Поиск

Общение с крохой

07/10/2008
СВИРИДОВА Наталия
628

    Наталья СВИРИДОВА,
     логопед детской городской поликлиники № 147 г. Москва     

    
     Вашему малышу исполнилось всего несколько недель? Самое время начать уроки правильной и красивой речи!
     Младенец может говорить с мамой часами: всякий раз, когда она к нему обращается, он прислушивается к ее голосу, бьет ножками от удовольствия, улыбается, начинает издавать в ответ всевозможные подвластные ему на данном этапе звуки, агукает. В это время мама может начать выполнять с крохой так называемую пассивную артикуляционную гимнастику:

    Оттяните малышу книзу нижнюю губу и отпустите. Должен получиться хлопающий звук. Сделайте упражнение 2-3 раза.

    Начиная с десятимесячного возраста, следует давать малышу перебирать крупные яркие предметы, а затем - под вашим присмотром - более мелкие. Для этой цели можно использовать разноцветные пуговицы, деревянные бусы, нанизанные на нитку; показывать, как кольца нанизываются на стержень. Можно приобрести и специальные развивающие игрушки

    
     Аккуратно поднимите верхнюю губу к носу. Сделайте аккуратно упражнение тоже несколько раз.
    

     Захватите двумя пальцами верхнюю губу посередине, потяните ее вперед, а другой рукой потяните нижнюю. Губы надо тянуть попеременно 2-4 раза.
    

    Растяните губы малыша «в улыбку». Повторите упражнение несколько раз.
    

    Со второго месяца жизни малыш начинает «гулить»: он тянет гласные звуки, прислушивается к собственному голосу и с явным удовольствием проверяет возможности своих голосовых связок. Чтобы усладить его слух, начните включать негромкую приятную музыку. Но все-таки больше всего «певец» любит, когда с ним разговаривает мама. Когда она обращается к нему, она пользуется особым языком: голос ее становится выше, певучее, нежнее. Она акцентирует каждую интонацию и отчетливее произносит каждый слог.

    
     Ребенок произносит «агу» и ждет, что мама повторит это и добавит к нему описание его собственных ощущений: «Ты доволен, ты хорошо покушал?» Главное - подхватить мысль, чтобы продолжить разговор. Детский плач тоже является содержательным посланием маме. В этом случае тоже лучше проговаривать эмоции, скрывающиеся за детскими слезами: «Ты плачешь, мой родной, ты проголодался? Сейчас я тебя покормлю. Подожди немного».
    

    После 6 месяцев малыш начинает стараться повторять какие-то фразы, которые он слышал от мамы, но пока у него получаются только отдельные слоги. Это период «лепета». В это время надо побуждать кроху тянуться к соске, к пище, стимулируя движения его языка путем надавливания на его кончик, например, ложкой при кормлении. Мама должна побуждать и жевательные движения маленького едока, положив пальцы под подбородок ребенка и подталкивая нижнюю челюсть вверх-вниз.
     Между восемью месяцами и годом у ребенка появляется указательный жест. Он начинает показывать пальцем на интересующий его предмет, чтобы мама его называла. Эта простая игра выполняет очень важную роль в развитии речи. При этом желательно, чтобы комментарий взрослого был развернутым: «Да, это машина, такую же мы видели с тобой у Саши». Подобные ответы начинают развивать у ребенка абстрактное мышление.
    

    В этом возрасте можно начать совместное чтение книжки с картинками. Это тоже своего рода игра в «называлки».
     Если мама малоэмоциональна и больше руководствуется разумом, а не чувствами, считает, что пока еще бесполезно болтать с ничего не смыслящим младенцем, то у ребенка могут появиться нарушения в развитии речи.

    Как на ладони
     Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Систематические упражнения по тренировке пальцев являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо развивать движения пальцев рук или мелкую моторику. Также малышам необходим массаж рук.
     Его можно делать с двухмесячного возраста. В первое время достаточно поглаживаний кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Берите каждый пальчик, сгибайте и разгибайте его. И так обе руки.

    
     Малышу исполнилось 7-8 месяцев? Попробуйте следующее упражнение: отводить большой палец вперед - назад, в стороны. И так несколько раз в день по 1-2 минуты. К году упражнение «усложняется» круговыми движениями больших пальцев.

    А полуторагодовалого кроху можно научить и самомассажу:
    

     Предложите малышу прижать ладошки плотно друг к другу и растирать их движениями вверх - вниз. Можно вложить между ладоней шестигранный карандаш, чтобы он его покатал.
    

     Пусть кроха сожмет четыре пальчика одной руки и водит ими по ладони другой.
    

     Разместите между распрямленными ладонями ребенка шаровидный предмет, например: су -джок «Каштан», крупный грецкий орех или шарик. Попросите покатать его.
    

     Покажите ребенку, как можно массировать каждый пальчик разминающими, а затем растирающими движениями.

    Пальчик-пальчик, где ты был?

    Пальчиковые игры, как известно, тоже очень эффективны для развития речи. При их проведении необходимо следить, чтобы локоть малыша имел опору, и сначала работала одна рука, затем другая, потом обе. Для тренировки пальцев могут быть использованы следующие упражнения:
    

    «Человечек»: указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, затем к ним присоединяется левая рука. Потом упражнение выполняется обеими руками вместе.
    

    «Коза»: покажите малышу, как вытянуть указательный палец и мизинец, и поиграйте с ним по очереди в козу.
    

    «Очки»: образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их. Пусть малыш посмотрит в «очки», как в бинокль.
    

    Большое значение в развитии речи имеет также предметная деятельность:
    

    шнуровка,
     застегивание пуговиц,
     игры с мозаикой,
     нанизывание бус и пуговиц,
     перебирание фасоли, гороха, риса. Так, например, можно сделать самодельные неплотно набитые мешочки с крупой, чтобы малыш перебирал ее,
     выкладывание различных фигур из палочек, бусинок.
    

    Кроме всего прочего, хорошо перед сном читать ребенку стихи. Когда малыш бодрствует, включайте ему аудиокассеты со сказками, где есть частые повторы предложений, детские песенки с запоминающимися припевами. Не стоит говорить крохе: «Скажи... Повтори». Лучше включать его в игру, и он потихоньку будет повторять ваши действия и слова.

    Первое слово - дороже второго

    Первые слова карапуз начинает произносить в 9-10 месяцев - это, как правило, «мама», «папа». Далее кроха открывает для себя слово «нет», которое он сопровождает однозначным движением головы. После года в его лексиконе появляются «протослова» : «зесь» (здесь), «оте-то» (вот это), «дя» (сюда) и указательное местоимение «то». Эти «протослова» не обозначают конкретных предметов и действий. Чтобы как-то назвать появившихся в поле зрения ребенка машину или велосипед, он будет использовать одно и то же местоимение «то». Взрослым важно «проговаривать» как можно больше действий ребенка. Внимание: хотя у малыша появляется много звукоподражаний и своих названий тех или иных предметов, превращать этот милый младенческий язык в средство общения не стоит.
     К двум годам ребенок начинает говорить «я», а в запасе у него где-то 50-200 слов. Он может составлять предложения из двух слов и вести настоящий диалог. Поддержите его, и на долгие годы вам гарантирован приятный собеседник.

     

     

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.