Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Академик В. А. Сухомлинский, советский педагог и детский писатель
Первый учитель, первый воспитатель своего ребенка — это вы сами. Другие придут позже, и у них не будет того абсолютного авторитета, который есть и всегда будет у вас.
Даже в те моменты, когда вы не следуете какой-то методике развития ребенка, а просто активно общаетесь и играете с ним, вы его развиваете. При этом мозг и подчиненное ему тело ребенка тянутся к познанию и приобретению новой информации, новых ощущений, новых навыков, так что любая игра для ребенка — обучающая. Все приятные ребенку игры развивают разные поля и системы его мозга. Чувство ритма и ориентации в пространстве, мелкую моторику, память, речь.
Когда вы занимаетесь с ребенком развивающей игрой — учите его ходить, подбирать фигурки к отверстиям модуля, листаете вместе книжку, учите новые слова — надо соблюдать некоторые правила, чтобы вы оба получали от этого занятия максимальную пользу и удовольствие.
Но сначала задайте себе один вопрос. Вопрос вашей мотивации, самый важный — ведь с маленьким ребенком, хоть и радостно, но объективно непросто, и очень серьезная мотивация должна поддерживать вас, приходя на помощь родительскому инстинкту. Итак, вот мой вопрос.
Чего, какого результата и ради кого вы хотите добиться, воспитывая ребенка, пробуждая его таланты?
По-хорошему ответить бы вам на него, когда вы только планируете ребенка.
Потому что есть мотивации, которые разрушат вас, ребенка, и ваши отношения. Вот примеры таких мотиваций (довольно, к сожалению, распространенных).
Я хочу, чтобы ребенок стал тем, чем мечтал стать я, но не смог.
Я хочу, чтобы ребенок стал моей копией.
Я хочу, чтобы мой ребенок был идеальным.
Если ваша мотивация примерно такова — посетите психолога. Он поможет вам разобраться в себе и отделить свои нереализованные желания, травмы и страхи от естественного желания стать родителями.
А идеальную мотивацию, идеальное отношение к ребенку описал величайший польский педагог и писатель Януш Корчак, и лучше него просто не сказать:
«Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой...»
Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня».
Помните об этом, приступая к занятиям с ребенком. Вы развиваете его для будущего. Для того, чтобы в будущем ему было хорошо, и он был для него приспособлен. Для того, чтобы он принес в этот мир тот творческий огонь, который в нем есть.
И поэтому ваши с ним занятия очень важны. Не только и не столько для вас — для него и для мира. Но они должны приносить ребенку радость, а не муки преодоления — мы сейчас о маленьком ребенке, естественное преодоление возникнет позже, ближе к школе.
Каковы же правила?
1. Осознавайте важность.
Делегировать занятия с маленьким ребенком не надо никому, только друг другу, мама папе и наоборот. Максимум — бабушкам-дедушкам или старшим детям, если разница в возрасте большая, и старшие искренне хотят заниматься с младшими, имеют и интерес, и терпение.
Делегировать можно все остальное. Уборку — домработнице. Готовку еды — хорошему сервису, которых сейчас все больше. Занятия и общение с ребенком должны быть в приоритете. Важнее их — только работа, которая вас обеспечивает.
Американские авторы, тот же уже упомянутый мной не раз Гленн Доман, в принципе советуют завести в доме табличку «Тише! Работает мама/папа» и вешать ее на дверь комнаты, где происходят занятия с ребенком. И эта табличка — не только для того, чтобы вам не мешали. Она и для того, чтобы подчеркнуть: это работа, трудная, важная, прекрасная. И проста она только с виду.
2. Занимайтесь утром. Идеальна для занятий с ребенком первая половина дня. Когда я рассказывал о сне, то упоминал нейротрансмиттер аденозин, который накапливается за день, приглушая сигналы мозга, как в комедиях заботливо положенная подушка приглушает сигналы будильника.
3. И вы, и ребенок должны быть сыты, удобно одеты, в позитивном настроении.
4. Останавливайтесь ДО ТОГО, как сам ребенок захочет остановиться. Не мучайте его занятием, будь то рисование или гимнастика. Пусть с нетерпением ждет следующего.
5. Говорите с ребенком во время занятий четко, громко, радостно. Проведите эксперимент: запишите себя на аудио или видео и послушайте со стороны, как звучит ваш голос.
6. Объясняйте ребенку все происходящее и называйте временные промежутки («сейчас мы...», «а после мы...»), даже если он этого еще не понимает. Это развивает его речь и обогащает словарный запас.
7. Устраняйте помехи. Выключайте звук телефона, телевизор, мигающую технику, монитор компьютера, где вам могут мешать приходящие сообщение или реклама. У вас может звучать подходящая занятию и нравящаяся вам и ребенку фоновая музыка.
8. Выбирайте занятия и подходы, приносящие удовольствие не только ребенку, но и вам. Меняйте их, чтобы не превращать в рутину для себя и ребенка.
9. Отмечайте достижения ребенка, придумав график или воспользовавшись имеющимся. Нарисуйте его на ватмане и повесьте в детской или заведите специальную тетрадь, файл на компьютере.
10. Избегайте соревнования с другими детьми, это невротизирует вас и будет ощущаться ребенком. Если ребенок сделал первые шаги в двенадцать месяцев, а сын вашей лучшей подруги — в восемь месяцев, не сравнивайте детей. Это может быть связано со множеством причин, и вам важны причины, факторы, особенности именно вашего ребенка. На нем и фокусируйтесь.
11. Ведите блог о развитии ребенка в любой нравящейся вам соцсети. Если хотите, сделайте к нему ограниченный доступ. Во-первых, это памятка для вас: когда потребуется информация для врачей, вы сможете посмотреть по записям, когда ребенок стал менее активен, заболевая. Во-вторых, это важные заметки о том, что нравится, что волнует, во что ребенок любит и не любит играть. Это пригодится вам со следующим ребенком, новой няне, вашим подругам и друзьям с детьми. В-третьих, блог часто приносит неожиданные радости от новых друзей до новой профессии. Почему бы нет? Возможно, вы напишете книгу на основе блога.
12. Доверяйте ребенку, его реакциям, его интересам. У него есть своя детская мудрость.
13. Поощряйте ребенка. Поощряйте себя. Он молодец — и вы молодец. Говорите это вслух. Делайте себе подарки, чтобы поощрить.
Статья предоставлена издательством «РИПОЛ классик»
Отрывок из книги Андрея Смирно «Ребенок. Инструкция по эксплуатации»