Метаморфозы рождественской елки
Метаморфозы рождественской елки
12/01/2016
МАТЮШИН Сергий
212

Новогодняя елка

 

Жизнь или смерть? Действительно, традиция приносить в дом елку и украшать ее в преддверии Рождества и Нового года сравнительно недавняя (именно в такой последовательности, ведь до революции Рождество праздновали 25 декабря (по старому стилю)). Повсеместное распространение она получила только с середины XIX века, около полутора столетий назад, хотя указ об украшении домов и площадей вечнозеленой красавицей был издан Петром I еще в 1700 году. Тогда он повелел: «По знатным и проезжим улицам учинить некоторые украшения из дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то и других дней хватает». Но русские люди неохотно исполняли заветы великого преобразователя, и на это были свои причины. Сейчас мы воспринимаем елку как символ вечной жизни, но для наших далеких предков ель символизировала смерть. Еловый лес мрачен, зачастую непроходим, еловая древесина малоценна, а плоды дерева шишки – несъедобны. Ельник представлялся славянам обиталищем нечистых духов, а выражение «елки-палки» было скрытым ругательством. Еловый лапник и поныне используется в погребальных обрядах, его кладут по пути траурной процессии с гробом, используют для декорирования могильного холма. Как было внести такое дерево в дом?! Помогли… немцы. В Германии нет дремучих еловых лесов, и жители этой страны увидели в этом дереве то, что видим сейчас и мы – вечнозеленую красавицу, устремленную к небу своим единым стволом, как бессмертная человеческая душа, стремящаяся к Богу в Рай. История маленькой елочки Считается, что первую новогоднюю елку поставили в немецком городке Селеста в 1521 году. С этого момента начинается ее триумфальное шествие по всему миру. В XVI веке в Саксонии уже изготовляют стеклянные елочные игрушки – шары. Из Германии повсеместная традиция украшать хвойное дерево к Рождеству переходит сначала в Скандинавию, а затем и другие страны Европы. В России после первой неудачной попытки императора Петра новогоднее дерево практически было забыто. Наряжали елку только в семействах немецких чиновников, находящихся на русской службе, но поскольку в те времена у нас их было немало, постепенно это нововведение входит во все великосветские дома. Елками начинают называть не только главное украшение праздника, но и само торжество, а поскольку на Руси всегда праздновать любили, новая традиция была обречена на успех. В 1852 году в столице Санкт-Петербурге была организована первая публичная елка. С этого времени мы можем говорить о начале общенародного почитания нарядной елки как главного символа Рождества и Нового года. Но только елка вошла в народную жизнь, как пришли мрачные времена государственного на нее гонения. Пришедшие к власти в 1917 году большевики стремились целиком и полностью перекроить душу и жизнь русского народа «до основания, а затем…». «Затем» милостью Бога не наступило, но изрядно досталось всем, в том числе и Елке. Она была объявлена религиозным пережитком прошлого и подлежала упразднению. Были времена, когда в преддверии Нового года ходившие по улицам дружинники заглядывали в окна – не горит ли где нарядами запрещенное дерево? Виновники строго наказывались. Хорошо, что это мракобесие не просуществовало долго. Человек не может жить без чуда, без веры, без религии. Подсознательно поняли тогда это и власти. В канун 1936 года в Кремле зажглась первая советская новогодняя елка. Таким образом, рождественская елочка, претерпев религиозное гонение, стала исповедницей. Исповедниками в Церкви называют людей, которые подобно мученикам за веру подвергались репрессиям, но остались в живых, например христиане – узники сталинских лагерей. Христианский смысл В советское время было принято увенчивать елочку пятиконечной звездой – пентаграммой коммунизма. Раньше на ней тоже сверкала звезда, но иная — восьми или, реже, двенадцатилучевая. Конечно, это был символ Вифлеемской звезды, явившейся волхвам 2010 лет назад и возвестившей миру о рождении Спасителя. Ведь елочка все же рождественская. Волхвы принесли младенцу дары, теперь и мы приносим нашим детям в па- мять о тех дарах подарки и кладем их под елку, венчаемую чудесной рождественской звездой. Рождество вновь вернуло людям способность к богообщению, утраченную Адамом и Евой в Раю. Там они имели вечную жизнь. Библия пишет о Древе жизни, которое росло в Эдеме и давало возможность людям не умирать. В целом «вечноживая» зеленая рождественская елка и символизирует собой это чудесное древо жизни, а золотые шары на ней – это, конечно, те плоды вечной молодости, произраставшие в том утраченном нами саду. Наряжая вместе с детьми прекрасную рождественскую ель в этом году, пожалуйста, постарайтесь донести до них сокровенный смысл, вложенный в эту традицию. Ведь для ребенка очень важно докопаться до сути вещей, узнать, что и зачем происходит в этом мире. Нарядная елочка – символ жизни, добра и пришествия Бога в наш мир, сможет стать для вашего чада не только причиной радости, но и источником веры, надежды и любви. Рождественский храм В Средние века на Руси редко посвящали храмы главнейшим праздникам – Рождеству и Пасхе. Считалось, что храм Воскресения находится в Иерусалиме, а храм Рождества в Вифлееме. Такие церкви в России стали появляться позднее, но было их немного, а еще меньше сохранилось до наших дней, пройдя через горнило советского безбожия. В Москве существует только один незакрывавшийся храм в честь Рождества Христова – в Измайлове. Раньше здесь жили стрельцы, для них в 1664 году здесь был построен первый деревянный храм. Когда тот пришел в ветхость (а это случилось довольно скоро), на его месте был построен каменный в стиле русского узоречья. Церковь считалась царской – здесь располагался один из дворцов. Знаменитый лейб-гвардейский Измайловский полк Петра I также находился в этих местах. С 1804 года в этом храме находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери. Первоначальный древнейший образ этой иконы был привезен на Русь из Византии святым князем Владимиром в Х веке. Долгое время он хранился в Успенском соборе московского Кремля, но во время нашествия Наполеона был вывезен неприятелем и по настоящее время хранится в соборе Парижской Богоматери. К счастью, будто предчувствуя беду, с иконы в XVIII веке успели сделать список – копию. Он тоже прославился чудесами, особенно во время эпидемии чумы 1771 года. Именно к этому чудесному списку вы можете благоговейно приложиться сегодня в храме Рождества Христова в Измайлове.

Адрес церкви: Москва, Измайловский проезд, 28.

 

Иерей Сергий МАТЮШИН 

Вам также будет интересно
Обучение английскому детей с 3 лет | Особенности курсов иностранного языкаЧитать статью
Что такое беременность и как правильно ее диагностироватьЧитать статью
Актуальные сладкие подарки на Новый год в разных упаковкахЧитать статью
Бесконечные «почему» Читать статью
7 простых рабочих методик обучения ребенка счетуЧитать статью
О гармоничных точках соприкосновения у детей рассказывает Юлия Борисовна Гиппенрейтер Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.