Прошло совсем немного времени с того радостного момента, как кроха появился на свет, а он уже успел многому научиться. Чему именно? Об этом мы и хотим вам рассказать, продолжая серию материалов о развитии грудничков по месяцам.
С этого времени и до полугодовалого возраста малыш очень много времени проводит у мамы на руках, интересуясь окружающей обстановкой. Он ориентируется в пространстве знакомой комнаты, знает, где находится дверь, ищет ее глазами, понимает, что через нее входят и выходят, и если кроха не хочет, чтобы мама его покидала, а она приблизилась к двери, то он может заплакать. Малыш не только следит глазами за любыми перемещениями, но уже способен предугадать траекторию движения предмета, который исчез из его поля зрения. Это хорошо заметно, когда ребенок поворачивает голову и смотрит туда, откуда должен появиться пропавший из поля зрения предмет. Малыш активно тянется к заинтересовавшей его вещи и стремится захватить ее.
Продолжается эмоциональное развитие крохи. Плачет он уже со слезами. Порой может буквально захохотать — громко, в голос. Проявляет чувство юмора и отвечает смехом на заигрывания, может выражать обиду и стеснение, продолжает кокетничать, задаваться (отворачивается от груди с важным видом). Малыш уже способен 10—15 минут заниматься сам с собой, но тем не менее много времени он проводит еще на руках.
Трехмесячный ребенок начинает проявлять терпение: ждет, когда мама приготовится к кормлению, возьмет его на руки и т.д. Но терпения хватает пока еще совсем ненадолго. В целом дети этого возраста веселы, спокойны и
общительны независимо от типа темперамента.
Постепенно малыш узнает всех родных в лицо и начинает различать «своих» и «чужих»: по отношению к незнакомым он проявляет настороженность, и если кто-то приблизится к нему или возьмет на руки, ребенок может заплакать. Самым приятным достижением для мамы становится то, что во время кормления малыш обнимает ее грудь ручками. Малышу очень нравится общаться, и он сам провоцирует взрослых на это.
Трехмесячные дети нуждаются в постоянном контакте с родными, и такую их потребность надо удовлетворять полностью.
О правильном моторном развитии говорит умение ребенка подтягиваться на руках, упираться ногами, его стремление встать, если захватит опору. Стоит кроха с поддержкой за подмышки, уверенно опираясь ногами. На руках долго находится в положении «сидя». Делает попытки перевернуться на живот, лежа на спине, и на спину — лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте осваивают переворот со спины на живот, но все дети способны перевернуться на бок из положения на животе или на спине.
Устанавливается режим кормлений: 6—8 раз в течение дня и 2—4 раза ночью. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но пока это бывает очень редко, обычно он составляет 2,5—3,5 часа. Тело грудничка заметно округляется. Чаще всего к этому возрасту налаживается регулярный стул, однако надо иметь в виду, что на третьем-четвертом месяце жизни он может появляться значительно реже: 1 раз в 2—7 дней. Это нормальное явление, характерное для детей, находящихся только на грудном вскармливании, и нет нужды в клизмах и слабительных средствах.
Ночной сон малыша длится примерно с 24—1 часа до 9—10 часов утра. Как правило, в это время бывает 2—4 кормления в период между 4 и 8 часами утра. Дневной сон становится 4-разовым: два длинных сна по 1—2 часа и два коротких — по 30—40 минут. Период засыпания остается продолжительным — 20—30 минут. В этом возрасте у ребенка может проявиться яркая реакция на фазы Луны и перемену погоды, которая может выражаться в беспокойном сне, капризном поведении.