Что наша жизнь? Игра...
07/10/2008
ЗОРЯ Светлана
75

Развивающие игрушки для ребенка

Собираем пирамидки

Важнейшее место в ряду развивающих игрушек занимает пирамидка. Для детей от девяти месяцев до полутора лет она должна быть простой: три-четыре кольца одного размера, но разного цвета. Научите малютку его пальчиками брать кольцо и надевать на стержень. Показывая и помогая ребенку, обязательно поясняйте свои действия. Сначала малыш будет складывать пирамидку, не обращая внимания на размер колец. Ваша задача – позволить ему играть по-своему. Если начнете сразу же поправлять ребенка, это может помешать творческому развитию крохи или вовсе отнимет у него желание играть. Чтобы пирамидки не превратилась в ненужный предмет (а так порой бывает, когда малыш не справляется с нанизыванием колец) – помогайте. Придерживайте стержень, наклоните его так, чтобы малышу было проще выполнить серьезное и ответственное, на его взгляд, задание. Получилось? Здорово! Похвалите малыша, похлопайте в ладоши, порадуйтесь вместе с ним. Если ребенок и после занятия продолжает с увлечением собирать и разбирать пирамидку, пусть даже неправильно, оставьте его играть с ней. Как только почувствуете, что интерес угас и малыш разбрасывает колечки, уберите пирамидку.

Когда процесс нанизывания освоен, усложните задание. Например, предложите малышу собрать колечки на стержень по размеру, от большего к меньшему. Заострите на этом его внимание. Проведите его ручкой по гладкой пирамидке. То же самое надо проделать и с неправильно собранной пирамидкой, обращая внимание крошки на неровности в ней. Пусть он почувствует разницу. Используя одни лишь кольца от пирамидки, можно построить башенку. Если малыш захочет все разрушить, не мешайте ему, пусть он сломает конструкцию – это доставит ему массу удовольствия.


Помните!

Каждая игрушка обязательно должна отвечать:

1. Медицинским и экологическим требованиям. Обратите внимание на то, из чего сделана игрушка, нет ли в ней вредных материалов и ядовитых красок, не имеет ли она резкого запаха? Малыш обязательно захочет попробовать ее на вкус.

2. Педагогическим требованиям. Кукла - развивает воображение ребенка, коммуникативные навыки, пирамидка - наглядно-действенное мышление. А чему научит вашего ребенка «человек-паук», робот или какой-нибудь «вампир»? Об этом стоит задуматься.

3. Психологическим и нравственным требованиям. Какие чувства вызовет новая игрушка у ребенка - нежность или агрессию, желание заботиться или стрелять по ней из пистолета? Очень полезны игрушки, в которые можно играть нескольким детям одновременно. Такие игры развивают у детей умение сотрудничать.

4. Эстетическим требованиям. Будет ли Ваш подарок способствовать развитию у ребенка чувства прекрасного или выработает дурной вкус?


Учимся строить

Ближе к году, когда ребенок уже сидит, для игры актуальны различные кубики, которые он будет бросать или по-своему манипулировать ими. Кубики требуют специальных движений для захвата, поэтому специалисты рекомендуют давать сначала мягкие разноцветные, а со временем – пластиковые и деревянные. Очень важно отметить, что не стоит перегружать малыша количеством игрушек. Достаточно трех-четырех кубиков, чтобы построить, например, маленькую башню. В первый год жизни для ребенка практически все равно, как вы называете предметы – кубики, кирпичики или как-то еще. Главное, то, что вы показываете, было бы ему понятно и интересно. Например, малышам очень нравится, когда построенная ими башня рушится со словом: «бу-бух». Когда ребенок только пытается что-то построить, помогите ему. Возьмите его ручками кубик и поставьте на другой, помогая словами: «Один ставим, сверху другой...». Запоминая действия, через некоторое время он сам начнет строить. И тогда нужно пояснить: «Большой кубик взял, правильно, ищи поменьше, а теперь совсем маленький». Такое речевое сопровождение действий ребенка поможет ему осознавать и контролировать их. Со временем можно перейти к постройке башни, состоящей из большего числа кубиков разной величины. Для ребенка третьего года жизни такая башня может состоять из восьми элементов. На втором году жизни можно построить гараж для машинки или дом для куклы, сложив из кубиков одноэтажную или двухэтажную постройку в виде полукруга. Кроме этого, начиная с трехлетнего возраста, строения малыша могут быть достаточно сложными. Пусть ваш строитель соорудит что-нибудь по образцу. Кстати, способность действовать по образцу важна для дальнейшего развития и обучения детей. Кубики как раз и являются прекрасным материалом для развития этой способности.


Игра с вкладышами

Наборы вкладышей представляют собой несколько (от трех до двенадцати) полых предметов одинаковой и разной формы и размера. Это могут быть мисочки, стаканчики, половинки шара. Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов. Эти игрушки очень полезны для развития восприятия и мышления ребенка второго года жизни. Несколько наборов вкладышей обязательно должны быть в коллекции детских игрушек.

Поскольку у малыша еще слабо развита моторика рук, рекомендуется давать ему предметы крупнее. Когда ребенок становится старше, можно давать игрушки меньшего размера. Для развития мелкой моторики и координации действий руки и глаза будет полезно простое перекладывание мелких предметов (бусинок, пуговиц, шариков) из стаканчика в стаканчик. Этот процесс настолько увлекателен для малыша, что за ним он может проводить много времени.

Следующий вид вкладышей – коробки с прорезями или углублениями различной формы и размера, в которые вкладываются соответствующие предметы или картинки. Такие игровые пособия способствуют развитию восприятия формы и размера. Дети знакомятся с основными формами (круг, квадрат, треугольник), учатся узнавать предмет по контуру, а также сравнивать предметы по величине. Выбирая такие игрушки, следует обращать внимание на то, чтобы предметы легко входили в отверстия, которые в свою очередь должны четко соответствовать контуру. Такие коробки форм могут быть выполнены из пластмассы или из дерева. Пусть сначала ребенок усвоит простые формы, а после переходит к сложным.

Есть вкладыши с изображениями разных предметов. Ориентируясь на форму этих предметов, ребенок должен найти соответствующее окошко. Первое время игра с предметными картинками требует участия взрослого. Покажите малышу, как можно закрыть крышечкой каждое окошко, обратите его внимание на то, что для каждого окошка подходит только одна определенная крышечка, а другие не помещаются. Полезно обвести пальчик ребенка по краю крышечки, чтобы он не только увидел, но и почувствовал углы, ровные линии или округлости разных форм. Вместе с ним попробуйте подобрать соответствующие по форме крышечки для каждого окошка. Затем предоставьте ему возможность самостоятельно подобрать нужные крышечки для каждого окошка.


От каменных игрушек к очаровательной Барби

В первобытном племени первыми игрушками были камушки и деревяшки необычной формы. Самая древнейшая из всех игрушек – кукла. Первые египетские куклы имели настоящие волосы, подвижные руки и ноги, одежду и головные уборы жрецов. Множество различных глиняных кукол, изображавших животных, было и в античном мире. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, глины, а затем ярко раскрашивались. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы – из слоновой кости. В русских семьях играли в тряпичные куклы все – не только девочки, но и мальчики до семи-восьми лет. Постепенно игрушки становились все более разнообразными – детишки играли уже не только с традиционными куклами, но и различными матрешками, перчаточными куклами, фигурками зверей и птиц, кубиками и корабликами. Со временем, кукла видоизменилась, усовершенствовалась и превратилась в ослепительную фарфоровую или пластмассовую красавицу.


Знаете ли вы, что:

развивающие игры полезны в любом возрасте: они дарят малышу радость, уверенность в себе и своих возможностях, возбуждают его интерес к тому, что его окружает. Не говоря уже о том, что развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие интеллекта маленького человечка.


В ритм с мячом

Мячи – прекрасная игрушка для всех возрастов. Обхватывать и удерживать маленькие круглые предметы ребенок научается очень рано. Дети от года до двух лет любят просто скатывать мяч с наклонной плоскости или бросать его в произвольном направлении. Ребятишкам от двух лет и старше задание можно усложнить, например, надо закатить мяч в ворота или ямку, попробовать забросить его в корзину. Для более сложных вариантов действия с мячом можно приготовить корзинки, тазики, дощечку для изготовления горки. По словам психолога, способность принимать и отдавать мяч становится основой для социальной способности принимать и отдавать. Игры с мячом можно сопровождать стихами или напевами, задающими определенный ритм.


Конструируем

Когда дети строят кораблики, поезда, домики, у них развиваются творческие и умственные способности, внимание, совершенствуется мелкая и крупная моторика. Следует позаботиться, чтобы в достаточном количестве всегда был материал для конструирования: крупный (для построек на полу) и помельче (для возведения небольших построек на столе), деревянный, пластмассовый и даже металлический. Помните, чем младше ребенок, тем крупнее должны быть детали. Если готового строительного материала нет или его недостаточно, позволяйте детям использовать для построек все, что они сочтут необходимым: предметы мебели, ткани, любые подручные средства.

Девять правил, которые стоит учесть при выборе игрушек:

1. Возраст – основной критерий при выборе игрушек.

2. Покупая малышу подарок, учитывайте уже имеющиеся у него игрушки. Хотя, некоторые дети совершенно не возражают против прямого дублирования.

3. Игрушка обязательно должна быть развивающей, удобной и качественной.

4. Не следует покупать совсем маленькому ребенку игру или игрушку, в которой много мелких деталей. В лучшем случае ребенок их разбросает, в худшем – может проглотить.

5. Замечательно, если подарок для ребенка будет ярко и красиво упакован. Разворачивание подарка - отдельное и очень интересное действо для ребенка.

6 . Игрушек не должно быть слишком много. Ребенок до двух лет должен иметь доступ к пяти-шести игрушкам, не более. Иначе рассеивается внимание, исследование предмета становится поверхностным. Если игрушек в доме много, «лишние» можно просто убрать. Через месяц эти игрушки будут восприниматься ребенком как новые.

7. Игрушки должны комплектоваться между собой, чтобы стимулировать развитие все более сложных сюжетных игр. То есть если в хозяйстве малыша есть большой грузовик, то обязательно должны быть кубики.

8 Игрушки для маленького ребенка должны быть функциональными, а не декоративными. То есть куклу обязательно нужно одевать и раздевать, а также мыть и расчесывать, машина должна ездить, двери должны открываться и закрываться, что-то еще может в ней крутиться, разбираться, защелкиваться, отщелкиваться и т.д.

9. Игрушки должны быть выполнены из разных материалов. В наборе игрушек для маленького ребенка наряду с яркими пластмассовыми игрушками обязательно должны присутствовать деревянные игрушки, меховые, резиновые, игрушки из разных тканей, керамические, металлические и т.д.

Дочки-матери С двух лет дети осваивают ролевые игры. Для этого им обязательно нужны различные куклы, мягкие игрушки, предметы мебели, посуда. Причем это относится и к мальчикам, и к девочкам. Мальчики, если их не настраивать против кукол, с огромным удовольствием играют в «семью», и берут на себя соответствующие роли - папы, старшего брата, друга. Точно также девочке обязательно нужна хотя бы одна машина, на которой куклы будут ездить в гости и на бал, в магазин и на встречу. Именно роль (согласно которой он действует, как старший) воплощает в себе связь ребенка с миром взрослых. Сюжетно-ролевые игры дают прекрасные возможности для развития фантазии крохи, его творческого потенциала. Складываем и... разбрасываем В конце первого года жизни младенцы с восторгом достают из коробочки игрушки и складывают их обратно. Причем сначала они предпочитают вытаскивать и разбрасывать эти предметы. В начале второго года жизни собирание предметов в какую-либо емкость становится любимым занятием малыша. Он может с усердием складывать в ведерко шарики, кубики, палочки, любые другие игрушки, а потом доставать их. Следует поддерживать это простое занятие и предоставлять материал для него. Покажите, как можно собрать предметы в коробочку, затем в мешочек, потом опять в коробочку. Творческий потенциал Для детей раннего и дошкольного возрастов помимо вышеперечисленных существует масса других различных игр. Всегда актуальны творческие занятия: лепка, рисование. Детям всех возрастов нужно покупать краски, карандаши, мелки, фломастеры и альбомы. Такие занятия развивают воображение, творческие способности, целенаправленность действий и мелкую моторику. Совет специалиста – Ребенок сможет получить удовольствие от игрушки и оценить ее по достоинству, если она подходит ему по возрасту. Любая игрушка обязательно должна приносить детям радость и удовольствие. Для того, чтобы игрушка способствовала развитию, она должна отвечать интересам ребёнка и быть увлекательной и привлекательной. Выбирая игрушку, не забывайте, что она должна вызывать положительные эмоции, способствовать формированию верного представления об окружающем мире и хорошего вкуса. Именно поэтому не рекомендуется покупать зеленого волка или ужасное чудовище из мультфильма. Игрушка должна способствовать закреплению уже освоенных навыков у малыша и развитию новых умений. Помните, что умный выбор игрушки – это умный ребенок!
Вам также будет интересно
Женское здоровье: распространенные заболевания и их причиныЧитать статью
Первый раз в первый класс! Советы психологаЧитать статью
Профессиональный пылесос – это новый уровень уборкиЧитать статью
Как читать с выражением, чтобы вас слушали. Инструкция для детей и родителей от актрисы Яны ПоплавскойЧитать статью
Дачные напасти Читать статью
«Не хочу, не буду!» - ребенок не желает учить стихотворенияЧитать статью
Комментарии
Подпишитесь на рассылку полезных статей от "НЯНЯ.РУ"