Поиск

Подражая маминому голосу

14/01/2015
МИХАЙЛИНА Юлия
625

речь малыша

 

Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не умеет пользоваться им, ему этот навык надо приобрести. С первых дней своей жизни он становится на путь тренировки своего голосового аппарата. Эти первые упражнения — еще не речь, а лишь рефлекторные звуки, но они оказывают громадное влияние на ее развитие.

Первые 2 месяца голосовые проявления ребенка — это крик и плач, которые еще очень далеки от звуков человеческой речи, однако они способствуют развитию разнообразных движений артикуляционного (речевого) аппарата, а также дыхания и голоса.

У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. Если же крик пронзительный, или очень тихий — в виде отдельных всхлипываний, которые ребенок обычно производит на вдохе, — или отсутствует вообще, то это может быть предвестником будущих проблем с речью.

Главная роль в овладении речью принадлежит слуху: если ребенок не слышит, то без специального обучения говорить он не сможет.

Слух начинает работать уже с первых часов жизни малыша. Его первая реакция на звук проявляется расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Постепенно малыш учится слушать голос взрослого и реагировать на него. И, конечно же, больше всего он настроен на мелодику материнского голоса, к которому привык еще до своего рождения.

Мамы иногда даже не подозревают, что в мозгу крохи прочно отпечатываются самые обычные ее слова, поэтому длительные разговоры с ребенком оказывают огромное влияние на его интеллектуальное и речевое развитие. Но если мама догадывается об этом — пусть не умом, а чутьем, то она старается как можно больше говорить со своим малышом: повторять издаваемые им звуки, давать для подражания новые, более сложные образцы их сочетаний, воздействовать на него выразительностью не только своего голоса, но и движений, мимики. В результате ребенок воспринимает речь взрослого не только слухом, но и зрением.

Важная роль зрения в возникновении речи подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок наблюдает за движением языка и губ говорящих, пытается повторять их, подражая утрированным артикуляционным движениям.

На первом году жизни родители должны предоставить малышу достаточное разнообразие внешних впечатлений, развивать его внимание к свойствам предметов. Когда кроха овладеет хватательными движениями, взрослым необходимо помочь ему приспособить эти навыки к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Тогда подобные свойства постепенно начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» можно схватить одной рукой, «круглое» охватывается всей ладошкой, «квадратное» берется пальцами с двух сторон и т.п.).

Сенсорное (чувственное) воспитание в этот период жизни ребенка имеет важнейшее значение. Облегчая приток новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития всех органов чувств, но и для нормального общего физического и психологического формирования ребенка.

Известно, что некоторые дети с недостатками развития органов чувств плохо различают звучащую речь. Порой даже кажется, что они не понимают, когда вы говорите, а когда нет. В таких случаях постарайтесь во время разговора приблизиться к малышу настолько, чтобы ваше лицо было ему хорошо видно. Младенцу, чтобы четко видеть, надо учиться фокусировать взгляд.

Малыши с недостатками развития нередко не в состоянии видеть так далеко, как мы считаем их способными видеть. Новорожденные умеют фокусировать глаза на предмете, находящемся на расстоянии около 15 см от их лица. Все, что находится дальше, воспринимается ими как расплывшиеся пятна. Когда малыши начинают учиться понимать, что говорят окружающие, им необходимо видеть лицо говорящего.

Регулярная, начиная с 2-недельного возраста, проверка работы глаз просто необходима. В этом случае врач сможет обнаружить проблему, если же оставить ее без внимания, ослабленный или неиспользуемый глаз потеряет свои функциональные связи с мозгом и зрительная система не разовьется надлежащим образом.

При воспитании маленьких детей традиционно почти все внимание взрослых направлено на своевременное кормление, организацию сна и прогулок. Но достаточно ли этого для малыша? Конечно, нет! Чем раньше взрослые начнут проводить специальные игры, способствующие успешному развитию младенца, тем лучше. Детский мозг страдает, если испытывает недостаток внешних воздействий. Установлено, что у детей, с которыми мало играют, которых не берут на руки, не ласкают, показатели развития мозга едва ли не на треть отстают от средних возрастных показателей.

Между ребенком и взрослыми должна установиться внутренняя связь, оказывающая громадное влияние на развитие речи. Младенец способен воспринимать улыбку, жест, слово, только обращенные к нему лично. Тогда общение становится для ребенка значимым, проходит на эмоциональном положительном фоне и побуждает его к ответной реакции (комплекс оживления, улыбка, гуление, смех). Звуки радио, магнитофона, телевизора такого воздействия оказать не могут. Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого — звуками и их сочетаниями.

Первые проявления речи младенца носят эмоционально-волевой характер. Они являются выразителями его внутренних сил и состояния: крик говорит о голоде, боли, одиночестве, гуление — о радости. В них участвуют не только речевой, но и весь моторный аппарат, жесты, мимика. Беспрепятственное развитие всего моторного аппарата очень важно для правильного развития языка ребенка.

Нельзя не поражаться тому постоянству, с которым кроха отдается упражнениям речевого аппарата: он способен в течение целого получаса повторять одни и те же звуки сотни раз.

Задержки развития речи должны вызывать тревогу у родителей не тогда, когда ребенок в 2 года не научился говорить, а уже в тех случаях, когда он запаздывает с гулением, когда своевременно не появляются лепет или первые слова. Чем раньше это будет выявлено, тем легче помочь ребенку.

Во время кормления грудью помогите малышу в захватывании соска — тем самым вы будете тренировать у него функцию сосания, при котором развиваются мышцы, занятые в произношении звуков. Наряду с этим развивайте у крохи потребность в общении с вами, формируйте зрительную фиксацию и способность следить за движущимся предметом, слуховое внимание и умение определить местонахождение в пространстве (например, поворачивать голову на звук колокольчика). Очень полезны специальные занятия по активизации голосовых реакций, которые хорошо проводить через 20—30 минут после пробуждения. (Только следите, чтобы малыш был в хорошем настроении!) При проведении занятий большое значение имеет тот разговор, который вы ведете с ребенком. Например, можно несколько раз эмоционально, с изменением громкости и высоты голоса повторить его имя или короткие рифмованные строчки — потешки, прибаутки.

 

Юлия МИХАЙЛИНА,

логопед-дефектолог

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.