Поиск

Метаморфозы рождественской елки

12/01/2016
МАТЮШИН Сергий
319

Новогодняя елка

 

Жизнь или смерть? Действительно, традиция приносить в дом елку и украшать ее в преддверии Рождества и Нового года сравнительно недавняя (именно в такой последовательности, ведь до революции Рождество праздновали 25 декабря (по старому стилю)). Повсеместное распространение она получила только с середины XIX века, около полутора столетий назад, хотя указ об украшении домов и площадей вечнозеленой красавицей был издан Петром I еще в 1700 году. Тогда он повелел: «По знатным и проезжим улицам учинить некоторые украшения из дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то и других дней хватает». Но русские люди неохотно исполняли заветы великого преобразователя, и на это были свои причины. Сейчас мы воспринимаем елку как символ вечной жизни, но для наших далеких предков ель символизировала смерть. Еловый лес мрачен, зачастую непроходим, еловая древесина малоценна, а плоды дерева шишки – несъедобны. Ельник представлялся славянам обиталищем нечистых духов, а выражение «елки-палки» было скрытым ругательством. Еловый лапник и поныне используется в погребальных обрядах, его кладут по пути траурной процессии с гробом, используют для декорирования могильного холма. Как было внести такое дерево в дом?! Помогли… немцы. В Германии нет дремучих еловых лесов, и жители этой страны увидели в этом дереве то, что видим сейчас и мы – вечнозеленую красавицу, устремленную к небу своим единым стволом, как бессмертная человеческая душа, стремящаяся к Богу в Рай. История маленькой елочки Считается, что первую новогоднюю елку поставили в немецком городке Селеста в 1521 году. С этого момента начинается ее триумфальное шествие по всему миру. В XVI веке в Саксонии уже изготовляют стеклянные елочные игрушки – шары. Из Германии повсеместная традиция украшать хвойное дерево к Рождеству переходит сначала в Скандинавию, а затем и другие страны Европы. В России после первой неудачной попытки императора Петра новогоднее дерево практически было забыто. Наряжали елку только в семействах немецких чиновников, находящихся на русской службе, но поскольку в те времена у нас их было немало, постепенно это нововведение входит во все великосветские дома. Елками начинают называть не только главное украшение праздника, но и само торжество, а поскольку на Руси всегда праздновать любили, новая традиция была обречена на успех. В 1852 году в столице Санкт-Петербурге была организована первая публичная елка. С этого времени мы можем говорить о начале общенародного почитания нарядной елки как главного символа Рождества и Нового года. Но только елка вошла в народную жизнь, как пришли мрачные времена государственного на нее гонения. Пришедшие к власти в 1917 году большевики стремились целиком и полностью перекроить душу и жизнь русского народа «до основания, а затем…». «Затем» милостью Бога не наступило, но изрядно досталось всем, в том числе и Елке. Она была объявлена религиозным пережитком прошлого и подлежала упразднению. Были времена, когда в преддверии Нового года ходившие по улицам дружинники заглядывали в окна – не горит ли где нарядами запрещенное дерево? Виновники строго наказывались. Хорошо, что это мракобесие не просуществовало долго. Человек не может жить без чуда, без веры, без религии. Подсознательно поняли тогда это и власти. В канун 1936 года в Кремле зажглась первая советская новогодняя елка. Таким образом, рождественская елочка, претерпев религиозное гонение, стала исповедницей. Исповедниками в Церкви называют людей, которые подобно мученикам за веру подвергались репрессиям, но остались в живых, например христиане – узники сталинских лагерей. Христианский смысл В советское время было принято увенчивать елочку пятиконечной звездой – пентаграммой коммунизма. Раньше на ней тоже сверкала звезда, но иная — восьми или, реже, двенадцатилучевая. Конечно, это был символ Вифлеемской звезды, явившейся волхвам 2010 лет назад и возвестившей миру о рождении Спасителя. Ведь елочка все же рождественская. Волхвы принесли младенцу дары, теперь и мы приносим нашим детям в па- мять о тех дарах подарки и кладем их под елку, венчаемую чудесной рождественской звездой. Рождество вновь вернуло людям способность к богообщению, утраченную Адамом и Евой в Раю. Там они имели вечную жизнь. Библия пишет о Древе жизни, которое росло в Эдеме и давало возможность людям не умирать. В целом «вечноживая» зеленая рождественская елка и символизирует собой это чудесное древо жизни, а золотые шары на ней – это, конечно, те плоды вечной молодости, произраставшие в том утраченном нами саду. Наряжая вместе с детьми прекрасную рождественскую ель в этом году, пожалуйста, постарайтесь донести до них сокровенный смысл, вложенный в эту традицию. Ведь для ребенка очень важно докопаться до сути вещей, узнать, что и зачем происходит в этом мире. Нарядная елочка – символ жизни, добра и пришествия Бога в наш мир, сможет стать для вашего чада не только причиной радости, но и источником веры, надежды и любви. Рождественский храм В Средние века на Руси редко посвящали храмы главнейшим праздникам – Рождеству и Пасхе. Считалось, что храм Воскресения находится в Иерусалиме, а храм Рождества в Вифлееме. Такие церкви в России стали появляться позднее, но было их немного, а еще меньше сохранилось до наших дней, пройдя через горнило советского безбожия. В Москве существует только один незакрывавшийся храм в честь Рождества Христова – в Измайлове. Раньше здесь жили стрельцы, для них в 1664 году здесь был построен первый деревянный храм. Когда тот пришел в ветхость (а это случилось довольно скоро), на его месте был построен каменный в стиле русского узоречья. Церковь считалась царской – здесь располагался один из дворцов. Знаменитый лейб-гвардейский Измайловский полк Петра I также находился в этих местах. С 1804 года в этом храме находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери. Первоначальный древнейший образ этой иконы был привезен на Русь из Византии святым князем Владимиром в Х веке. Долгое время он хранился в Успенском соборе московского Кремля, но во время нашествия Наполеона был вывезен неприятелем и по настоящее время хранится в соборе Парижской Богоматери. К счастью, будто предчувствуя беду, с иконы в XVIII веке успели сделать список – копию. Он тоже прославился чудесами, особенно во время эпидемии чумы 1771 года. Именно к этому чудесному списку вы можете благоговейно приложиться сегодня в храме Рождества Христова в Измайлове.

Адрес церкви: Москва, Измайловский проезд, 28.

 

Иерей Сергий МАТЮШИН 

Вам также будет интересно
Как помочь ребенку при головной боли Читать статью
Электрошокер делает жизнь спокойнойЧитать статью
Выбираем телевизорЧитать статью
Серебряная цепь как единственное украшение в образеЧитать статью
Детский праздник на теплоходеЧитать статью
Все о предлежанииЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.