Развитие речи малышей начинается с рождения. Сначала кроха учится понимать, что вы говорите, чуть позже пытается произносить звуки.
Речь крохи развивается постоянно: и дома, и на прогулке. Но на прогулке или во время путешествий это будет происходить гораздо быстрее, ведь за пределами дома малыша ждет масса впечатлений.
Смотрим по сторонам
Если ваш малыш уже уверенно сидит в коляске и рассматривает все, что происходит вокруг, самое время начинать рассказывать ему об окружающем мире. Сначала, конечно, говорить будет только мама. Но если она станет делать это часто и активно, очень скоро малыш начнет откликаться на ее слова, реагировать, повторять отдельные звуки. С каждым днем кроха будет становиться все активнее, а его речевые возможности – расширяться. Не ограничивайтесь просто названием предметов: «Вот ворона». А описывайте то, что вы видите, употребляйте эпитеты: «Смотри, это ворона! Ворона черная, она каркает «кар-кар». Как ворона каркает? Кар-кар! Ворона – это птица. У вороны крылышки, лапки, хвостик, клювик».
Бывает так, что сидящий в коляске кроха вдруг начинает тянуть куда-то ручку и издавать призывные звуки. Попробуйте понять, что именно заинтересовало малыша. Может, он увидел бегущую собаку или играющих на площадке детей. Или заметил лежащий на асфальте лист каштана, или его внимание привлек большущий самосвал… Уделите внимание этому интересному для ребенка объекту, поговорите о собачке или самосвале, остановитесь поближе к детской площадке или дайте лист малышу в руку… Чем внимательнее вы будете к ребенку на прогулке, тем больше нового он сможет узнать с вашей помощью.
Трогаем и нюхаем
Оказывается, для развития речи малыша важно стимулировать не только слух, но и другие органы чувств: осязание, зрение, обоняние. Именно на прогулке это делать лучше всего – вокруг масса самых разных объектов, которые можно потрогать, понюхать и рассмотреть.
- Ах, какой цветочек! Подносите малыша к всевозможным цветам. Пусть он потрогает их, понюхает. Точно так же можно изучать луговые и лесные цветы. Если знаете название растения, обязательно называйте! Над цветами часто можно увидеть самых разных насекомых пчел, ос, шмелей, бабочек. Покажите их малышу, назовите, скажите, что они летают, жужжат (ж-ж-ж!), машут крылышками, собирают с цветочков пыльцу. Попробуйте вместе пожужжать, как пчелка. Скажите, что пчелка может укусить. Кусь! А еще можете помазать руками, как бабочка крылышками. Возьмите ручки малыша и помашите ими. А потом он захочет сам попробовать.
- Гули-гули. Покормите вместе с крохой голубей. Приговаривайте: «Гули-гули, гули-гули!». Дайте несколько кусочков хлеба малышу, чтобы и он бросил их голубям. Пусть это выйдет неуклюже. Зато какой восторг! Так одновременно будем учить новое слово («гули-гули») и развивать мелкую моторику, что тоже очень полезно для стимуляции речи.
- Друг на друга поглядим. Сидя с малышом на скамейке, можно играть в те же самые игры, что вы играете дома: всяческие подскоки на коленках, пальчиковые игры, «забодаю-забодаю» и т.д.
Агу, малыш!
Поддерживайте желание малыша «поговорить». Во время прогулки найдите тенистое местечко, возьмите его на ручки и устройте «сеанс общения». Установите контакт «глаза в глаза», поговорите с крохой, эмоционально повторяя те самые звуки, которые он произносит: он «гу» и вы – «гу», он ба-ба-ба» и вы тоже в ответ, он – «а-а-а-а…» и вы ему подпойте… У вас получится очень веселый дуэт! При этом ласково улыбайтесь сыну или дочери и делайте выразительные движения губами. Если кроха попытается произнести звук вслед за вами, похвалите его. Такие игры нравятся деткам. Они хорошо развивают речь, устанавливают особый контакт между мамой и ее малышом.
Я – пчелка жу-жу-жу
Цель: стимуляция речи.
Условия: хорошее настроение малыша на прогулке.
Всевозможные малышовые игры с «говорилками» будут не только развлекать и развивать малыша. Они дадут вам замечательную возможность поговорить, пообщаться. Самые простые игры – это игры со звукоподражаниями, которые можно придумывать прямо на ходу.
-
Сложите пальцы в щепоть и превратите их в жужжащую «пчелку».
-
Пчелка может просто «летать» над малышом, привлекая его внимание. А может садиться то на ручку, то на щечку, то на животик. При этом мама приговаривает: «Я – пчелка, жу-жу-жу, я лечу к малышу! Жу-жу-жу, села на ручку малышу. Жу-жу-жу, села на ножку малышу…»
-
можно «топать» пальцами по ручке, ножке, животику малыша, приговаривая: «Я коровка, му-му-му, вот я к Машеньке иду!».
-
Пальчики могут быть и кошечкой, и собачкой, и любым другим животным.
Фото: Freepik