Наверное, вы замечали, сколько радости доставляют малышу блестящие каштаны, которых осенью можно набрать целое ведерко или набить ими карманы доверху. Каштаны в ручках полезны для развития!
С каштанами и желудями можно придумать множество увлекательных игр, развивающих мышление. Приступим?
Каштановая математика
Прежде всего, с помощью природного материала можно учиться считать. Берем несколько каштанов или желудей и начинаем их вместе с малышом пересчитывать: один, два, три…
Когда дошли до последнего, обратили внимание маленького математика: «Пять! Значит, у нас с тобой пять каштанов!». Постепенно малыш не только запомнит количественный счет, но и поймет, что последнее названное число – это и есть количество пересчитываемых предметов.
А чтобы было интереснее, пусть малыш бросает по одному каштану или желудю в пластиковую бутылку с широким горлышком, а вы считайте. Дополнительно и пальчики потренируем.
А теперь пусть маленький математик подставит ладошку и будет выкладывать на нее по одному каштану (или желудю) и считать. Если самостоятельно считать пока не получится – посчитает мама. Сколько желудей поместится в ладошку и не упадет? А может, в следующий раз удастся побить рекорд? А сколько поместится в мамину ладошку? А в папину?
Теперь возьмем желуди и их «шляпки» (в ботанике они называются «плюска»). Представьте вместе с малышом, что желуди – это маленькие человечки, которые потеряли свои шляпы. Подберите каждому желудю подходящую по размеру шляпку. В игре малыш будет учиться соотносить предметы по размеру.
Сортировочки
Умение анализировать – важная мыслительная функция, которая активно развивается именно в дошкольном возрасте. Чтобы ее потренировать, будем учиться сортировать предметы. Для этого смешайте в миске или ведерке каштаны и желуди. Можно еще добавить грецкие орехи и шишки. Предложите ребенку разложить предметы на кучки по виду.
Чтобы играть было интереснее, привлечем в помощники игрушки. Скажем, свинка любит желуди – они вкусные, а кукле нравятся каштаны – она хочет сделать из них бусики. Или расскажите малышу, что шишки, желуди и каштаны – это конфетки. Когда их везли в магазин, коробки случайно разорвались и все конфеты смешались вместе. Теперь из нужно разобрать и снова разложить по коробкам.
Можно и иначе поиграть, дав возможность малышу немного поэкспериментировать. Возьмите коробку (например, из-под обуви) и прорежьте в ней два отверстия: маленькое – для желудей и побольше – для каштанов. Теперь покажите ребенку, что и как нужно в эти отверстия засовывать. Очень быстро он поймет, что каштан в маленькую дырочку не пролезет, а потому его нужно просовывать в большую. А вот желуди можно кидать и в большое отверстие, и в маленькое.
Загадки из мешочка
А во что еще можно поиграть? Игры с мешочком очень нравятся малышам.
Найди такой же. Разложите на полу несколько собранных на улице сокровищ: каштан, желудь, шишку, веточку, камешек, листочек… Точно такой же набор сложите в мешочек или сумочку. Доставайте по одному предмету, показывайте малышу и просите отыскать «такой же каштанчик» или «такую же веточку». На первых порах помогайте: «Вот каштан! Мы его нашли! Ура!».
Что в мешочке? Сложите несколько каштанов, желудей, шишек, грецких орехов, шляпки от желудей, веточки, кусочки коры в непрозрачный мешочек или маленькую сумочку. Завяжите малышу глаза. Пусть теперь маленький сыщик достанет из мешочка первый попавшийся предмет и постарается определить на ощупь, что это такое. Игра развивает мышление, моторику, тактильную чувствительность.
Что лишнее?
Цель урока: развитие мышления.
Материалы: каштаны, желуди, шишки.
Подобные задания можно встретить в детских развивающих книжках. Но играть с реальными предметами намного полезнее.
-
Положите перед малышом несколько каштанов и один желудь.
-
Пусть кроха попробует разобраться, что здесь лишнее.
-
Если малыш еще не понимает слова «лишнее», подскажите ему: «Вот у нас семейка каштанчиков. А вот желудь. Что не из этой семейки? Что лишнее? Желудь лишний! Давай уберем его…».
-
А потом среди желудей спрячется каштан, а потом шишка, красный кленовый листочек или камешек…
-
Постепенно малыш пойдет, что вы от него хотите, и будет с легкостью справляться с подобными заданиями.