Брать или не брать ребенка с собой в церковь? Этот вопрос задают себе многие родители, собираясь в храм. И в очередной раз, решив, что малыш все равно еще ничего там не поймет, оставляют его с бабушкой дома. Но есть семьи, где подобные вопросы не возникают. Истинно верующие люди убеждены, что воспитывать детей в вере необходимо с младенчества. Это значит не только регулярно посещать церковь, но и жить по заповедям Божиим. дети, воспитывающиеся в религиозных семьях, отличаются от большинства их сверстников тем, что живут в каком-то особенном мире, где существует совершенно иная система ценностей. По-настоящему
верующих людей, к сожалению, очень мало.
Большинство из нас, хоть почти все мы крещеные и нередко обращаемся мыслями к Богу, очень далеки от религии. Многие время от времени посещают церковь (чаще по большим праздникам), крестят своих детей, но на этом, как правило, наша религиозность заканчивается. Среди священников можно услышать ротиворечивые мнения на этот счет: одни считают, что люди все же потянулись к Богу, другие называют это поверхностной религиозностью, потому что мало ходить в церковь — надо изменить свой образ жизни и мыслей, что под силу, увы, не многим.
К нашему всеобщему стыду, мы почти ничего не знаем об истории религии и православия, в частности, но многие хотят, чтобы дети знали об этом больше. Правда, родители не всегда представляют, как говорить с малышом о Боге и как объяснить ему значение церковных таинств и молитв, в каком возрасте он способен это понять. Обратимся к опыту наших предков.
«Наказуй дитя в юности — успокоит оно тебя в старости...»
Раньше было принято, что беременная женщина отказывалась от праздных дел и увеселительных мероприятий. Она часто ходила в храм, раз в неделю — исповедовалась и причащалась, молилась утром и вечером. Считается, что вера в Бога входила в ребенка, находящегося еще во чреве матери. Перед родами женщина брала благословение в церкви, постоянно общалась со священником, который молился за нее и дитя и за лагополучный исход родов.
Когда младенец появлялся на свет, имя ему выбирали в честь святого, чью память Церковь праздновала в день рождения ребенка, или в честь святого, особо почитаемого в семье. Старались, чтобы день рождения и день ангела совпадали. На восьмой день после рождения ребенка священник совершал обряд наречения.
Как сказано в Новом Завете, на восьмой день после рождения Христа над новорожденным был совершен обряд обрезания и ему дали имя Иисус. Позже этот обряд остался только в иудейской религии, а в христианстве его заменили обрядом крещения. Считается, что, когда священнослужитель совершает обряд наречения, он благословляет младенца для духовной жизни, угодной Богу.
Если кроха рождался слабым и состояние его здоровья внушало опасения, то ему не только давали имя, но и крестили на восьмой день. Если малыш появлялся на свет крепким и здоровым, крестили его, как правило, на сороковой день, а над матерью читали очистительную молитву. Точного объяснения этому сроку нет. Полагают, что к сороковому дню мать ребенка должна полностью оправиться от родов. Именно тогда женщине впервые после рождения малыша разрешалось появиться в храме. Таинство крещения состояло (и состоит) из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и троекратного погружения того, кого крестят, в воду. Вода — это символ очищения, а погружение в нее — символ покаяния. Считается, что при крещении детей в них попадает благодатное зерно, которое должно привести к полному перерождению человека. Человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и для других людей.
Религия была важной частью жизни всех слоев общества. На воскресную службу собиралась вся семья, включая старцев и младенцев. Дома оставались лишь прикованные к постели люди. И взрослые и дети с нетерпением ждали кульминации церковной молитвы — Таинства причащения. Суть его в том, что человеку дается освященный хлеб и вино — Плоть и Кровь Иисуса Христа. Человек как бы принимает в себя частицу самого Бога, соединяется с ним прочными узами. Новорожденных причащают только Кровью, детей постарше — Плотью и Кровью. С семилетнего возраста ребенок должен сначала исповедаться, а затем причаститься. Принимая причастие, считается, что ребенок получает благодать Божию, или, проще говоря, в него входит сам
Бог и своей энергией защищает ребенка от болезней и напастей. Дети выстаивали службу наравне со взрослыми. Конечно, это тяжело для ребенка, особенно маленького, но, как считают священники, это приучает
детей к терпению, помогает воспитывать свой дух. А тот, кто не хотел стоять смирно во время богослужения, мог запросто заработать подзатыльник от матери.
Наши прабабушки держали своих детей в строгости, излишеств им не позволяли. Церковью не возбранялось наказывать детей физически (конечно, не сильно). В Священном Писании говорится: «Лелей дитя в юности — устрашит тебя в старости. Наказуй дитя в юности — успокоит оно тебя в старости». Святой праведный Иоанн Кронштадтский считал, что, если потакать капризам детей, они «скоро забудут цену вашей любви, заразят сердце злобою, а по достижении совершеннолетнего возраста будут жаловаться на то, что в юности слишком
много лелеяли их».
Наши предки не задавались вопросом: не рано ли мы водим наших детей в церковь? Для них это было естественным, и дети понемногу привыкали стоять тихо в церкви, учили молитвы, стараясь во всем походить на взрослых.
Кто этот дядя с бородой?
Когда я привела в церковь свою трехлетнюю дочь, она забросала меня вопросами: «Кто этот дядя с бородой? Почему все говорят непонятные слова и машут руками?» Из моих пространных объяснений девочка ничего не поняла. «Наверное, она еще слишком мала», — сделала я вывод. Но священник объяснил, что дело не в возрасте ребенка, а в том, как говорить с ним на эту тему. Надо объяснить детям простыми словами, что, например, есть большая-пребольшая семья, где Бог — Отец всех людей. И люди из этой семьи приходят в церковь — их общий дом. Священник помогает людям общаться с Богом. Если ребенок крещеный, расскажите ему, что его нательный крест защищает от болезней и от всего плохого и злого. Покажите малышу, что такой
же крест венчает купол церкви. Дети обычно любят слушать колокольный звон — скажите, что колокола зовут всех людей в их дом, чтобы помолиться, т.е. поговорить с Богом. Если ребенок спрашивает, почему в церкви так много свечек, объясните ему, что каждая свеча — это молитва какого-нибудь человека. И когда мы зажигаем свечи перед иконой, мы благодарим Бога или просим нам помочь, потому что Бог очень добрый и всегда помогает людям. В таких же простых словах малышу нужно объяснить смысл церковных обрядов. Например, можно рассказать ребенку, что всех маленьких детей батюшка крестит, окуная их в воду. И это помогает детям вырасти хорошими. А когда детей причащают, они становятся сильнее и добрее.
Возможно, ребенок не сразу все поймет, но шаг за шагом он придет к пониманию. Кроме того, дети многое чувствуют чисто интуитивно, хотя и не могут все объяснить. Священнослужители считают, что знакомить детей с Библией нужно с того возраста, когда родители начинают читать им сказки. Для детей выпускается масса изданий, где в простой и занимательной форме даются основы Священного Писания, и я думаю, читать их будет интересно не только ребенку, но и маме с папой. Но если вы еще не решили, какие из них выбрать, посоветуйтесь со священником.
Сейчас действует много церковных школ, гимназий, начальных приходских школ, где малыши изучают не только богословие, но и общеобразовательные дисциплины. Почти при каждом храме есть воскресная школа, где дети учат церковнославянский язык, песнопение, Закон Божий, знакомятся с историей религии. Конечно, не все посвятят свою жизнь Богу и Церкви, но многим из них эта учеба поможет стать не только образованными людьми, хорошо знающими нашу культуру и традиции, но и просто добрыми и чуткими к окружающим их людям.