С помощью коллективных игр мама может научить своего малыша общаться с другими детьми и получать от этого удовольствие.
Игры для ребенка – это основной способ освоения новых навыков. Например, в игре маленькие дети учатся адаптироваться к жизни в обществе, находить общий язык с другими детьми.
Если к вам пришли гости с детьми или во дворе собралась компания сверстников вашего малыша, вы без особых усилий можете превратиться в режиссера и показать малышам, во что ни могут вместе поиграть. Для этого надо лишь воспользоваться нашими подсказки.
Это важно
Какие бы игры вы ни затеяли с детьми, главное – чтобы они были веселыми, доступными и понятными для малышей.
«Магнит»
Сначала спросите у малышей, знают ли они, что такое магнит. Если никто не ответит на ваш вопрос, объясните детям, что магнит обладает способностью притягивать к себе некоторые предметы.
Затем после слов: «Сейчас каждый из вас по очереди будет настоящим магнитом!» начинается игра. Дети становятся в круг и держат друг друга за руки. Пока звучит музыка (например, из телефона) или мама просто считает вслух, малыши двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, взрослый должен объявить: «Магнитом будет Маша». После этого все дети, отпустив руки, бегут к Маше и встают вокруг нее в тесный кружок – ведь Маша превратилась в магнит! Затем игра возобновляется до тех пор, пока магнитом не побывает каждый ребенок.
Благодаря такой простой игре дети смогут установить тактильный контакт с другими малышами справиться с застенчивостью и избавятся от боязни первыми подойти к сверстникам.
«Сороконожка»
В эту игру хорошо играть дома, если к вам в гости пришли дети. Взрослому сначала надо рассадить детей на полу и сказать: «Представьте, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку и посмотрим, что у нас получится. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на соседа. Готовы? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь – чуть быстрее».
Помогите малышам построиться друг за другом, а затем направляйте движение «сороконожки». Затем объявите: «Ох, как устала наша сороконожка». И дети, по-прежнему держась за соседей, падают на ковер.
Эта игра поможет ребенку почувствовать себя полноправным членом одной команды.
«Змейка»
Предложите детям поиграть в змейку, сказав им: «Я буду головой, а вы – туловищем. У нас на пути будет много препятствий. Внимательно следите за мной и в точности повторяйте мои движения. Когда я буду обходить препятствия, обходите их точно за мной, когда я буду перепрыгивать через ямы, пусть каждый из вас, когда доползет до нее, перепрыгнет таким же образом. Готовы? Тогда поползли!».
Когда дети освоились с упражнением, вам надо перейти в хвост змейки, а ребенок, который стоял за вами, становится ведущим. Заем по вашей команде его сменит новый ведущий, и пусть так продолжается до тех пор, пока все малыши не побывают в роли ведущего.
Эта игра поможет ребенку раскрепоститься при общении с другими детьми.
Мнение педагога
-
Игры для сплочения маленьких детей должны быть в арсенале каждой мамы. Они необходимы, малышам, прежде всего, чтобы им было интересно находиться среди сверстников, чтобы каждый ребенок чувствовал свою значимость в коллективе и хотел бы находиться в нем каждый день.
-
А родителям такие игры помогут разглядеть в своем малыше те черты характера, которые не проявляются в будничном общении.
-
Для формирования ролевого поведения совместную игру с детьми следует начинать, используя взаимодополнительные роли, и для начала это должны быть парные роли, хорошо знакомые ребенку (мама – дочка, бабушка – внучка, мама – сын, или доктор – больной, продавец – покупатель). Такие роли сразу ориентируют детей на партнера и смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие.
-
Мама может строить совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя. Первоначально взрослый берет на себя основную роль и вовлекает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку. Благодаря этому дети начинают ориентироваться на ролевое взаимодействие друг с другом.
«Заколдованная тропинка»
Один из детей – ведущий – показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лет. Дети должны точь-в-точь повторить его маршрут. Если кто-то из малышей собьется с пути, он превращается в «елочку». Задача команды – спасти его и расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
Благодаря такой игре маленькие дите осваивают умение работать в команде, оказывать поддержку окружающим, учатся сотрудничеству и взаимовыручке.
«Паутинка»
Посадите детей в круг, возьмите клубок ниток и предложите детям по очереди называть свои имена. Каждый участник называет свое имя, при этом он разматывает клубок и потом передает его другому ребенку.
В итоге получается паутина, которая связывает всех ребятишек. Скажите, что паутина получилась необычная, волшебная, потому что каждый из детей вложит в нее частичку себя. Затем вы можете сделать их этой паутинки браслетики, которые наденете всем участникам.
Такая игра развивает умение выражать свои эмоции во время общения.
«Самолеты»
Предложите малышам поиграть в самолеты. Сначала вместе прорепетируйте, как нужно «заводить» мотор и как «летать». Затем дайте команду: «К полету приготовиться. Завести моторы!» Пусть дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «р-р-р». После сигнала взрослого: «Полетели!» малыши разводят руки в стороны (как крылья самолета) и «летят», то есть разбегаются в разные стороны. А через какое-то время по сигналу мамы: «На посадку!» все садятся, кто куда – на диваны, лавочки, стулья.
Цель игры – научиться «летать», не задевая партнеров и не сталкиваясь с ними. Благодаря таким действиям вам малыш научится чувствовать личные «границы» другого ребенка и осознает, что их нужно уважать.
Это важно
Участие в коллективных действиях поможет малышам раскрепоститься и получить удовольствие от игры в команде.
«Доктор»
Сначала роль доктора нужно сыграть вам. Раздайте детям кукол и плюшевых зверей. Затем возьмите одного из «пациентов» и скажите: «Я доктор, здесь у меня больница, поэтому сейчас я буду лечить маленьких детей. Мишка, что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас мы тебе температуру измерим, а потом тебя надо будет послушать. В завершение поставьте диагноз: «Все ясно – ты заболел ангиной».
Пообщавшись с персонажем-игрушкой, начинайте вовлекать в игру одного из детей: «Маша, твоя кукла тоже заболела? Отведи ее к доктору. Что у нее болит?» Процедура лечения повторяется с 2-3 куклами или зверюшками, которых «приводят в поликлинику» дети.
После такой игры вместе со взрослым игрушки предоставляются в полное распоряжение детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Оля? Надевай шапочку и халат. Теперь ты будешь лечить пациентов».
Когда дети получат уже «обыгранные» игрушки, они начнут самостоятельно создавать цепочки ролевых действий, внося в них свои вариации. У каждого ребенка есть опыт общения с доктором, наблюдений за его действиями, и дети с удовольствие применяют из в игре.