Сколько длится пост?
Великий пост, время самоограничения и духовной
подготовки к главному христианскому празднику – Пасхе, был установлен уже в
раннюю христианскую эпоху и практикуется во всех традиционных конфессиях
христианства.
Другое наименование этого периода – «Святая
четыредесятница», так он называется из-за своей формальной продолжительности – 40
дней. Именно столько времени, согласно Евангелию, постился Иисус Христос в
пустыне, подготавливая Себя к началу спасительного служения людям.
С другой стороны, 40 дней - это примерно десятая часть
года, а Библия указывает посвящать десятину от всего, что имеешь, Богу, в
данном случае десятину времени.
Фактически Великий пост длится дольше – семь недель,
но последняя неделя считается особенным периодом, это «Страстная седмица»,
посвященная воспоминанию последних дней жизни Христа перед воскресением.
Когда начинается Великий пост?
В 2012 году Великий пост начинается 27 февраля и
продлится до 14 апреля, Пасха Христова празднуется 15 апреля.
Чего нельзя в Великий пост?
Во все времена этот период времени люди посвящали
воздержанию, направленному на обуздание греховных наклонностей, и сосредотачивались
на духовной жизни. Предписывалось ограничение в еде – отказ от любой пищи
животного происхождения, а строгие монастырские уставы требовали ограничения и
в растительной пище, вплоть до сухоядения. В супружеской жизни также
указывалось на необходимость воздержания. Всяческие развлечения и увеселения в
это время не приветствуются, на Руси постом прекращали работу все театры, цирки
и балаганы.
Жизнь христианина в это время сосредотачивается на
молитве - общении с Богом, покаянии - осознании и исправлении своих внешних и
внутренних недостатков, чтении душеполезной литературы, совершении дел милосердия и совершенствование
в других добродетелях.
Прежде всего, следует понять, что гастрономическое
воздержание не является самоцелью поста, это, если угодно, строительные леса,
помогающие в сооружении здания добродетели, сами по себе, вне стройки, леса
бессмысленны. Типичной ошибкой современного христианина является попытка исполнить
все уставные предписания, касающиеся воздержания в пище, при этом основное
содержание Типикона (книги богослужебного устава) о порядке совершения молитв в
эти дни практически игнорируется, в связи с естественной занятостью на работе.
В результате мы видим, как человек строго исполняя предписания устава, питается
один или два раза в день сырыми овощами без масла. При этом он пытается
исполнять также устав родного предприятия, предписывающий 8-10-часовой рабочий
день с обязательной рутиной и нервотрепками. Добавим сюда давку в общественном
транспорте или простаивание в пробках два раза в день и получим очевидный результат
- минимум пользы для души, максимум вреда для тела.
Церковный устав предполагает гармонию между телесным
воздержанием и духовным деланием. Пищевое самоограничение призвано помочь
человеку в молитве, без молитвы пост превращается во вредную диету. Наши предки
знали это.
В ранний весенний период святой четыредясятницы, когда
в деревне еще нет основных сельскохозяйственных работ, а в городе замирала вся
светская жизнь, встав рано утром, они совершали домашнее молитвенное правило и
отправлялись на службу в храм. После продолжительной службы в несколько часов,
шли домой, благо храм всегда был рядом, и подкреплялись постной пищей, затем,
несколько отдохнув, направлялись на вечернее богослужение. День заканчивался
скромным ужином и вечерними молитвами. Более интенсивная духовная жизнь шла,
впрочем, и сейчас идет, в монастырях. Монахи, люди отрекшиеся от всех
треволнений мирской жизни, целиком посвящают себя жизни духовной. Они встают на
молитвы и ночью, первые дни поста едят только хлеб и воду. При этом сохраняют
здоровье и долголетие.
Причина этого в том, что молитва дает людям другую
силу и энергию, которую невозможно измерить в килокалориях. Эта сила благодати.
Когда человек молится по-настоящему, он не чувствует голода, или чувствует его
по-другому, не как раздражительность и слабость, а как легкость и внутреннюю
свободу. Обильная еда препятствует чистоте и сосредоточенности молитвы,
появляются посторонние мысли. Именно поэтому в древности пост стали
присоединять к молитве.
Как соблюдать пост?
Когда ко мне обращаются люди с вопросом о том, как
строго им надо поститься, я отвечаю, что пост должен быть пропорционален
молитве. Если вы совершенно не молитесь в течение дня, то любое воздержание в
пище не принесет вам пользы. Если успеваете прочитать только Серафимово правило
утром и вечером - воздерживайтесь от мяса. С трудом читаете полностью вечерние
и утренние молитвы, но валитесь с ног после трудового дня, - оставьте для себя
рыбу, если есть силы – воздержитесь, и так далее. Пост – упражнение индивидуальное,
это в монастырях, где все живут по одному распорядку, есть коллективный устав
трапезы, и то для больных и слабых делается послабление.
Если вы больны и не можете отказаться от каких-то
продуктов по медицинским показаниям, не отказывайтесь. Ведь основной смысл
поста, как мы уже сказали, не в отказе от употребления скоромных продуктов. Аналогично можно ответить на вопрос: "Как соблюдать пост беременным женщинам?"
Соблюдать ли пост детям?
Правило о гармонии поста и молитвы актуально и в
применении к детям. Из жития преподобного Сергия Радонежского мы знаем, что
этот подвижник уже в грудном возрасте стремился к воздержанию в постные дни.
Конечно, это чудо, и как любое чудо является исключением, но исключения
подтверждают правила. Если ребенок воспитывается в семье, соблюдающей пост,
будет неверным не приобщать его к семейной традиции.
Прежде всего, надо объяснить на доступном уровне
назначение поста как упражнения в развитии воли к преодолению дурных
наклонностей, как способ самодисциплины и подспорье в молитве. Желательно,
чтобы дети в это время, как и в любое другое, кушали за столом ту же еду, что и
родители, не следует готовить для них особых блюд, это нарушает осознание
единства семьи и значительно осложнит в дальнейшем сознательно воспринять
культуру поста. Сложно представить себе ребенка, который согласится поститься
сразу после достижения совершеннолетия, если его оберегали от поста в
отрочестве, ссылаясь на рост организма.
Для растущего организма требуются, прежде всего,
молочные продукты. Предлагая к общему столу приготовленную для всех постную
трапезу, вы можете позволить своим чадам употреблять кисломолочные продукты,
если, конечно, они сами этого хотят. Бывает, что ребенок сам стремится к
религиозной жизни, юности свойственна жажда подвига, не следует препятствовать
таким порывам молодой души.
Если дети сами стремятся к посту, у них могут
возникнуть вопросы в отношении его соблюдения в образовательных учреждениях.
Ведь там предлагают пищу скоромную, а целый день оставаться голодным тяжело и
вредно. Пусть по возможности воздерживаются от мяса. Есть в супе мясо, - суп
ешь, а мясо оставь, также и со вторым - гречку съешь, а котлету оставь, и не
важно, что там бульон мясной или подлива жирная, главное - принципиальное
воздержание, а не наличие «скоромных молекул».
Это, кстати, еще одна распространенная ошибка
современных постников, - боязнь невольно оскоромиться. «Купил пирожок, вроде с
яблоками, съел, а потом состав прочитал, а там молоко в тесте. Все кончено,
весь пост насмарку!» Как будто в постные дни какие-то продукты становятся
греховными сами по себе. Смысл поста в сознательном самоограничении, прежде
всего, от дурных поступков, слов и мыслей. А тот, кто боится невольно
оскоромиться, как правило, вольно или невольно осуждает тех, кто не постится.
Вот осуждение, - это однозначный грех.
Пост должен научить ребенка, прежде всего,
сосредоточенному отношению к своему внутреннему миру. Поэтому более важным,
нежели отказ от эскалопов и ромштексов, является воздержание в эти дни от
праздных развлечений, первыми из которых в наши дни стали телевизор и компьютерные
игры, в том числе телефонные и приставочные.
Есть семьи, в которых на все время поста телевизор
закрывается красивой тряпочкой и вплоть до Пасхи остается просто предметом
интерьера. Если вы не способны к такому подвигу, то ограничьте просмотр
новостными передачами и серьезными фильмами с дисков, благо их сейчас не мало.
Принцип воспитания души и тела в умеренности и
самоограничении закладывается в детстве, и тот, кто привыкнет к нему
сызмальства, тот со значительно меньшим трудом, а то и с радостью понесет его,
будучи взрослым. А такой полезный опыт пригодится каждому человеку в нашем
мире.
Священник Сергий Матюшин
Сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям
Церкви и общества