Времена меняются, или Детский «календарь»
07/10/2008
БЕЛЯКОВА Елена
139

Во многих жизненных ситуациях, читая детям художественную литературу, общаясь с другими людьми, мы сталкиваемся с понятиями, связанными со временем. Это «сегодня», «завтра», «сейчас», «потом», «день, месяц или год»... Раньше временные понятия объяснялись детям только в старших группах детского сада. Теперь все иначе

«Моя дочка Сонечка научилась читать уже в три года. Девочка очень эрудированная для своего возраста. Но нам стало не хватать знаний об отрезках времени и временных понятиях. Тогда на базе того, что уже известно Соне, я попыталась создать развивающее пособие персонально для нее. Как-то раз я показала эту таблицу-календарь заведующей детским садиком, в который ходит Сонечка. Она очень заинтересовалась. Календарь был размножен и развешан во всех группах детского сада.
Для облегчения понимания временных терминов я придумала такой календарь, в котором ежедневно взрослый с ребенком, переставляя «грибочки», постигает информацию о времени, начинает чувствовать временные интервалы, применять эти понятия.
«Грибочки» лучше делать из прозрачного цветного материала. Я вырезала их из ненужной красной прозрачной папки для бумаг. Рядом с каждым числом, временем года, месяцем и днем недели в календаре делала лезвием надрезы, куда и вставляла «грибочки».


Шаг первый
Первое, с чем ребенка начинают знакомить, - это понятия прошлого, настоящего и будущего. Начинать можно уже в 2-2,5 года или даже раньше, все зависит от развития ребенка и от его словарного запаса. «Прошлое», «настоящее» и «будущее» - это, по сути, понятия «сейчас», «потом» и «раньше». Для этого ничего специально делать не нужно. Просто спрашивайте: «Что мы сейчас делаем?», «А что будет потом?» и так далее. Параллельно можно изучать последовательность некоторых событий. Например, посадили зерна в землю, затем полили, выросли ростки, колосья, зерна перемололи в муку, испекли хлеб.


Шаг второй
Это знакомство с делением суток на 4 временных отрезка: утро, день, вечер, ночь. Переставляем в течение суток грибочек с «утра» на «день» и объясняем, что меняется. Например, рассвело, умылись, позавтракали, пошли гулять, солнышко уже высоко, наступил день, пора обедать, ложиться спать после обеда. Во время укладывания желаем ребенку: «Спокойного дня». После сна наступает вечер. Пора полдничать, гулять, ужинать, читать книгу. А вот уже надо ложиться спать, потому что наступила ночь. Стало темно. В небе звезды. Так, наблюдаем вместе с ребенком, что происходит утром, днем, вечером. Замечаем, что на следующий день происходит то же самое - смена одного времени суток другим.


Шаг третий
Начинаем знакомиться с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра». Они появляются одновременно с числами и днями недели. А также можно беседовать с ребенком, спрашивая его: «Что ты делал вчера в садике?», «Завтра у вас будет утренник?»- подчеркивая, что «вчера» - это день, который уже прошел, а «завтра» - это день, который будет следующим.


Три месяца лета
Параллельно учим времена года. Обращаем внимание на то, что день становится короче или длиннее, а ночь - наоборот. Рассказываем о временах года. Ставим грибочек вместе с ребенком на нужное время года. Узнаем, что в каждом времени года есть три месяца. Учим названия месяцев. Ставим грибочек. Даем ему характеристику. Обращаем внимание на то, как много месяцев в году. Каждый день переставляем грибочек на нужное число месяца. Конечно, если ребенок умеет считать и знает цифры.Если же с цифрами и буквами еще не знаком, то можно учить с помощью этого календаря. Переставляя каждый день грибочек на новое число, мы учим понятия «вчера», «сегодня», «завтра», а также узнаем сколько дней в месяце, даем ребенку ощущение продолжительности этих отрезков.
Переставляя грибочек, изучаем и дни недели. Сначала нужно выучить наизусть их последовательность, а затем смело переставляем вместе с числами и дни недели, не забывая при этом объяснять, что есть рабочие дни, а есть любимые всеми членами семьи выходные.


И маленькие часики
Изучая время по такому календарю, приблизительно через три-четыре месяца можно приступать к изучению понятий «час», затем «секунда», а потом уже «минута». Но, конечно, если ваш ребенок уже может считать до шестидесяти. Для изучения часов вам понадобятся не электронные, а аналоговые часы с хорошим циферблатом и стрелками.

Счастливого вам путешествия по времени!
Вам также будет интересно
До трех еще раноЧитать статью
Как выбрать пальто на зиму?Читать статью
«Медленные» дети. Советы психологаЧитать статью
Быстрая доставка продуктов на домЧитать статью
Что подарить детям на Новый год 2021Читать статью
Такая женская мигреньЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.