Поиск

Такие разные... кубики

25/03/2009
ЕГОРОВА Юлия
1088

Наши бабушки и дедушки играли исключительно в кубики деревянные. Нам же предстоит нелегкая задача разобраться в огромном ассортименте кубиков разной формы, фактуры и содержания.

Игра в кубе

Итак, кубики могут быть разные: очень маленькие (с гранью в несколько сантиметров) и большие (с гранью в несколько десятков сантиметров), деревянные, пластиковые и картонные. В магазинах можно встретить мягкие кубики из поролона, обтянутые различными по фактуре материалами (хлопком, велюром, специальным виниловым материалом) и наборы кубиков, на гранях которых располагаются разнообразные развивающие элементы (объемные рельефные картинки, рамки и вкладыши соответствующей формы, изображения животных, буквы и цифры, движущиеся детали и т. д.). Необходимо отметить, что чем проще кубики, тем шире диапазон их применения.

Игра с кубиками развивает ловкость рук, мелкую моторику, образное мышление и воображение. К тому же они делают малыша целеустремленным.

От рождения до года

Конечно, дети разных возрастов играют в кубики по-разному. Годовалый малыш, пыхтя, строит башню из трех кубиков, трехлетняя девчушка сооружает из них кроватку для куклы, а пятилетний мальчик сможет построить целый сказочный город. С какого же возраста ребенку нужны кубики?

С крупными кубиками, грани которых окрашены в синий, красный, желтый или зеленый цвета, ребенка можно познакомить уже в возрасте 34 месяцев. Сначала малыш будет просто рассматривать их. Для этого можно положить его на животик и перед ним, на расстоянии 2030 сантиметров, расположить один кубик.

Обязательно расскажите ребенку, что находится перед ним, какого размера и цвета кубик. Дайте рассмотреть, предложите потрогать ручкой. Затем кубик поменяйте. Малышу можно показывать кубики разного размера и цвета.

Акцентируйте внимание на то, чем они похожи и чем различаются. Часто взрослые думают, что дети в этом возрасте не понимают «умных» слов и говорить о цвете, размере, форме с ними рано. Однако замечено, что к году детки, которым взрослые с самого раннего детства описывали различные свойства предметов, начинают различать цвета, размеры и форму предметов без каких-либо специальных занятий.

Примерно с 6 месяцев ребенок начинает активно захватывать предметы и манипулировать ими. Задача взрослых обеспечить ребенку максимальное разнообразие тактильных ощущений. Однако для игры лучше не использовать тяжелые кубики с острыми углами. Лучше всего подойдут кубики мягкие или пластиковые со сглаженными уголками. Малышу пока трудно самому построить башню даже из двух кубиков. Поэтому башенки, дома, мосты и прочее строит взрослый, а ребенок наблюдает и ломает. Не обижайтесь на малыша, если любимой его забавой станет разрушение ваших построек. Эти действия доставляют ему колоссальное удовольствие, ведь разрушение то немногое, что ребенок может сделать сам. Кроме того, малышу интересен процесс: не было ничего, появилось, а потом опять рассыпалось на части. Для него это равносильно волшебству!  Можно поиграть с кубиками следующим образом: посадите ребенка в высокий стульчик, положите перед ним пару кубиков, пусть он хватает их и бросает вниз. Такие упражнения хорошо тренируют пальчики, мышцы руки и координацию движений.

От года до пяти

Ближе к году ребенок может пытаться самостоятельно строить башни из двух-трех кубиков. Для него увлекательной забавой может стать игра «сделай как я». Взрослый строит пирамидки, паровозики, цветочки из двух-пяти кубиков, а ребенок рядом пытается их воспроизвести. Постепенно фигуры можно усложнять, увеличивая количество кубиков. Одновременно можно знакомить малыша с понятиями: большой-маленький (сравнивая кубики разных размеров), высоко-низко (сравнивая башни, например из двух и четырех кубиков), длинное-короткое (сравнивая паровозики, построенные из разного количества кубиков).

От года до трех лет ребенок все лучше начинает владеть своим телом, и, следовательно, все больше действий может совершать с предметами. Теперь ваш малыш может самостоятельно построить не только башню из кубиков, но и домик для любимой игрушки. Задача взрослого развивать фантазию ребенка, предлагая создать более сложные и разнообразные сооружения. Можно включить процесс строительства в сказочный сюжет. Например, после того, как в сказке медведь развалил теремок, все звери решили построить новый просторный терем и просят ребенка о помощи. Однако игры с кубиками нельзя ограничивать только строительством. Кубики могут помочь ребенку научиться сравнивать и запоминать предметы, исправлять ошибки. Например, предложите ребенку построить две башни: одну из зеленых (больших, деревянных) кубиков, а вторую из красных (маленьких, пластиковых). Можно в кучу красных кубиков положить один зеленый, а малыш пусть определит, какой кубик лишний. Для тренировки памяти поиграйте с ребенком в игру «Что изменилось?». Взрослый раскладывает кубики, составляя простую фигуру. Ребенок ее внимательно рассматривает.

Затем он отворачивается, а взрослый убирает один из кубиков. Малыш должен определить, какой кубик пропал, и восстановить фигуру. Примерно с двух с половиной лет актуальными становятся кубики с картинками, которые нужно собирать как пазл из четырех и более частей.

Для детей трех-пяти лет можно предложить более сложные задания. Научите ребенка продолжать ряд кубиков, выстроенных по определенной закономерности.

Выложите, например, разноцветные кубики: красный - два зеленых красный два зеленых… Пусть ребенок продолжит ряд. Постепенно переходите от простых к более сложным последовательностям. А потом поменяйтесь ролями пусть теперь ребенок выстраивает ряд, а вы его продолжаете. Еще одна игра взрослый строит из кубиков какое-нибудь сооружение-образец. Ребенку предлагается скопировать его, изменив, например, цвет кубиков или их размер. Подобные игры развивают мышление и пространственное воображение ребенка. Трехлетнего малыша можно попросить составить узор из кубиков по образцу, нарисованному на бумаге. Для этого на листе рисуется орнамент, составленный из разноцветных квадратов, а ребенок выкладывает его из кубиков с гранями соответствующих цветов. Начинать следует с двухцветного орнамента из четырех квадратов, постепенно усложняя узор. Кубики удобно считать и использовать для знакомства с различными арифметическими действиями. С помощью кубиков, на гранях которых располагаются буквы, легко выучить алфавит и складывать первые слова. Интересны в данном возрасте кубики, на которых изображены сказочные герои и сюжеты сказок. Они помогают развивать мышление и память ребенка. По ним можно пересказывать известные сказки или придумывать свои собственные.

От пяти до семи

Дети старше пяти лет предпочитают играть в кубики самостоятельно. Однако и им можно периодически предлагать разнообразные игры с ними. Например, можно дать ребенку задание построить здание из кубиков по определенному схематически нарисованному плану. Или наоборот, составить на бумаге план уже построенного из кубиков сооружения. В данной игре можно распределить роли:

взрослый строит, ребенок составляет план, или наоборот. С пластмассовыми кубиками можно отправиться в ванную и проделать несложные опыты. Например, ребенок может убедиться, что кубики не тонут в воде, и чем больше кубик, тем сложнее опустить его на дно.

Взрослым необходимо помнить, что не нужно заставлять ребенка выполнять то или иное задание, если ему не хочется. Достаточно отложить кубики на некоторое время, чтобы ребенок снова с удовольствием принялся ими играть. Не забывайте, что сложность заданий необходимо наращивать постепенно. И никогда не ругайте ребенка, если он не может выполнить задание или делает его неправильно. Главное, чтобы занятия доставляли радость и удовольствие и малышу, и вам.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.