В первые три года жизни малыша мы не придаем значения (и правильно делаем), какой рукой он берет игрушки или листает страницы книжки. Главное, чтобы ему это было по душе, вызывало неподдельный интерес и восторг! К 4-ем годам формируется главенствующая рука у ребенка, и, если в семье есть левши и ребенок сам выбирает левую руку, мешать и переучивать его не надо.
Есть причины
Как показывают специальные исследования, значительный процент леворуких детей имеет нарушения речевого развития вследствие несформированности речевого звукоразличения. Эта сфера психической деятельности попадает в зону риска у левшей, и ее недоразвитие сказывается на успешности освоения как уст-ной, так и письменной речи, а также на успешности всего процесса школьного обучения. Поэтому дошкольника нужно целенаправленно обучать звуковому (звуко-буквенному) анализу – умению слушать, слышать и выделять звуки, определять их порядок и последовательность в слове.
Внешне речь «левшат» великолепна, но попробуйте проверить у них обозначенные выше фонематический слух, артикуляторные способности, спросите, что именно означает то или иное слово, и окажется, что они воспринимают, запечатлевают и, соответственно, используют чужую речь глобально, целыми блоками, так сказать, без ненужных подробностей. Трудности возникают потом, когда ситуация обучения требует достаточной сформированности каждого из психологических факторов, а не только умения «поддержать разговор».
То же самое может происходить и в процессе чтения. Маленький левша в 4 года легко пересказывает целые страницы «прочитанного» им текста, а потом выясняется, что каждая из отдельных букв ему неизвестна.
Следующая проблема, которая может возникнуть, – трудности в запоминании нужных слов в том значении, в котором они употребляются взрослыми.
Сейчас много говорят о так называемой патологической (компенсаторной) леворукости, которая развивается у детей, страдающих нервно-психическими расстройствами, задержками общего и речевого развития. Возможности компенсаторной перестройки деятельности мозга чрезвычайно высоки. Важно работать с ребенком, создавать благоприятные условия для его развития и не ждать, когда речевые нарушения пройдут сами по себе.
Цветок, распустившийся сразу
Развитие речи у левшей некоторые авторы научных статей ассоциируют с цветком, распустившимся сразу, за одну ночь, прямо из земли. Эти дети могут достаточно долго молчать или демонстрировать маловразумительный лепет и вдруг (как правило, в 3-х летнем возрасте) начать говорить сразу большими, грамматически оформленными, как речь взрослого человека, фразами. Более того, речь выглядит «взрослой» и интонационно, и содержа-тельно. Ребенку приходится усваивать многие моторные навыки не автоматическим повторением, а подбором логических связей – делать все «через ум». И, конечно, тщательно контролировать свои движения.
Для развития речевой деятельности необходим сенсомоторный фундамент, который активно влияет на речевые структуры. Ведь что бы мы ни делали, нам при необходимости требуются в полном объеме движения глаз, языка, рук, ног. Но, главное, они должны взаимодействовать как единый отлаженный механизм, не мешая друг другу.
Как уже говорилось, левши-то как раз демонстрируют ситуацию, когда эти системы работают «вразнобой», а это препятствует развитию практически всех психических процессов. В нейропсихологическом контексте все эти проблемы тесно связаны с недостаточно сформированными подкорково-корковыми взаимодействиями и механизмами парной работы полушарий мозга.
Профилактика
Для оптимизации словарного запаса существуют игры: лото, «Я знаю пять...» (ребенок одновременно с ударом по мячу называет имена, растения, предметы красного цвета, месяцы, животных и т.д.). В «Я знаю пять...» акцент ставится именно на различных группах, классах предметов, явлений природы, названий городов и т.п.
Отметим эффективность работы с магнитофоном – таким образом ребенок начинает слушать и слышать себя, у него формируется то, что является самым ценным в самоосознании человека, – обратная связь (то самое «зеркало»). Прослушивания собственной речи прекрасно оптимизируют процессы обучения любому предмету.
Очень полезно четкое проговаривание любого текста перед зеркалом с четкой артикуляцией (хорошо бы и с жесто-мимическим сопровождением) произносимых слов. Предлагайте такие игры, которые вынуждали бы ребенка подбирать однозначно нужные слова.
Полезно попросить ребенка узнать тот или иной предмет (ситуацию, явление природы, еду и т.п.) по описанию, назвать его, рассказать, какой он еще может быть и что с ним можно делать. Предложить ребенку закончить словосочетание.
Для расширения речевых возможностей, у ребенка есть три источника:
1. постоянное общение с вами, в котором вы высту-паете в роли «говоруна», не умолкающего ни на минуту;
2. закрепление образа слова через комплекс разнооб-разных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и т.д.) и манипуляций с ним;
3. как это ни консервативно звучит – бесконечное приобщение к литературе.
Глубже в тему
После общения с ребенком-левшой складывается впечатление, что они просто выстраивают свои собственные пространственные схемы и модели. А поскольку пространства без времени не существует, представления о времени у «левшат» также своеобразное. Все эти особенности в школьном возрасте переходят в проблемы с чтением и письмом.
Высокая вербальная одаренность леворуких людей объясняется тем, что их речевые центры представлены симметрично в левом и правом полушариях. Совместная работа речевых центров выступает как условие возникновения особой одаренности. Письмо и чтение – асимметричные виды деятельности. Письмо осуществляют только одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична. У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэтому иногда возникает зеркальное отражение.
Важно понимать, что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом.
Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает обычно своей функциональной зрелости. Развивать мозолистое тело можно при помощи кинезиологических упражнений.
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе:
1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
2.Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.
3.Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
4. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
5. Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо со-брать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
6. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.
7. Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком». Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.