Поиск

Занимательная м.а.т.р.е.ш.к.а

13/12/2010
СМИРНОВА Елена
508

В последнее время русская матрешка стала модным сувениром. Затейливо расписанные, они продаются иностранцам за высокую цену как своеобразный символ России, как типичный образец русского народного творчества. За этим увлечением мы забыли, что матрешка не только украшение интерьера или сувенир, она прежде всего игрушка для детей, причем очень полезная игрушка. Ее обучающей ценности может позавидовать любое современное педагогическое пособие. Этот замечательный предмет, созданный мудростью народа, имел
заслуженное признание у русских педагогов и рассматривался как классический дидактический материал.


С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у крохи правильное восприятие окружающего мира, его мышление.
Но чтобы достичь развивающего эффекта, недостаточно приобрести матрешку и отдать ребенку. Необходимо открыть для малыша ее замечательные свойства и научить его играть с ней. В этой статье мы хотим познакомить вас с различными вариантами такой игры, которые вы можете предложить своемумалышу. Для этого вам понадобится матрешка, включающая 10—12 предметов. Если  таковой у вас нет, используйте 2 набора обычных «пятиместных» матрешек.

Пригодятся также палочки, кружочки или кубики разной величины. Очень важен момент первого знакомства с матрешкой, открытия ее главного секрета. Это событие вы должны сделать радостным и неожиданным. Организуйте это, например, так.
Усевшись за столик вместе с ребенком, торжественно достаньте большую матрешку и выразите свое восхищение ею: «Посмотри, какая красавица к нам пришла! Ее зовут Матреша. Какой у нее яркий платочек, какие румяные щечки...» Полюбовавшись ею, возьмите игрушку в руки и удивленно скажите: «Что-то она тяжелая и гремит. Может быть, в ней кто-то прячется?» И со словами «Матрёшка-матрёшка, откройся немножко» разъедините две ее части и достаньте матрешку поменьше. Обратите внимание крохи, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрешки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите малышу узнать, не спрятался ли во второй матрешке еще кто-нибудь. Под те же слова пускай появится следующая, третья матрешка. Поставьте ее рядом и сравните с предыдущими. Так продолжается до тех пор, пока не кончатся все матрешки. Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая
матрешка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После такого знакомства начинается игра в детский сад.


Объясните малышу, что ваши матрешки, как обычные дети, пойдут в детский сад, но только большие — в старшую группу, а маленькие — в младшую. Отгородите место на столе (чертой или палочкой) для старшей и младшей групп и предложите отвести каждую из матрешек в подходящую группу — пусть это решает сам ребенок. Если он перепутает, поставьте две матрешки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, подведите итог, т.е. подчеркните, что высокие матрешки попали в старшую группу, а ростом поменьше — в младшую, потому что они еще маленькие. Вот подрастут и тогда пойдут в старшую. «А теперь наши матрешки пойдут гулять, — говорите вы, — пусть старшие поведут своих подружек из младшей группы». Попросите ребенка сначала собрать на прогулку, то есть построить по росту, «старших» матрешек. Потом нужно для каждой матрешки из старшей группы найти соответствующую пару в младшей. Предложите малышу взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и подобрать там подходящую пару — самую большую среди маленьких. Когда малыш выберет, попросите его отвести обеих матрешек на другой край стола, где у вас будет детская площадка. Итак, первая пара уже пошла гулять, а вам нужно подобрать следующую, т.е. выбрать вторую по величине матрешку в старшей и младшей группе. Когда все 5 или 6 пар будут готовы, покажите, как матрешки гуляют по столу: прыгают, поют, танцуют.


На прогулке можно устроить игру в прятки. Пусть маленькие матрешки попросят более крупных спрятать их внутри себя, а остальные должны искать пропавших подружек. Убедитесь вместе с ребенком, что спрятаться в другой матрешке может только та, что меньше ростом, а более крупная в маленькую не поместится.
Потом матрешки с помощью малыша опять выстраиваются парами и возвращаются в детский сад, где их зовут к медсестре измерять рост. В качестве ростомера можно использовать пирамидку с одним колечком, которое свободно перемещается по стержню. Пусть малыш ставит матрешки на ростомер, начиная с самой маленькой, а вы опускаете над их головами колечко и отмечаете рост каждой из них. Для отметок можно использовать цветные карандаши, подбирая их в соответствии с цветом каждой матрешки. Почаще спрашивайте ребенка, какая из них самая высокая, какая чуть-чуть пониже, какая намного меньше, где самая маленькая.


Но вот приходит время обедать. Вы достаете набор тарелок — кружочков разной величины в соответствии с количеством матрешек — и предлагаете ребенку подобрать для каждой из них подходящую тарелочку: самую большую — для самой высокой матрешки, чуть поменьше — для следующей и так далее. Здесь уместны разные шутки — например, маленькая матрешка захотела поесть из большой тарелки, а большая, жалуясь на отсутствие аппетита, предпочитает маленькую порцию. Возле одной тарелки могут оказаться сразу три матрешки, а кто-то из них может забрать себе две порции. В конце концов вы вместе с малышом все же наводите порядок, и каждая матрешка съедает свой обед.
Затем, естественно, нужно организовать отдых. Вместо кроваток используйте бумажные полоски или квадраты разной величины, тоже в соответствии с размерами матрешек, которых надо опять разделить на две группы — старшую и младшую. Пусть малыш отведет каждую группу в свою спальню и выберет для них кроватки. Сначала нужно уложить «младших», а потом «старших». Здесь опять же матрешки могут покапризничать и показать свой характер. Две из них могут поспорить из-за одного места, или большая захочет залезть в маленькую кроватку. С вашей помощью матрешки могут иногда исчезать. Обнаружив вместе с малышом пустую кроватку, подскажите ему, что кто-то из них спрятался и нужно догадаться кто. Сравнив размер пустой кроватки с остальными, ребенок сам должен определить рост пропавшей матрешки — из какой она группы, ближе она к
самой большой или самой маленькой, где самые похожие с ней по росту. Когда он сможет приблизительно определить рост исчезнувшей матрешки, она вдруг появится и извинится за непослушание.


После сна матрешки опять выстраиваются и отправляются парами на прогулку, где снова резвятся и прячутся.
Если у вас есть два одинаковых набора, можно подбирать одинаковые пары из каждого набора. В этом случае ребенок должен подобрать для матрешек подругу того же роста. Перемешайте оба набора и предложите выстроить всех парами по росту. Разговаривая от имени каждой матрешки, попросите ребенка найти ей пару. Сначала он будет сравнивать руками, а потом научится делать это на глаз.
Вы можете придумать и другие сюжеты. Важно показать, что, с одной стороны, все матрешки похожи, что они родственники или подружки, а с другой стороны, они разные и могут вступать в различные отношения — дружить, ссориться, мириться, «старшие» могут заботиться о «младших» или, наоборот, обижать их, а «младшие» могут демонстрировать свою неопытность и наивность. Когда игра закончена, не оставляйте матрешку в руках малыша, пока он не научится действовать осмысленно. Иначе ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут повсюду разбросаны и быстро растеряются. Помните, что в первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо! Именно взрослые должны оживить маленьких кукол, наделить их характером, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий: они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.
И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если малыш допускает ошибку, поправьте его наводящим вопросом или созданием смешной ситуации. Помогите ему обустроить свой «матрешечный» мир, где он будет высшим судьей и полным хозяином.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.