
Игра закладывает фундамент для
будущего учения и составляет важную часть первоначального развития ребенка, да
и вообще важнейшую часть детства. В первый год жизни ребенок занят исследованием мира с помощью своих
органов чувств. Он постоянно нуждается в притоке новой информации об
окружающем. Поэтому так важно стимулировать ребенка, давая ему возможность
видеть, слышать, чувствовать новое, прежде ему незнакомое. Смотреть в потолок
далеко не так интересно, как разглядывать разноцветное подвижное музыкальное
мобиле, подвешенное к потолку.
ОТ 0 ДО 3
Игра — очень условное понятие в
этом возрасте. Малыш изучает мир, следуя своей природной любознательности.
Разглядывание предметов — серьезная работа для такой крохи.
ЧЕМ ЗАНЯТЬ МЛАДЕНЦА
- Подвесьте мобиле над кроваткой
так, чтобы ребенку было удобно рассматривать его лежа на спине. Способность
фиксировать внимание у младенца очень слаба, поэтому лучше повесить звучащее
мобиле — оно будет вновь и вновь привлекать
малыша. Можно сделать мобиле самим — это не только дешевле, но и
удобнее: вы сможете время от времени менять висящие предметы и обновлять свою
конструкцию.
- Младенцы любят наблюдать игру
света. Существует немало способов устроить разнообразные световые эффекты на
потолке. Пусть самый изобретательный член вашей семьи подумает над этим.
В хорошую погоду позвольте
малышу больше времени проводить под открытым небом — там природа сама
позаботится о его развлечениях. Кроны деревьев и плывущие облака — предметы,
которые и взрослый может наблюдать часами, не заскучав.
- Укрепите в кроватке зеркало
или фотографии членов семьи. Младенцы находят человеческие лица особенно
занимательными.
- Маленькие дети с интересом
изучают собственное тело. Давайте им такую возможность ежедневно, оставляя их
без одеяла, пеленок и лишней одежды хотя бы ненадолго — перед купанием,
гимнастикой или массажем.
ОТ 3 ДО 6
Вашему малышу не нужны игрушки —
ему нужны вы, чтобы с вами играть, чтобы развивать общительность и чувство
юмора. К этому времени ребенок действительно начинает реагировать на все, что
вы делаете. Он получает удовольствие от игры, даже если вы просто дуете ему в
лицо, или барабаните по животику, или «прячетесь», закрываясь ладонями. Такое
общение очень важно для ребенка, а вам доставит огромное удовольствие.
Месяца в три-четыре малыш в
состоянии удерживать предметы — скажем, погремушку, — но брать их сам он сможет
позднее, когда научится оценивать расстояние от своей руки до объекта.
ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ
- Давайте ребенку погремушки
разной формы, цвета, с разным звуком. Наблюдайте, что он с ними делает.
- Малыши очень любят заниматься
со своими руками. И четырехмесячный, и годовалый получают удовольствие от игры
в сороку-ворону и в ладушки.
- Показывайте ребенку, какие
эффекты можно извлечь из тех или иных предметов. Он может сам не догадаться,
что погремушки, натянутые на резинке над
кроваткой, умеют прыгать, вертеться и греметь. Однажды, увидев, как это их
крутит мама, малыш сам постарается добиться того же эффекта.
- Используйте свое воображение.
Множество прекрасных игрушек можно сделать буквально из ничего. Так,
пластиковая бутылочка становится еще более интересным предметом, если в нее кинуть
десяток сухих горошин и завернуть крышку.
Теперь ваш малыш умеет сидеть
самостоятельно и стал значительно активнее. Но поскольку он не может
передвигаться, ему нужно всегда иметь достаточно разнообразных предметов в
пределах досягаемости.
Он хорошо берет и удерживает
предметы и может даже благополучно донести до рта печенье.
Вкладывание одного предмета в
другой — вот новая игра, которая никогда не надоедает.
ОТ 6 ДО 12
КАРТОННАЯ КОРОБКА И ПОЗНАНИЕ
МИРА
- Пластиковый контейнер из-под
мороженого, игрушечное ведерко или даже просто обрезанный тетрапакет и
достаточное количество более мелких предметов, которые можно туда положить, —
вот лучшие игрушки для этого возраста.
Не забудьте, что предметы меньше
3 см представляют опасность для жизни ребенка: он может сунуть их в рот и
задохнуться.
Возьмите картонную коробку
(например, от ботинок), сделайте отверстие в крышке и покажите ребенку, как
просовывать предметы в это отверстие. Затем покажите, как снять крышку и вынуть
все обратно.
- Учите его брать и отдавать.
Когда малыш протягивает вам игрушку, покажите, как вам это приятно.
Поблагодарите его, затем верните игрушку.
- Стройте вместе с ребенком из
кубиков. На этом этапе ему лучше удается снос уже построенных башен, чем
возведение новых. Не торопитесь, скоро и это придет.
- Не выбрасывайте пустые
пластиковые флаконы от шампуней, гелей и прочего: это прекрасное развлечение во
время купания. Даже годовалый ребенок охотнее играет с флаконами, мыльницами и
губками, чем с игрушками. В дальнейшем предпочтение, отдаваемое реальным
предметам, будет еще заметнее.
МИР ЗА ПОРОГОМ ДОМА
Годовалый ребенок проявляет
интерес к миру за порогом дома. Мамам зачастую не терпится скорее начать водить
малыша в разные интересные места. Если зоопарк от вас недалеко — он может стать
таким местом. Однако и без зоопарка для годовалого ребенка в мире достаточно
интересного. Коза на обочине поразит его не менее, чем слон. Дерущиеся воробьи
или горланящий петух для него ничем не хуже фламинго. Разноцветный громыхающий
трамвай на соседней улице — достойная цель и смысл прогулки. Даже автомобили,
которые вас так раздражают, новы и интересны для него.
Утром, сразу после пробуждения,
подойдите с ребенком к окну, посмотрите, какая погода, что творится во дворе и
в мире. Синицы прилетели на кормушку. Кошка сидит на перилах балкона. Две
собаки встретились и настороженно знакомятся. Вот вам и первая экскурсия на
природу. Она не потребовала ни времени, ни денег, ни усилий. Но она не менее
увлекательна и поучительна для малыша, чем любая другая.