«В здоровом теле — здоровый дух». Никто не поспорит с фразой, знакомой каждому с детства! Школы традиционно реализуют эту идею через занятия физкультурой и нормативные показатели физической подготовки.
Однако педагоги сети детских садов и частной школы «Кот в Шляпе» дополняют эту фразу по-своему: «В здоровом теле не только здоровый дух, но и здоровый мозг». И предлагают наряду с привычной всем физкультурой интегрировать в программу активные прогулки на свежем воздухе и выезды.
Образовательные интенсивы
В школе практикуются образовательные интенсивы за городом, дети вместе с несколькими учителями отправляются в домик в деревне рядом с лесом. Там ребята не только интенсивно учатся и много гуляют, но и самостоятельно организуют быт: совместно готовят еду, следят за порядком. Они проводят время на свежем воздухе, жарят шашлыки, ходят на рыбалку, поют песни или читают книги у костра, играют в настольные игры. Это позволяет детям сочетать учебу с активным отдыхом, учиться самообслуживанию, а также выстраивать новые отношения с одноклассниками и учителями, создавая общие воспоминания.
Не только физическая подготовка, но и развитие социальных навыков
Прогулки на свежем воздухе для детей — это не просто приятное времяпрепровождение, а необходимый элемент их здорового роста и развития. Они способствуют физическому развитию ребенка, укреплению иммунной системы, положительно влияют на психическое здоровье ребенка. Кроме того, на улице дети учатся взаимодействовать с другими детьми и обретают огромное количество возможностей для познания мира и проявления самостоятельности.
Прогулки в «непричесанной» среде как основа здорового образа жизни
Здоровый, активный и нестатичный образ жизни сложно назвать каким-то уникальным ноу-хау. Но в мире онлайна, гаджетов и современного образования он действительно становится новым золотом. «Кот в Шляпе» своим примером привнес культуру «свободных прогулок» и «безопасный риск» во многие частные образовательные учреждения Ростова-на-Дону и готов поделиться своим опытом.
«Свободная прогулка»? «Непричесанная среда»? «Безопасный риск?»
Свободная прогулка — это методика работы с детьми в открытых пространствах, основой которой являются: уважение, движение, общение. В ходе такой прогулки дети находятся на свежем воздухе 5-6 часов, они учатся слушать своё тело, управлять своей безопасностью, а значит и, в целом, жизнью. Принципы придумали в «Натуральной школе», и мы до сих пор в тесном тандеме реализуем этот подход.
А непричесанная среда может быть действительно непричесанной: разноуровневые пространства, природные горки, родники и водоемы, заброшки, леса и рощи.
«Безопасный риск» же заключается в том, чтобы дети сталкивались с ситуациями, требующими принятия решений и ответственности, при этом оставаясь в условиях, контролируемых взрослыми.
Участники прогулок получают опыт наступления логических последствий, развивают самостоятельность и критическое мышление. Ребята могут забираться куда-то высоко, разводят костры, собирают палатки, работают с инструментами (например, дети построили 2 домика «на дереве» в школьном дворе и площадке детского сада).
Задача взрослого здесь — создать безопасную и уважительную среду для исследований и проявления активности.
Педагоги и сами должны быть готовы к «безопасному риску»
Причем не только педагоги, но и родители. Педагоги могут пройти специальное обучение для организации таких прогулок, а родителей иногда можно брать с собой! На детско-родительских вылазках всегда есть место работе психолога для снижения уровня тревоги и страхов родителей.
Все это требует немало ресурсов, но в итоге…
Такой подход помогает детям развиваться всесторонне, проживая полноценную и деятельную жизнь уже сейчас, при это готовя их к жизни в условиях, где важно быстро адаптироваться, проявлять инициативу и уверенно справляться с трудностями. И это, пожалуй, важнейшие качества современного человека 21 века.