Поиск

13 правил занятий с ребенком

19/05/2021
Андрей Смирнов, врач-невролог, остеопат
1228

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Академик В. А. Сухомлинский, советский педагог и детский писатель

Занятия с ребенком

Первый учитель, первый воспитатель своего ребенка — это вы сами. Другие придут позже, и у них не будет того абсолютного авторитета, который есть и всегда будет у вас.

Даже в те моменты, когда вы не следуете какой-то методике развития ребенка, а просто активно общаетесь и играете с ним, вы его развиваете. При этом мозг и подчиненное ему тело ребенка тянутся к познанию и приобретению новой информации, новых ощущений, новых навыков, так что любая игра для ребенка — обучающая. Все приятные ребенку игры развивают разные поля и системы его мозга. Чувство ритма и ориентации в пространстве, мелкую моторику, память, речь.

Когда вы занимаетесь с ребенком развивающей игрой — учите его ходить, подбирать фигурки к отверстиям модуля, листаете вместе книжку, учите новые слова — надо соблюдать некоторые правила, чтобы вы оба получали от этого занятия максимальную пользу и удовольствие.

Но сначала задайте себе один вопрос. Вопрос вашей мотивации, самый важный — ведь с маленьким ребенком, хоть и радостно, но объективно непросто, и очень серьезная мотивация должна поддерживать вас, приходя на помощь родительскому инстинкту. Итак, вот мой вопрос.

Чего, какого результата и ради кого вы хотите добиться, воспитывая ребенка, пробуждая его таланты?

По-хорошему ответить бы вам на него, когда вы только планируете ребенка.

Потому что есть мотивации, которые разрушат вас, ребенка, и ваши отношения. Вот примеры таких мотиваций (довольно, к сожалению, распространенных).

Я хочу, чтобы ребенок стал тем, чем мечтал стать я, но не смог.

Я хочу, чтобы ребенок стал моей копией.

Я хочу, чтобы мой ребенок был идеальным.

Если ваша мотивация примерно такова — посетите психолога. Он поможет вам разобраться в себе и отделить свои нереализованные желания, травмы и страхи от естественного желания стать родителями.

А идеальную мотивацию, идеальное отношение к ребенку описал величайший польский педагог и писатель Януш Корчак, и лучше него просто не сказать:

«Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой...»

Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня».

Помните об этом, приступая к занятиям с ребенком. Вы развиваете его для будущего. Для того, чтобы в будущем ему было хорошо, и он был для него приспособлен. Для того, чтобы он принес в этот мир тот творческий огонь, который в нем есть.

И поэтому ваши с ним занятия очень важны. Не только и не столько для вас — для него и для мира. Но они должны приносить ребенку радость, а не муки преодоления — мы сейчас о маленьком ребенке, естественное преодоление возникнет позже, ближе к школе.

Занятия с ребенком

Каковы же правила?

1. Осознавайте важность.

Делегировать занятия с маленьким ребенком не надо никому, только друг другу, мама папе и наоборот. Максимум — бабушкам-дедушкам или старшим детям, если разница в возрасте большая, и старшие искренне хотят заниматься с младшими, имеют и интерес, и терпение.

Делегировать можно все остальное. Уборку — домработнице. Готовку еды — хорошему сервису, которых сейчас все больше. Занятия и общение с ребенком должны быть в приоритете. Важнее их — только работа, которая вас обеспечивает.

Американские авторы, тот же уже упомянутый мной не раз Гленн Доман, в принципе советуют завести в доме табличку «Тише! Работает мама/папа» и вешать ее на дверь комнаты, где происходят занятия с ребенком. И эта табличка — не только для того, чтобы вам не мешали. Она и для того, чтобы подчеркнуть: это работа, трудная, важная, прекрасная. И проста она только с виду.

2. Занимайтесь утром. Идеальна для занятий с ребенком первая половина дня. Когда я рассказывал о сне, то упоминал нейротрансмиттер аденозин, который накапливается за день, приглушая сигналы мозга, как в комедиях заботливо положенная подушка приглушает сигналы будильника.

3. И вы, и ребенок должны быть сыты, удобно одеты, в позитивном настроении.

4. Останавливайтесь ДО ТОГО, как сам ребенок захочет остановиться. Не мучайте его занятием, будь то рисование или гимнастика. Пусть с нетерпением ждет следующего.

5. Говорите с ребенком во время занятий четко, громко, радостно. Проведите эксперимент: запишите себя на аудио или видео и послушайте со стороны, как звучит ваш голос.

6. Объясняйте ребенку все происходящее и называйте временные промежутки («сейчас мы...», «а после мы...»), даже если он этого еще не понимает. Это развивает его речь и обогащает словарный запас.

7. Устраняйте помехи. Выключайте звук телефона, телевизор, мигающую технику, монитор компьютера, где вам могут мешать приходящие сообщение или реклама. У вас может звучать подходящая занятию и нравящаяся вам и ребенку фоновая музыка.

8. Выбирайте занятия и подходы, приносящие удовольствие не только ребенку, но и вам. Меняйте их, чтобы не превращать в рутину для себя и ребенка.

9. Отмечайте достижения ребенка, придумав график или воспользовавшись имеющимся. Нарисуйте его на ватмане и повесьте в детской или заведите специальную тетрадь, файл на компьютере.

10. Избегайте соревнования с другими детьми, это невротизирует вас и будет ощущаться ребенком. Если ребенок сделал первые шаги в двенадцать месяцев, а сын вашей лучшей подруги — в восемь месяцев, не сравнивайте детей. Это может быть связано со множеством причин, и вам важны причины, факторы, особенности именно вашего ребенка. На нем и фокусируйтесь.

11. Ведите блог о развитии ребенка в любой нравящейся вам соцсети. Если хотите, сделайте к нему ограниченный доступ. Во-первых, это памятка для вас: когда потребуется информация для врачей, вы сможете посмотреть по записям, когда ребенок стал менее активен, заболевая. Во-вторых, это важные заметки о том, что нравится, что волнует, во что ребенок любит и не любит играть. Это пригодится вам со следующим ребенком, новой няне, вашим подругам и друзьям с детьми. В-третьих, блог часто приносит неожиданные радости от новых друзей до новой профессии. Почему бы нет? Возможно, вы напишете книгу на основе блога.

12. Доверяйте ребенку, его реакциям, его интересам. У него есть своя детская мудрость.

13. Поощряйте ребенка. Поощряйте себя. Он молодец — и вы молодец. Говорите это вслух. Делайте себе подарки, чтобы поощрить.


Статья предоставлена издательством «РИПОЛ классик»

Книга Андрея Смирнова



Отрывок из книги Андрея Смирно «Ребенок. Инструкция по эксплуатации»




Как избавиться от волосЧитать статью
Мясные деликатесы с доставкой на домЧитать статью
Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Спанбонд в детской гигиене: революционный материал для уходаЧитать статью
Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.