Вы спрашивали, мы отвечаем
Тема развития речи ребенка не обходит стороной ни одного родителя. Возникают вопросы, начиная с периода «гуления» малыша и, порой, до окончания школы. Мы сами на данный момент воспитываем малышей ясельного возраста, и многие тревоги родителей нам близки и знакомы не только как специалистам, но и как мамам.
Специально для этого номера «Няни» мы объединили множество вопросов, связанных с нарушениями речи у детей, и предлагаем вашему вниманию способы коррекции.
Моему ребенку 4 года. Говорить начал после 3-х лет. Речь с искажением звуков. Фразы строит неправильно. В поликлинике логопед поставил диагноз ОНР 2 уровня. Объясните, пожалуйста, что это за диагноз и как все исправить?
Общее недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, при котором у ребенка с ненарушенным слухом и первично сохранным интеллектом не сформированы фонетика (произнесение звуков), грамматика и лексика (смысловая составляющая речи). Специалисты выделяют четыре уровня развития речи при ее общем недоразвитии, в зависимости от степени несформированности речи. Врач «поставил» вашему малышу второй уровень речевого развития, который характеризуется тем, что ребенок постоянно использует набор общеупотребительных слов. Конечно, их произнесение обычно оставляет желать лучшего, но, тем не менее, их уже можно отметить именно как закрепившиеся в лексиконе. Однако речевая активность ребенка остается ограниченной, присутствует перечисление окружающих предметов и некоторых их ситуационных действий. Такой ребенок, возможно, будет способен составить небольшой рассказ по картинке с использованием «наводящих» вопросов, но при этом будет употреблять максимально короткие фразы. Практически всегда можно наблюдать определенное отставание в понимании и тем более употреблении слов, обозначающих признаки предметов (цвет, форма, фактура, материал), частей предметов, обобщающих понятий (посуда, животные и пр.). Наряду с этим, в речи ребенка практически отсутствуют союзы и частицы. Звукопроизношение продолжает быть в значительной степени нарушенным, как и слоговой состав слов. При произнесении слова ребенок с легкостью может переставлять слоги произвольным образом, заменять их один на другой, сокращать звуки, особенно в стечениях согласных или гласных. Ребенок плохо различает звуки речи между собой.
Приведем в пример одну из игр, направленную на коррекцию речи при данном уровне развития.
Игра: «ЧАСТИ ЦЕЛОГО»
Что развиваем: учим выделять и называть части предметов.
Необходимо: картинки с изображением животного или игрушка.
Как играть: возьмите игрушечного зайца. Покажите малышу его голову, уши, глаза, нос, лапы, хвост, тело и пр. Предложите ребенку повторить за вами.
Используйте конструкторы, ведь ребенок может на собственном опыте понять, что дом состоит из крыши, окон, дверей и пр. Можно поиграть наоборот – назовите части предмета, пусть малыш попробует представить целое.
Моему сыну 2,5 года, говорит около 20 слов, но за последние 2 месяца никаких позитивных шагов в развитии речи нет, он словно стесняется повторять слова за нами. Хотя, когда к нему обращаешься, он все понимает.
В данном случае можно говорить об ОНР 1уровня. Первый уровень речевого развития характеризуется начатками речи практически или же полностью «безречевых» детей. Такие малыши с разной степенью активности используют «лепетные» слова, жесты, звукоподражания, отдельные существительные или «конкретные» (связанные с сугубо бытовыми ситуациями) глаголы. Редко, но возможно услышать от них простейшие «лепетные» предложения. Произношение слов и предложений грубо нарушено, артикуляция смазана и неустойчива. Очень часто малыш одним и тем же словом, звукосочетанием или же просто звуком обозначает целый набор абсолютно разных понятий: например, «ав» может обозначать и собаку, и кошку, и любое другое животное, а в некоторых случаях – и автобус, автомобиль и, вообще, все, что движется.
Характерны длительные «застревания» на стадии однословных предложений. Слова из трех и более слогов обычно максимально сокращаются ребенком. Весьма часто наблюдается путаница похожих по звучанию, но имеющих разное значение слов. В таких случаях бывает тяжело разграничить общее недоразвитие речи с алалией или даже умственной отсталостью. Постановкой окончательного диагноза в этом случае должен заниматься только исключительно грамотный и компетентный специалист. Некоторые диагностические критерии общего недоразвития речи в данной ситуации могут быть следующими: объем пассивного словаря таких детей в значительной степени превышает активный словарь. У детей с интеллектуальной недостаточностью такого «разрыва» обычно не наблюдается.
Ребенок с общим недоразвитием речи применяет все средства для общения: мимику, жесты. Таким деткам характерна большая речевая инициатива.
Диагностические методики, не требующие активного использования речи, чаще всего не вызывают существенных затруднений. В данном случае вам необходимо вызывать у ребенка звукоподражания, активизировать подражание действиям, стимулировать повторение слов (использовать слова в разных режимных моментах), учить малыша договаривать знакомые стихотворные тексты, делая акцент на конец фразы.
Например:
У меня зазвонил те-ле… (ФОН),
Кто говорит?… (СЛОН)
Читайте стихи в определенном ритме.
Если в 2 г. 7 мес. никаких изменений не будет, ребенка нужно обследовать.
Моему ребенку 6 лет. У нас были логопедические проблемы, занимались с логопедом из поликлиники. Логопед рекомендует нам заниматься до самой школы. В самостоятельной речи встречаются аграмматизмы, нарушена дифференциация звуков, низкий уровень лексического словаря. Подскажите, может ли ребенок сам заговорить правильно?
Можно предположить, что у вашего ребенка, скорее всего, ОНР 3 уровня. При третьем уровне речевого развития можно говорить уже о развернутом предложении с выраженными проблемами активного словаря и грамматики, страдает различие звуков на слух. Малыши свободнее вступают в диалог, но из-за критического отношения к собственной речи появляется некоторый элемент стеснения. Характерна замена одного звука несколькими. Малыши уже могут упо-треблять правильно простые грамматические формы, использовать все части речи. То, что хорошо знакомо для ребенка, удается хорошо (рассказ о себе, семье, домашнем любимце, о друзьях). Однако при наличии фразовой речи все дети испытывают ощутимые сложности при самостоятельном составлении предложений, в особенности сложных. Из наиболее распространенных грамматических ошибок этого уровня развития речи можно выделить ошибки в согласованиях прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Сохраняется проблема согласования числительных и существительных («пять стула»). Все еще можно наблюдать самые разные расстройства произнесения целых групп звуков, особенно это касается свистящих, шипящих и звуков [р] и [л], а также нарушения смягчения и озвончения. Нарушения фонематического слуха (различение звуков) выражены довольно ярко, что в дальнейшем может привести к серьезным проблемам школьного обучения.
Существует и четвертый уровень речевого развития, который начали выделять сравнительно недавно и «выставляют» детям после 5,6-6 лет. Речь таких детей приближена к норме, наблюдается легкая недостаточность дифференциации некоторых звуков, небольшие ошибки в грамматике речи.
Ребенку 9 месяцев. Я сама картавлю. Скажите, с какого возраста необходимо заниматься с ребенком?
Прежде всего, необходимо знать причину нарушения речи у мамы. Это может быть связано с анатомическим строением подъязычной связки или из-за слабости мышц языка и неправильного использования дыхания. Мышцы языка можно начинать укреплять с 3-ех летнего возраста, используя специальную гимнастику и упражнения для мышц языка и нормализации дыхания.
Моей девочке уже почти 5 лет. Звук [р] произносит горлом. До какого возраста можно ждать, когда ребенок начнет говорить правильно, не обращаясь к логопеду?
В этом случае ждать нельзя. У ребенка дефектное произношение звука [р], и без помощи логопеда оно не исправится, а только закрепится. Необходима консультация специалиста.
Влияет ли на речь ребенка плохое произношение звуков других детей?
Ребенок, как губка, впитывает неправильное произношение звуков и пользуется ими. Это можно исправить, обращая внимание на искаженные звуки и развивая умение их различать.
Ребенку 5,5 лет, звук [р] не произносит. Ортодонт сказал, что у него короткая уздечка; не можем понять, нужно ее подрезать или нет?
Необходима консультация логопеда. Он порекомендует вам специальный массаж и упражнения для растягивания уздечки. Если результата не будет, придется прибегнуть к операционному вмешательству.