Главная > Статьи > Воспитание и развитие детей > Развивающие занятия для детей > 28 крышечек от пивных бутылок и обучение чтению

28 крышечек от пивных бутылок и обучение чтению

Система
питерского педагога Н.А.Зайцева отвергает множество распространенных 
легенд,
связанных с обучением чтению.


Легенда №
1. 
Чтобы научиться читать, надо знать названия букв.

Незыблемый, казалось
бы, столп. Но вот распространенное явление: ребенок буквы знает, 
читать не
может. Мой старший сын (3 года 10 мес.), к двум годам легко и 
быстро
освоивший буквы по настенной азбуке с картинками, почему-то читать не 
спешит.
Слова у него не клеятся.


«Такого
рода азбуки очень вредны, — уверяет Николай Александрович, — потому 
что
оттягивают момент вхождения в чтение. Ребенку непонятно, почему зебра — 
аист —
ящерица — цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово 
«заяц.».

 

Легенда №
2. 
Мы читаем по слогам. 

 Но нет в
русском языке ясных принципов слогоделения, в составе слога — от 1 
до 10
букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт илт Мкртчян, — 
не сразу
прочтешь, а ведь слог-то один.



Легенда №
3. 
Человек сначала учится читать, потом писать.


На самом
деле все наоборот: ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и 
взрослому
при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом 
мы
понимаем не «шкрябанье ручкой в тетради», а (прошу читать помедленней) 
любое
превращение ЗВУКОВ в ЗНАКИ, а под чтением соответственно превращение 
ЗНАКОВ в
ЗВУКИ. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка 
узнавать
самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге «мама», 
«папа», «бабушка»,
«дедушка», «Саша», а потом спрашивали: «Где папа? А где 
бабушка?
А где твое имя?», то — сейчас вы удивитесь — ребенок ваш дорогой не 
читал, а
именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.


Вы можете
проделывать все то же самое на кубиках Н.А.Зайцева.


 

Ярче и
лучше


Все
элементы письменной речи — СКЛАДЫ (а склад, по определению Зайцева, — 
это
осознанное мускульное усилие речевого аппарата) — предоставляются в 
распоряжение
ребенку сразу и навсегда. А точная систематизация позволяет 
быстро
уловить закономерности языка, не засоряя голову ребенка всякого рода 
«научностью».
Идея Зайцева проста: что хорошо показано, о том не надо долго 
рассказывать
(лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать 
предмет
изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение.


Так
соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через 
наглядно-действенное
к абстрактно-логическому. 
Кубики
Зайцева делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, 
железно-золотые,
деревянно-золотые и один белый кубик со знаками препинания.


Золотые
это, конечно, кубики с гласными. Голос у них необыкновенный — как 
золотой
звоночек. Большой золотой А-О-У-Ы-Э и маленький золотой Я-Ё-Ю-И-Е. 
Наполните
их монетками, жестью от консервных банок или даже маленькими 
колокольчиками
— еще как зазвенят!


И все
остальные большие кубики — это кубики с твердыми складами: 
Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ,
В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ и т.д., а маленькие 
соответственно
со складами мягкими: БЬ-БЯ-БЕ-БЮ-БИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЕ-ВЮ-ВИ-ВЕ, 
ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ.

Железные
— это кубики со звонкими складами. К примеру: Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, 
Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ.
На них согласный холодным серо-голубым, совсем «железным» 
цветом
выделен, и наполняются они пресловутыми крышечками от пивных бутылок.

 

Деревянные
кубики
К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ и прочие из того же 
семейства
— теплого коричнево-оранжевого цвета, и звуки издают приглушенные,


потому
что в них стучат деревяшки.


Ну а
двойные — это кубики с теми согласными, которые не со всеми гласными 
сочетаются.
Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЁ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ, Ш(ШЬ)-ША-ШО(ШЁ)-ШУ-ШИ-ШЕ, 
Ч(ЧЬ)-ЧА-ЧЕ(ЧО)-ЧУ-ЧИ-ЧЕ,
Щ(ЩЬ)-ЩА-ЩЁ(ЩО)-ЩУ-ЩИ-ЩЕ — такие варианты, как 
«жы»,
«шы», «чя», «щя», просто исключены.


Но
воистину — что хорошо показано, о том не надо долго рассказывать.


Перечитала
я собственные длинные разъяснения, смотрю на кубики — и мне 
смешно.
На бумаге — так длинно и сложно, а на кубиках — так просто и


понятно.


В наборе
«Кубиков Зайцева» 52 картонные развертки, которые легко 
превращаются
в кубики. Неплохо было бы, конечно, получить все это 
готовеньким,
но вот что любопытно: мои сыновья Аркадий и Борис (1 год 10 
мес.),
товарищи весьма дотошные, собирали кубики вместе со мной. И ни разу 
не
пытались их разорвать. Они же знают, что внутри — чего зря лазить.


Очень
важно вдохнуть в кубики жизнь. Вот большой кубик-папа 
Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ,
а вот его кубик-детка БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ. Двойные кубики — 
это
бабушки и дедушки. У каждого кубика — своя песенка.


Система
Зайцева очень музыкальная, особенно настенные таблицы, не менее 
важные,
чем кубики. В них склады расположены так, что легко пропеваются. 
Встанешь
у таблицы (а повесить ее нужно на уровне своего роста, чтобы не 
взрослый
гнулся, а ребенок тянулся), указочка в одной руке, ребенок — в 
другой, и
начинаешь распевать: БА-БО-БУ-БЫ-БЭ (челюсть опущена, язык назад и 
вниз,
щеки раздуваешь: объем резонатора большой, поэтому и кубики с твердыми 
складами
большие), а потом: БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ (челюсти почти сомкнуты, между 
языком и
небом лишь узенькая полосочка свободного пространства, щёки 
поджаты:
объем резонатора маленький, поэтому и кубики с соответствующими 
складами
маленькие), для наглядности еще то на цыпочки поднимаешься, то 
приседаешь,
а Бориска смеется и кричит «еще! еще!» — тут-то и чувствуешь, 
что не
только он становится умнее и умнее, но и ты стройнее и стройнее. 
Очень
полезное для мамы упражнение. Зайцев же очень гордится тем, что при 
работе по
таблицам зрение не портится, но иногда даже улучшается, ведь 
глазное
яблоко все время в движении.


Мы
играем. Сначала, конечно, складываем имена и фамилию. И вдруг — вот ужас! 
— злая
волшебница заколдовала Аркашу в «ШУКУРА», Боря превратился в «РЮБУ», 
а папа и
мама стали злыми «ПЫПЫ» и»МЫМЫ». На самом деле просто я перевернула 
и
переставила кубики, но расколдоваться все равно очень хочется. Скорей, 
скорей,
расколдовываемся!


Еще игра
— «Живое слово». Все кубики лежат на маленьком столике.


— КО, иди
сюда!


— Ш, иди
сюда!


— КА, иди
сюда!


В
результате беготни получилась «кошка». Игра имеет большой успех — какой же 
ребенок
откажется побегать?!


Дети,
которые в 2,5—3 года начали заниматься по методике Н.А.Зайцева, в 4 
года уже
не понимают, как можно не читать. У них сформирована логика. И при 
этом они
не портят ни зрение, ни осанку. Далее возникают проблемы другого 
порядка —
хороших книг и нормального шрифта. «У моей дочери отношение к 
кубикам
как к прекрасной игрушке, которую она готова порекомендовать всем 
своим
друзьям», — сказала мне одна из мам. Девочке этой сейчас шесть лет. 
Между
прочим, читает Жуковского.


Однако
кубики и таблицы — это далеко не все. Есть в семье «Методика Зайцева» 
и
«Стосчет», позволяющий легко освоиться в мире двузначных чисел, есть 
пособие
по постановке каллиграфического почерка, методика изучения 
английского
языка, комплект таблиц по освоению грамотности, складовые 
карточки
с животными.


Не
забудьте только, что все они останутся лишь дорогостоящей бумагой, если 
вы не
вдохнете в них душу.


Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

Дмитрий Лиханов

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.