Ты носишь на груди маленький нательный крестик. Крест поверх своих одежд носит священник. Крестами увенчаны христианские храмы. Во время молитвы мы совершаем крестное знамение, прикасаясь пальцами правой руки сначала ко лбу, затем животу, поочерёдно к правому, а потом и левому плечам, изображая тем самым крест. Через Таинство крещения человек становится членом христианской Церкви. Крест устанавливается на могиле христианина после его смерти.
Итак, вся жизнь верующего во Христа и вся история Церкви Христовой неразрывно связаны со знаком креста. Почему? Потому что на кресте был распят Иисус Христос.
Распятие — мучительная и позорная казнь, которой в Римской империи часто подвергались самые страшные преступники. К т кой казни правитель Иудеи Понтий Пилат по требованию народа приговорил и Иисуса Христа. Сперва Пилат велел бить Иисуса Христа, думая, что людям этого будет достаточно, однако народ не соглашался и требовал распятия. После приговора римские
воины схватили Иисуса, избивали, всячески издеваясь и унижая. Затем положили Ему на плечи большой деревянный крест и повели к месту казни, Голгофе — небольшому холму близ Иерусалима, недалеко от городских ворот. По дороге Спаситель, измученный побоями, несколько раз падал под тяжестью крестной ноши. Наконец силы оставили Его. Тогда воины остановили случайного прохожего и заставили его нести крест Христов. Этого человека звали Симон Киринеянин.
На Голгофе руки и ноги Спасителя прибили коваными гвоздями к лежащему на земле кресту, а затем этот тяжёлый крест подняли, закрепили в земле и распяли на нём Иисуса Христа.
Из Евангелия мы знаем, что Сын Божий не только не совершил никакого преступления, но был абсолютно безгрешным. Мучения и страшную смерть Он принял добровольно — как жертву за всех нас. На кресте Он распял и уничтожил наши грехи. Христос освятил крест Своей святой кровью, и для христиан крест стал символом спасения.
Прошло около трёх сот лет после смерти и воскресения Христа. В то время Римской империей правил император Константин Великий. Он решил найти крест, на котором был распят Спаситель. Но вождь не мог оставить государственные дела и послал в Иерусалим свою мать, царицу Елену, чтобы та исполнила его желание. В 326 году она прибыла в Святой Город и начала поиски. Многих людей расспрашивала царица, но никто не мог сказать ей, где находится эта великая христианская святыня. Наконец нашли одного старого человека, который и указал заваленную мусором и землёй пещеру, где находился святой крест. Когда пещеру раскопали, то увидели там три креста и лежащую рядом табличку с надписью: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Эту табличку Понтий Пилат в своё время приказал прибить к кресту, на котором был распят Иисус Христос. Но какой же из трёх крестов принадлежал Спасителю? Ведь все три были похожи друг на друга, а табличка лежала в стороне.
Долго царица Елена и её спутники размышляли, пока Иерусалимский епископ Макарий не предложил поднести все три креста к больной женщине. От прикосновения двух крестов не произошло никакого чуда, а когда женщина коснулась третьего креста, то сразу выздоровела. В это время мимо шла похоронная процессия. Тогда решили попробовать возложить кресты на умершего. И как только гроба ко нулся третий крест, тот самый, от которого выздоровела больная женщина, мёртвый ожил!
Теперь уже все знали: найден тот самый, животворящий Крест Господень, который искала царица Елена. Все очевидцы чуда низко поклонились найденной святыне. Народу было очень много, Крест поставили на возвышенности, епископ Макарий стал поднимать — воздвигать его. Люди опускались на колени и восклицали: «Господи, помилуй!»
В память этого события Церковью установлен праздник — Воздвижение Креста Господня, который отмечается 27 сентября.
Накануне этого дня во время церковной службы крест выносится на середину храма. Потом при троекратном пении: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» — прихожане делают три земных поклона и целуют святой Крест, украшенный в знак почитания цветами. А в соборных храмах совершается чин воздвижения. Священнослужитель пять раз при пении «Господи помилуй» совершает воздвижение креста на четыре стороны света: на восток, на запад, на юг, на се вер, и в последний раз на восток. Так же, как делал это в далекие времена в окрестностях Иерусалима епископ Макарий.