…Давным-давно в Белом море русские люди открыли Соловецкие
острова и создали там монастырь. Все есть на Соловках: ягоды, грибы, озера
кипят от рыбы. Но нет хлебушка, и за грустили монахи и их игумен Зосим, но вот
он услышал плеск на море и увидел лодку.
А в ней — два юноши в красных, зеленых и золотистых одеждах.
Весел в руках у них нет.
— Весла где? — хотел спросить Зосима, но неспросил: увидел
крылья и понял, что это ангелы.
В легкой лодке привезли они муку, хлеб и масло. При везли —
и стали невидимы. Монахи же в горячих молитвах возблагодарили Господа и ангелов
Его за спасение.
…Как люди похожи друг на друга, так и Ангелы походят друг на
друга. Но при внешней похожести, как и люди, они очень разные.
И предназначение у них разное, и положение, да и обличье
тоже.
Всего различают девять чинов, или степеней ангельских, и они
разделены на три лика: I лик — Серафимы, Херувимы, Престолы; II лик —
Господства, Силы, Власти; III лик — Начала, Архангелы, Ангелы.
Какие они — разные и похожие — Ангелы?
Ближе всех к Богу Серафимы,
они окружают Его престол и поэтому стоят первыми в числе девяти чинов
ангельских. Об этом написано в Библии в свидетельстве пророка Исайи:
«Видел я Господа, сидящего на престоле высоком, и края
одежды Его на полнили весь храм.
Вокруг Него стояли Серафимы. У каждого из них по шести крыл:
двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
И пели они хором:
— Свят, Свят, Свят, Господь Бог! Вся вселенная полна славы
Его!
Один из Серафимов клещами взял горящий уголь жертвенника,
прилетел ко мне и коснулся углем уст моих и сказал:
— Теперь ты очищен от грехов. Ни одно лживое слово не выйдет
из уст твоих.»
«Серафим» в переводе с древнееврейского значит «огненный».
Его огонь сжигает всякую нечистоту, очищает и несет Свет любви к Богу и людям.
Рядом с огненными Ангелами — Серафимами — пребывают Ангелы
все видящие, или Херувимы. Да, слово
«херувим» означает «тот, кто имеет много глаз и видит все» или «многоочий». Он
нередко изображается с четырьмя крыльями.
Предание гласит: Ангел весь покрыт очами; они светятся на
золотых крыльях его, как васильки в поле. Каждое око — это человек, верующий в
Господа. И если человек впадает в неверие, то око закрывается.
Надолго или на всегда, это зависит от самого человека.
Через многоочих Ангелов просвещаются очи людей для
боговидения и богопознания.

Третий чин ангельский — Престолы.
С благоговением рассмотрим икону Рублева «Спас в силах», то
есть «Иисус Христос, полный сил». Вы увидите шестикрылых Серафимов и многоочих
Херувимов, может быть, не так отчетливо, как бы хотелось: иконе много лет. А у
ног Спасителя — правильные круги с красными крылышками или ножками…
— Это — космический корабль, — говорили мне знакомые
космонавты. — Спас сидит в его кабине. А у ног Его — не абстрактные круги с
красными крылышками, а сопла ракеты, из которых вырывается пламя.
Но я должен разочаровать сторонников такого взгляда на
икону. Господь, сотворивший человека, не нуждается в наших машинах. Крылатые
круги — Богоносные Престолы! — за один миг перенесут Его в любой конец Вселенной.
Чаще же Престолы изображаются как на иконе Рублева
«Вознесение». Два Ангела, с двумя сильными крыльями за спиной у каждого,
бережно возносят Иисуса Христа — плывут по небу, словно по морю.
Итак, мы рассмотрели три начальных чина, или первый лик,
троицу ангельскую, которая ближе всех к Иисусу Христу, к Его святому Престолу.
Теперь лик второй. Господства.
Эти Ангелы одеты в царские одежды. У каждого на голове корона. В деснице — в
правой руке — скипетр: жезл, увенчанный драгоценными камнями. А в шуйце — в
левой руке — держава: тяжелый, золотой или серебряный, шар, увенчанный крестом.
И скипетр, и держава — символы царской власти.
Эти Ангелы помогают земным правителям править так, чтобы
народ жил в спокойствии и достатке.
Народ же они оберегают от мятежей и кровопролитий.
Силы. Имя говорит
само за себя. Это сильные стройные Ангелы. На них воинские доспехи: стальные
шлемы и панцири. Они приходят на помощь не только защитникам отечества, но и
всем бедным и несчастным.
Власти. Иисус
Христос называл себя пастырем, то есть пастухом.
— Я пастырь добрый, — говорилОн. — Без пастыря рассеются
овцы стада Его.
Под овцами Он подразумевал людей, своих воспитанников, а под
пасть бою — воспитание у них любви к Богу и людям.
Христиане после Вознесения Христа на небо старались
сохранить Его образ в сердцах своих и обрядах. Их священнослужители тоже стали
пастырями добрыми. В их руках — длинный жезл, окованный серебром, и жезл этот —
как бы пастушеский посох. И еще они держат Евангелие, как бы сам Христос гласит
их устами.
Вот так вы глядят Ангелы по имени Власти. Они одеты в одежды
священнослужителей высокого звания, и они помогают церкви честно служить Господу.
Итак, мы рассмотрели и второй лик, или четвертый, пятый и
шестой ангельские чины, срединную троицу, которая служит Царю Небесному Иисусу
Христу и царям земным, и воинству, и духовенству.
А теперь — третий лик и последний. Начала. Иисус Христос просил проповедовать Его учение на всех языках,
поскольку много разных народов живет на Земле и все они равны.
Но нашлись недобрые люди, которые велели:
— Вести службу в церквях только на трех языках: на
еврейском, на греческом, на латыни.
Таких людей прозвали «трех язычниками». Трех язычники
преследовали братьев Кирилла и Мефодия, за то что братья перевели Библию на
славянские языки и служба в церквях пошла по-славянски.
— Это безбожные языки! — кричали трех язычники и бросили
Мефодия в темницу. — Отрекись от своих переводов, а не то убьем!
— Но Христос учил, что безбожных языков нет, — говорил
Мефодий. — Как же я могу отречься от Христа?
Босого его заставляли часами стоять на снегу. Все ждали
трех язычники, что он замерзнет и умрет.
Но святой Мефодий не замерз и не умер, а был освобожден,
потому что ему и брату его покровительствовали ангелы по имени Начала. Они
готовы помочь любому народу, любому человеку на родном языке по знать Бога.
Каждый Ангел из чина Начала облачен в одеяние помощника
священника. Это очень красивое одеяние, и непременная принадлежность его —
светлая сияющая лента с крестами.
Помощник священника во время службы в храме носит ее на
левом плече, что символизирует взмах ангельских крыльев.
Архангелы. До сих
пор я не назвал ни одного ангела именем собственным.
— Разве у них нет имен, а только степени или чины? — спросите
вы.
Есть, как и у людей. Но мы знаем имена только семи Ангелов,
или Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахниил.
Эти семь Архангелов составляют высший ангельский собор, или совет. Они, как и
серафимы, ближе всех к Господу, и Он доверяет им самые ответственные поручения.
Во главе Архангелов — Михаил. Имя его значит «Кто, как Бог».
Не равный Богу, ибо равных Богу, сотворившему небо и землю, да и самих ангелов,
и человека, нет и быть не может. А похожий на Бога.

Архангел Михаил —
самый сильный и мужественный ангел, воевода сил небесных. Во всей Вселенной у
него одного есть воинское звание «архистратиг», то есть «высший полководец». На
земле самое высокое воинское звание «генералиссимус», что значит «генерал из
генералов». Оно было у Суворова, у Сталина, у жителя китайского острова Тайвань
Чан Кай Ши и у некоторых других людей. Но генералиссимусы смертны. Они приходят
и уходят. А архистратиг Михаил вечен, как время. Он творит добрые дела. Вот одно
из них.
Над родничком с живой водой стояла церковь. Сюда приходило
много людей — помолиться и исцелиться. При церкви жил горбатенький старичок Архип.
Как-то услышал старичок страшный шум и обмер: с горы катится
поток воды и грязи!..
— Господи, спаси! — успел крикнуть старичок. — Архангел
Михаил огради!..
Как молния, возник архистратиг в красном плаще, жезлом
ударил в камень, отчего образовалось провалище, поток ушел в него; и родничок,
и церковь, и старичок Архип были спасены. Это событие получило название «Чудо
архангела Михаила в Хонех». В память этого чуда в Московском Кремле был
построен Чудов монастырь.
А один из главных соборов Кремля, где похоронены русские
цари, назван Архангельским — в честь Архангела Михаила. Он считается
покровителем и защитником России.
Рядом с ним Архангел
Гавриил, чье имя переводится как «Муж Божий» или «Крепость Божия». И еще
его зовут Добрым Вестником.
Это он принес Деве Марии радостную весть:
— Радуйся, Благодатная! Ты родишь сына и назовешь Его Иисус,
или Спаситель. Сын Твой вырастет и спасет мир.
Событие это было названо: Благовещение, или Благая, то есть
добрая весть. Ежегодно седьмого апреля православный народ отмечает его как
великий праздник.
И один из главных соборов Московского Кремля в честь него
назван Благовещенским.
В старину храмы покрывали нарядными росписями не только
внутри, но и снаружи. Над входом изображали Иисуса Христа. Справа от Него
рисовали Архангела Михаила. Слева — Гавриила.
Вот он — вход в главный храм России: Успенский собор
Московского Кремля.
Благой Вестник, он сообщит Господу светлую весть: еще одна
душа уверовала в Царство Божие, в любовь, которая спасет мир.

Архангел Рафаил.
Имя его переводится как «Исцеление Божие». Его рисуют так: в руках у него
сосуды с лекарствами, поскольку он — покровитель медицины. А рядом юноша Товия
несет большую рыбу. Это — не простая рыба и не золотая, а рыба-целительница.
Товия поймал ее в реке Тибр и по совету архангела Рафаила извлек из нее печень,
сердце и желчь. Ими он исцелил невесту свою и отца своего, о чем написано в
великой книге Библии.
Имя Уриил означа
ет «Свет Божий». Архангел этот изображается с мечом в правой руке и с пламенем
в левой. Он несет людям свет истины Божией и прогоняет тьму невежества.
Архангела Селафиила
рисуют молящимся. Он молится и учит людей молиться. Надобно не просто запомнить
слова молитвы, а осмыслить их и молиться с сердечной верой, надежной и любовью.
Недаром имя Селафиил равнозначно словам «Молитва к Богу».
…Есть такое не простое слово «воздаяние». За добро добром,
за злое дело наказанием рано или поздно воздаст человеку жизнь.
— У меня отмщение и воздаяние, — говорил Господь Бог в Библии.
Имя Иегудиил
переводится именно как воздаяние. Его изображение: в правой руке Архангел
Иегудиил несет венец, в левой — плетку с тремя хвостами. Венец — тому, кто
творит добро, плеть — тому, кто творит зло.
Наконец, последний — седьмой — Архангел Варахиил. Имя его тождественно словам «Божье благословение»,
то есть «Божье покровительство». Недаром, его рисуют с белыми, как снег,
розами, которые он несет добрым людям. Розы эти из райского сада.
Вот они, все семь Архангелов, как бы прошли перед вами,
читатель — высший ангельский собор во главе с архистратигом Михаилом. Семь
светозарных крылатых витязей, один краше другого.
— А есть ли черные ангелы? — спросите вы. Есть.
Всех до единого Ангелов сотворил Бог, и все они служили Ему
верой и правдой. Но одного из Архангелов обуял смертных грех — зависть, и он
возжелал свергнуть Бога истинного, сотворившего его. И самому стать богом. За
ним пошли другие ангелы. Их, ангелов тьмы, не так много, как Ангелов света, и
все-таки много.
— Как зовут этого падшего ангела? — спросите вы. — Демон?
У него несколько имен. Да, демон. Еще: сатана, князь тьмы,
вельзевул, люцифер.
И люди пошли вслед за черным ангелом. Большевики стали
взрывать храмы, расстреливать безоружных священников. Запылали костры из икон.
Бог не потерпел этого, и режим большевиков рухнул, потому что он был без
божным. Но на смену старым без божникам пришли новые и стали провозглашать:
— Наш бог — деньги.
— Цель жизни — обогащение.
— Мани! Мани! Мани!
Доллар на российской земле стал иконой… Бог и этого не
потерпит, и рано или поздно люди одумаются. Недаром написано в Библии: Архангел
Михаил сразится с сатаною и победит его.
Ангелы. Девятый и
последний чин ангельский. У каждого человека, старого и малого, есть Ангел-Хранитель.
Где бы человек ни был, Ангел-Хранитель всегда с ним.
Журнал "Божий мир" 1/2015