Поиск

Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас

16/12/2010
СМИРНОВА Елена
619

Возраст нераскрытых резервов — именно так психологи называют период в жизни ребенка от одного года до трех. Почему нераскрытых? Да потому что взрослые считают кроху неразумным пока еще существом, которому надо обеспечить лишь правильное питание и уход, а о психическом развитии малыша мамы и папы будут думать позже. Но порой драгоценное время бывает упущено: то, что можно легко и быстро сформировать в этом возрасте, чрезвычайно трудно, а порой и невозможно компенсировать в дальнейшем.

Вокруг столько интересного!
К концу первого года жизни малыш, встав на ноги и научившись ходить, начинает ощущать себя самостоятельным существом, тогда как совсем недавно он полностью зависел от взрослых. Кроха настойчиво борется за свои права и протестует против любых ограничений.
Мир открывается перед ним в новом ракурсе, дает ему возможность находить и изучать невероятно интересные вещи, которые были недоступны в кроватке или у мамы на руках. Все, что попадает ребенку на глаза, он хватает, кидает, тянет в рот, трясет, катает — так познается окружающий мир. Каждый предмет обладает для малыша необыкновенной эмоциональной притягательностью — он радостно бросается к каждой новой вещи и отчаянно протестует, если ее отбирают. Природа этого возраста такова, что карапуз просто не может быть равнодушным к окружающим его вещам.
Конечно, такая бурная деятельность малыша приносит немало хлопот родителям, потому что он хватает даже те предметы, которые вовсе не предназначены для детских забав: мамину помаду, бабушкины лекарства, банки с крупой и тому подобное. И все же не запрещайте ребенку действовать, не лишайте его тем самым возможности мыслить, переживать, а значит, и полноценно развиваться.
Ваша задача, дорогие взрослые, не в том, чтобы постоянно отбирать у малыша запретные и опасные предметы, а в том, чтобы направить его активность в нужное русло, использовать ее «в мирных целях».
Ведь именно благодаря «общению» с предметами складываются основные достижения этого возрастного периода — мышление, самосознание, память, речь, произвольное поведение, инициативность. Для малыша мыслить — не значит думать или вспоминать по-взрослому, а значит манипулировать здесь и сейчас с конкретными предметами. При этом кроха не просто действует, как может показаться со стороны, но и размышляет. Поэтому максимальную пользу ему приносят игрушки, состоящие из нескольких деталей, чтобы их можно было собирать и разбирать, — кубики, пирамидки, матрешки и пр.


Память в раннем возрасте тоже проявляется только при активном действии, когда ребенок узнает знакомые предметы и вспоминает уже известные ему действия. Малыш еще не может припомнить что-то абстрактное (поэтому впечатления раннего детства, как правило, не сохраняются в памяти человека), но он может узнать то, с чем хотя бы однажды сталкивался. Во время манипуляций с предметами малыш целиком поглощен своими действиями. Ни в какой другой момент ему не удается достичь такой концентрации и сосредоточенности внимания. М.Монтессори считает это первой ступенью развития воли. Именно во время действий с предметами к крохе приходят такие взрослые чувства, как самостоятельность, автономность и компетентность. Важнейшее приобретение раннего возраста — речь — также появляется в результате предметной деятельности. Ведь каждое слово — это не просто звуки, за ним стоит то, что оно обозначает. Именно потребность в предмете и в действиях с ним побуждает малыша назвать этот предмет словом. И если у него нет перед глазами такого желанного предмета, первые слова могут задержаться, как бы много мы ни разговаривали с маленьким человечком.

Вот это стул — на нем сидят...
Как это ни покажется удивительным, но интерес ребенка к предметам не возникает сам по себе. Вовсе не достаточно окружить его полезными игрушками, чтобы он испытал в них потребность и научился правильно ими пользоваться. Ведь это мы, взрослые, учим малыша, хотя нам кажется, что все происходит само собой.
Груднички с шестимесячного возраста начинают обращать внимание на отдельные предметы, однако их привлекают сами вещи. В это время мама для крохи — лишь «источник» интересных предметов, а манипулирует он с ними по-своему, независимо от их назначения.
Но на втором году жизни роль взрослых коренным образом меняется. Можно сказать, что от чисто эмоционального общения с малышом вы переходите к сотрудничеству, главное содержание которого — помочь ребенку усвоить общепринятые способы употребления предметов. Вы для него уже не только поставщик интересных вещей, но и образец направленных действий с ними. Ни один карапуз на втором году жизни никогда не угадает без помощи взрослых предназначение самых простых предметов — чашки, ложки, расчески, горшка. Только от мамы или папы он узнает, что ложкой едят, из чашки пьют — и так далее. Поначалу ребенок в своих действиях просто подражает взрослым, подстраивается под них, но постепенно он усваивает нужные движения, которые становятся все более точными.


Польза «деловых» контактов
Вы хотели бы, чтобы ваш малыш рос любознательным, общительным, тонко чувствующим похвалу и порицание, все схватывающим на лету? Но это не возникнет само собой, вам надо потрудиться, чтобы достичь желаемого. Наверняка многие припомнят знакомых детишек — здоровых, ухоженных, красиво одетых, но при этом скованных, пассивных. Новых игрушек они часто пугаются, от новых впечатлений пытаются спрятаться. Они не идут на контакт со взрослыми, не реагируют на их предложения или замечания, а в результате — существенная задержка в предметных действиях и в овладении речью. А все от того, что эти малыши не получали должного внимания в семье. Ведь и то и другое требует ориентации на взрослого как на образец. Вот и получается, что малыш или уходит в себя, как улитка в раковину, или ведет себя так, что Вождь Краснокожих перед ним бледнеет. Психологи видят в этом явное свидетельство недостатка «делового» общения с родителями, которые со своей точки зрения делают для милых чад все что могут. Но на самом деле «все» — это калорийное питание, дорогие игрушки, модные наряды — и только. Имейте в виду, что получаемую от вас информацию малыш впитывает молниеносно. За два-три месяца с вашей помощью он может сделать огромный скачок в психическом развитии. Поэтому не пожалейте сил и времени на занятия с ним. А о том, как их проводить, мы расскажем в следующих номерах.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.