У четырехмесячного ребенка значительно повышается двигательная активность. К этому времени он самостоятельно переворачивается на живот, лежа на спине, и наоборот. Лежа на животе, кроха очень высоко поднимает верхнюю часть туловища, опираясь практически на вытянутые руки, и начинает перемещаться по кругу, толкаясь руками и ногами, как бы «вертясь вокруг пупка». Кроме этого, он подтягивает ноги, поднимается на четвереньки и делает в этом положении раскачивающиеся движения.
Из положения на спине малыш подтягивается, ухватившись за бортик коляски или другой упор. Он способен сесть и даже встать, если вы дадите ему возможность ухватиться за ваши пальцы. Сидит ровно, но без поддержки или опоры заваливается на бок. Ребенку в этом возрасте очень нравится сидеть, стоять и топтаться на месте, и он стремится использовать для этого любую возможность. А еще он уверенно захватывает предметы, перекладывает их из руки в руку. Во время грудного вскармливания малыш начинает сжимать материнскую грудь деснами, вызывая у мамы болезненные ощущения. Это первое действие ребенка, направленное на отделение своего «я». Дискомфорт, который при этом испытывает женщина, ее поведение и даже вскрикивание помогают ребенку понять, что мама
и он — это не одно и то же, что они чувствуют по-разному и по-разному себя ведут.
Кроха начинает наблюдать за едой взрослых, его интересует, как они это делают: он следит за руками, заглядывает в рот. Совершенствуется ориентация малыша в пространстве, он хорошо знает расположение предметов в доме. Четырехмесячный ребенок звонко смеется, активно выражает радость, а также «важничает» (делает вид, что он очень занят и не замечает маму, которая к нему обращается). И одновременно очень нуждается в том, чтобы мама поддерживала все его «игры».
Малыш посвящает много времени (до 30 минут) самостоятельным занятиям. Если что-то привлекло его внимание, он складывает губки «хоботком», часто дышит и тянется к заинтересовавшему его предмету. В характере ребенка появляется больше уверенности и уравновешенности. Уходит в прошлое внезапный плач, который раньше мог возникнуть без видимых причин. Малыш демонстрирует значительно больше упорства в овладении теми или иными навыками, а также оптимизм, необходимый для достижения цели. Кроме того, кроха постоянно провоцирует взрослого на общение, пытается «заговорить» с ним, проявляет инициативу, стремясь «завязать беседу», и активно гулит. Впервые появляется язык жестов: малыш протягивает к маме ручки, если хочет, чтобы она его взяла.
Теперь кроха гораздо реже требует прикладывания к груди. Основные кормления связаны со сном: ребенок сосет перед тем, как уснуть, после пробуждения и во время сна — и дневного, и ночного. В связи с этим у него появляется довольночеткий режим кормлений. В этом возрасте у детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании, стул может появляться один раз в 2-7 дней. Некоторые дети переходят на трехразовый дневной сон. У многих малышей более явственно проявляется реакция на погоду. Например, в пасмурный день они становятся сонливыми и помногу спят или, напротив, капризничают.