По мере развития способности делать что-то самостоятельно у малыша повышается уровень независимости, собственной свободы, так сказать.
В это время кроха хочет везде быть рядом с мамой. При появлении посторонних малыш демонстрирует свои навыки (хвастается) и прячется за маму.
Потихоньку вырабатывается самостоятельность
Ребенок пользуется тем, что мама рядом, это как бы гарантирует его безопасность в процессе всех его исследований и познании мира. Первоначально при первой встрече с новыми лицами малыш старается держаться возле мамы. Но, с каждым разом позволяет себе отходить от нее дальше и дальше, время нахождения без мамы также возрастает, но иногда все же возвращается на исходную позицию возле мамы, чтобы убедиться в том, что находится в безопасности (мама рядом, все хорошо).
Присутствие папы рядом усиливает чувство уверенности в себе, так же как и наличие старших сестер/братьев или других взрослых, к которым малыш испытывает чувство привязанности.
Именно сейчас малыша в большинстве случаев пугают новые обстоятельства разлуки с мамой: госпитализация, поход в детский сад или просто разлука на длительное время с родителями.
Малыша можно уберечь от таких случаев, при условии, что он всегда будет чем-то занят или просто будет постоянно с кем-то общаться (играть), это будет его отвлекать от того, что мамы нет рядом. Малышу всегда легко, когда рядом родственники, особенно родители, но в этой роли могут быть и другие члены семьи.
Кроха чувствует уверенность в себе. Это потому, что он уже ходит самостоятельно, его походка уже уверенная. Совершенствуется координация мускулатуры (крупные мускулы).
Изменения эмоциональной сферы
Проходят страхи малыша, которые вызывали громкие или внезапные звуки, резкие движения, а к трем годам вообще может пропасть страх незнакомых людей, ну, или снизиться до минимума. Хотя нормой считается боязнь уличных собак, кошек и прочих животных и других существ или предметов, которые могут причинить боль.
Постоянное произношение «я сам»
Вместе с выработкой самостоятельности к ребенку приходит желание самостоятельно что-то делать, без помощи взрослых. Ясно, что делать сразу хорошо и безопасно не получится.
Родители, запаситесь терпением, ребенка нужно всегда поддерживать, во всех начинаниях, также как и совершенствовании приобретенных навыков. Близкие должны стимулировать малыша всячески, чтобы он развивался, пробовал снова и снова, следить за ним, чтобы мало ли чего не случилось. Расставить «границы» деятельности ребенка так, чтобы это было безопасно и с минимальными неудачами, дети очень ранимы.
Важно быть готовыми к новым детским эмоциям: гнев/раздражительность – это наиболее встречающиеся проявления у деток в этом возрасте. Приливы ярости, когда малыш размахивает ручонками, визжит, колотит в пол – самые распространенные формы выхода ярости наружу.
Такие вспышки характерны тогда, когда малышам постоянно что-то запрещают или у них просто не получается что-то сделать, достичь цели. Любые действия родителей: просьбы лечь поспать, сесть на горшок, сборы на улицу в тесной или неудобной одежде и всевозможные запреты являются провокаторами детского гнева. При всевозможных отклонениях от стандартного режима, к которому ребенок уже привык возможны приступы раздражительности, например, поход в гости.