Поиск

Православное образование в светской школе

19/08/2011
МИТЮШИН Сергий
608

С момента выхода в свет постановления президента Д.А. Медведева о проведении эксперимента по апробации курса религиозных культур и светской этики в общеобразовательных школах прошел год. Во множестве российских школ за это время появился новый предмет – Основы православной культуры. Как отнеслись к этому новшеству дети, педагоги, родители? Будет ли продолжение?

Бесценный опыт

Уже 7 лет я преподаю этот предмет в одной замечательной общеобразовательной школе столицы. Отмечу, что данная инновация столичных школ в целом не коснулась: ни Москва, ни Питер не относятся к регионам, в которых запущен этот проект. Тем более полученный опыт представляется мне ценным, ведь в Москве многие острые вопросы приобретают особую «заточку».
Раньше считалось, что при введении нового предмета возникнет опасность межрелигиозных конфликтов в школе и несогласие родителей на обучение детей религиозной культуре. Как показала практика, эти опасения не подтвердились.
Изучая религиозную культуру своего народа, дети осознают веру как часть культуры в целом. Злоба, конфликты и уж тем более драки происходят не по причине разности религиозных, национальных или культурных особенностей, а вследствие гордого превозношения самого себя и уничижения других, проявления ксенофобии – поиска врага. Программа курса строится таким образом, чтобы у школьников и мысли не возникло об ущербности или враждебности какой бы то ни было мировой религии. Учебные разработки и методические материалы проходят согласование как в светском департаменте, так и в церковном отделе образования, кроме того, эти организации ведут постоянный мониторинг учебного процесса. В конце концов, появление ксенофобских настроений в школе не в интересах самих педагогов.

Одна из тысячина Школа № 225, где я преподаю, находится в рабочем квартале Войковского района Москвы, и в нее, как и положено, принимают всех окрестных ребят. Если родители не хотят, чтобы их ребенок посещал факультативные занятия по Православной культуре, они пишут отвод от этого урока, тогда он занимается в это время с другим преподавателем. Но таких случаев на моей памяти было не больше четырех, и всегда отказы писали родители, состоящие в религиозных сектах. На уроках активно занимаются дети из самых разных семей: атеистов и мусульман, евреи и вьетнамцы – проблем нет.
Очень важно правильно донести до родителей суть того, что будут изучать дети на уроках ОПК. Это не религия сама по себе, а религиозная культура, т.е. совокупность человеческого опыта и истории. Дети на уроках не молятся, не совершают религиозные обряды, не интегрируются в конкретную религиозную общину, что, собственно, запрещено законом, а изучают религиозный опыт народа, без знания которого невозможно понять сам народ, его душу. Быть может, в связи с этим предмет ОПК даже более полезен представителям не титульной нации.
Страха потери индивидуальности не должно возникать, как не возникает его у родителей, отдающих детей в школу, где на уроках литературы, ИЗО или музыки изучают преимущественно произведения классиков, в большей степени классиков русских, хотя в семье ребенка предпочтение может отдаваться абстрактной живописи или азербайджанской этнической музыке. Знание классики, в том числе религиозной, только расширит кругозор ребенка и поможет ему в жизни.

Скоро сказка сказывается...

Конечно, и мой личный опыт, и эксперимент по стране в целом выявил не только положительные моменты, но и определенные проблемы. И первая из них – недостаточность времени выделяемого на изучение данного предмета. В учебной программе школ, участвующих в эксперименте, на ОПК выделяется только 34 учебных часа, или иначе – одно занятие в неделю в течение одного учебного года. За это время дать даже самое общее представление о религиозной культуре совершенно невозможно. Я, милостью Божьей и волей дирекции, не заключен в столь узкие рамки и веду свой курс в одном классе три года, чтобы дальше передать детей в руки других преподавателей религиозной культуры. Таким образом, обучение православной культуре в нашей школе происходит практически на протяжении всего времени учебы и по целому ряду предметов. Благо здесь подобрался уникальный педагогический состав, даже преподавательница химии верующая.
Еще один вопрос – кадровый. В каждую школу священник регулярно приходить не может, слишком нас мало. Но встречаться с педагогами и давать нужные консультации мы готовы.
Если эта проблема в целом находит свое разрешение, то есть другая, более сложная. Это вы, мои дорогие родители. Многие не понимают, почему совершенно недостаточно одного года на знакомство с религиозной культурой. Только на объяснение основных вводных мировоззренческих понятий уходит уйма времени. Сто лет назад учителям этого объяснять не приходилось, дети впитывали эти термины с «молоком матери», а теперь по вопросам религии и мировоззрения в головах некоторых взрослых сумбур. И, слава Богу, что теперь мы имеем возможность помочь ребенку сформировать этот понятийный аппарат!
Встречается и другое отношение родителей к ОПК. Некоторые наивно полагают, что появление в школе данного предмета, особенно если преподавание ведет священник, автоматически сделает из проблемного ребенка святого отрока. Однако следует понимать, что изменение поведения человека – это прерогатива не обучения, но воспитания, а главной воспитательной силой для человека, безусловно, является семья. Если ребенок в семье будет видеть образец христианской нравственности, то уроки ОПК и Воскресной школы послужат дополнительным стимулом для его духовного роста, он увидит, что и в школе, и на приходе поддерживаются те ценности, которые ему прививают дома. И наоборот, если в доме господствует дух золотого тельца или ему подобных, то любые правильные слова педагогов не будут приняты или воспримутся как лицемерное прикрытие безнравственных устремлений. И это последнее хуже всего – лучше человеку совсем ничего не знать о Боге, чем, узнавши о Нем, посрамить эти знания в своей жизни.

Форум ОТЦА СЕРГИЯ

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.