной модели поведения. Ребенок уже должен понимать, что за проступок может быть наказание, что нельзя бить людей, портить вещи.


Кризис двух лет

Два года — время, когда ребенок все хочет делать сам: сам одеваться, сам есть, сам гулять, сам выбирать продукты. У него появляются идеи, фантазии и планы, но развитие его навыков не всегда дают осуществить задуманное. Из-за этого ребенок злится и плачет, кажется, по любому поводу.

В этом возрасте он осознает себя полноценной отдельной личностью со своими желаниями и стремлениями. Ребенок продолжает поверять границы и как будто сознательно нарушает запреты. Он может отказываться спать, выбрасывает еду, которую вы для него готовите, и рисует на обоях будто бы вам назло.

В этот период нам нужно четко установить правила поведения, проговорить, что можно, а что нельзя. Объясните ребенку, что есть вопросы, в которых он может сам принимать решение. Например, что надеть или какую еду приготовить на ужин. Но есть вопросы, которые лежат исключительно в компетенции взрослых: сон, режим дня, безопасность. Придумывайте альтернативу для запретов: на обоях рисовать нельзя, но можно повесить ватман и рисовать на нем. И не забывайте поддерживать и принимать ребенка. Поощряйте ребенка за хорошее поведение, отмечайте его результаты и достижения.


Кризис трех лет

Три года — время, когда ребенок переходит из раннего детства в дошкольники. Его жизнь может кардинально измениться: раньше он сидел дома с мамой, а теперь ему нужно ходить в детский сад, а маме на работу.

В это время ребенок становится более капризным, требовательным и непослушным. Он все больше осознает собственное «Я» и свои потребности. Неудачи его расстраивают, могут вызывать приступы агрессии и истерику. Ребенка начинает интересовать, как он выглядит в глазах других. У него появляются первые друзья.

Кажется, что ребенок проверяет родителей на прочность, его желания постоянно меняются, а любое действие или бездействие приводят к бурному протесту и слезам.

В этот период очень важно сохранять спокойствие и выстраивать отношения с позиции взрослого. Не забывайте, что ребенку еще сложнее, чем нам: он не понимает, что и почему с ним происходит, поэтому хочет понять, будут ли родители по-прежнему любить и принимать его даже в те моменты, когда он превращается в маленького монстра. Помогайте ребенку пройти этот этап: придерживайтесь правил, дайте ему чуть больше самостоятельности, проговаривайте его чувства.

Не забывайте, что кризис — нормальный этап взросления. Чем больше нашей поддержки получит ребенок в этот период, тем проще ему будет преодолеть кризисы.

Вам также будет интересно
Позвольте себе стать неотразимой!Читать статью
Путешествие на машине с малышом, за или против!Читать статью
С какого возраста детям можно встречать новый год с родителями? Читать статью
Кетоновая диетаЧитать статью
Что лежит в мужской сумке: 10 вещей, для которых всегда найдется местоЧитать статью
Введение во храм Пресвятой БогородицыЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.