Поиск

Ох, уж эти непослушные шипящие звуки

23/12/2010
МИХАЙЛИНА Юлия
950

Можете удивляться, дорогие родители, и тем не менее основной процесс формирования речи у детей завершается, как правило, уже к трехлетнему возрасту! Но мы говорим «как правило», потому что уровень развития каждого ребенка во многом зависит от того, в каких условиях он растет, сколько внимания уделяют ему взрослые. Надеемся, что мамы и папы воспользуются советами специалиста и с их помощью научат своего малыша и хорошо говорить самому, и адекватно воспринимать чужую речь. Ведь ему это так потом пригодится!


К трем годам потребность малыша в общении со взрослыми возрастает. Интерес кокружающим предметам и событиям побуждает его постоянно задавать вопросы:  «Куда?», «Зачем?» и т.д. Не случайно младший дошкольный возраст часто называют «возрастом почемучек».
Словарный запас ребенка значительно увеличивается. Вместе с существительными, глаголами и прилагательными малыш начинает широко использовать местоимения и предлоги. Однако он пока еще не всегда согласует прилагательные мужского и женского рода с существительными и употребляет их в именительном падеже единственного числа. В речи трехлеток преобладают слова-названия, а собирательные понятия, такие, как «посуда», «мебель», «одежда», «животные», отсутствуют. Ребенок хорошо знает названия многих предметов (об этом можно судить по тому, как быстро он находит нужный предмет среди других этой же группы), но в активной речи пользуется ими не всегда.
К усеченным словам типа «ав-ав» или «би-би» малыш прибегает все реже. Нередко он сам придумывает слова, например, «мазелин» вместо «вазелин», «мокресс» вместо «компресс», «копатка» вместо «лопатка». Это значит,
во-первых, что ребенок начинает осознавать звуковую сторону речи, а во-вторых, что у него растет опыт речевого общения и на этой основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Именно чувство языка, по мнению К. Д. Ушинского, подсказывает ребенку ударение в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении. Позже дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся только одним звуком.
Параллельно с расширением словаря развивается и грамматический строй речи. К концу третьего года жизни ребенок уже свободно может рассказать о своих впечатлениях. А чуть позже он начинает говорить простыми распространенными и сложными предложениями.
На третьем году жизни малышу хорошо читать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, а потом пусть он ответит на некоторые вопросы по тексту. Только учтите, что тема сказки должна быть близка его жизненному опыту. При пересказе ребенок способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова, но
небольшие, многократно услышанные тексты он почти полностью запоминает наизусть. Самостоятельно же построить связный пересказ дети, как правило, не могут, хотя есть и такие, кто легко справляется с этим заданием. Большое удовольствие малышу доставит отгадывание простых загадок, в тексте которых содержится ответ (например, есть знакомые звукоподражательные слова: «На болоте живет и квакает: «Ква-ква-ква». Кто это?»).
Но пусть родители не волнуются, если речь их ребенка в целом не всегда бывает им понятна. Несмотря на все свои достижения, трехлетние дети еще недостаточно отчетливо и правильно говорят многие слова. Хотя подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти к этому времени у них значительно повышается, произношение все же далеко от нормы. Малыши пытаются «подогнать» его к общепринятому, но это не всегда удается, и они заменяют недостающие звуки другими, более легкими для произношения.


Вот наиболее типичные возрастные несовершенства трехлетних детей:
l согласные звуки произносятся смягченно: «зюбы» (зубы), «скамееська» (скамеечка). Значительно реже, но все-таки наблюдаются обратные явления — замена мягких фонем твердыми: «тота Луба» (тетя Люба);
l большинство детей шипящие фонемы ш, ж, ч, щ заменяют свистящими с, з: «лосадка» (лошадка), «зук» (жук), «девоська» (девочка), «сетка» (щетка); l дети совсем не произносят звук р: «ука» (рука), «ыба» (рыба) или заменяют его другими звуками — л, л’, в, й: «колова» (корова), «лёза» (роза), «кавман» (карман), «йак» (рак);
l звук л обычно смягчается: «люза» (лужа), «йампа» (лампа);
l звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д: «дуси» (гуси), «тоска» (кошка), «тлеп» (хлеб).
Еще одна особенность этого возраста — укороченный слабый выдох (1,5—2 с.), поэтому многие дети говорят недостаточно громко. Их голосовой аппарат еще не очень окреп. Малышам не всегда под силу правильно им пользоваться, например, они не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка (если кто-то спит, во время еды).

Четвертый год жизни отмечается новыми «достижениями». Ребенок начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, его окружающих, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. За это время словарный запас малыша достигает приблизительно 1500—2000 слов. В речи, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок все активнее употребляет предлоги, союзы. К концу четвертого года он нередко использует притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Однако малыш по-прежнему не пользуется такими собирательными существительными, как «одежда», «овощи», «мебель», он лишь перечисляет конкретные предметы. Но иногда, не зная названия предмета, ребенок прибегает к обобщающим словам: «Видел дерево» (а не березу или сосну); «Это цветок» (вместо ромашки или одуванчика).
На четвертом году укрепляется артикуляционный аппарат: лучше координируются движения мышц языка, губ, нижней челюсти, участвующих в образовании звуков. Так, укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению без смягчения твердых согласных («санки» вместо «сянки»). Дети
все чаще начинают верно говорить слова со стечением 2—3 согласных; употребляют слова из 3—4 слогов и более. Некоторые дети начинают подмечать ошибки в произношении сверстников.


Большинство детей в этом возрасте правильно произносят такие трудные для них звуки, как ы, э, х, приближают к норме свистящие звуки, появляется звук ц (некоторые дети в три года произносят его как тц или тс). Как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: «суба» вместо шуба, «заба» вместо жаба, «цасы» вместо часы, «сенок» вместо щенок. Звуки р, рь, л дети заменяют на й или ль: «йак» и «ляк» вместо рак.
С началом употребления шипящих звуков у некоторых детей происходит обратная замена, когда вновь появившиеся звуки произносятся и там, где их употребление не уместно, например, «капушта» вместо капуста. Однако подобные замены чаще всего наблюдаются в новых словах, а в давно усвоенных ребенок может по-прежнему произносить вместо шипящих свистящие звуки. В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, малыши еще нередко пропускают звуки и слоги, переставляют их. Например, слово «пожалуйста» могут произносить как «пожаста», «температура» как «тематура». Но постепенно они преодолевают эти трудности. Удлиняется выдох, появляется умение произносить гласные звуки а, у, и на одном выдохе в течение 3—4 секунд и более.


У трехлетних детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет артикуляционный аппарат.
При этом надо иметь в виду, что на период младшего дошкольного возраста приходится один из критических периодов, когда наиболее интенсивно развиваются те или иные звенья речевой системы. В связи с этим появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности, а отсюда — значительный риск возникновения нарушений даже при незначительных внешних воздействиях.
Первый критический период бывает на первом-втором году жизни, когда формируются предпосылки речи и начинается ее развитие, закладываются основы общения.
Второй критический период приходится на трехлетний возраст, когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. Любой сбой в этой работе, а также в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения: появляются упрямство, негативизм. Может возникнуть заикание, отставание речевого развития. Ребенок отказывается разговаривать, у него появляется протест на завышенные требования взрослых. Любые нарушения речи, уже имеющиеся у ребенка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно. Кроме того, могут возникнуть и новые.
В каждом конкретном случае малыша надо показать специалисту — логопеду, психологу, невропатологу или психоневрологу.

Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.