По мере развития способности делать что-то самостоятельно у малыша повышается уровень независимости, собственной свободы, так сказать.
В это время кроха хочет везде быть рядом с мамой. При появлении посторонних малыш демонстрирует свои навыки (хвастается) и прячется за маму.
Потихоньку вырабатывается самостоятельность
Ребенок пользуется тем, что мама рядом, это как бы гарантирует его безопасность в процессе всех его исследований и познании мира. Первоначально при первой встрече с новыми лицами малыш старается держаться возле мамы. Но, с каждым разом позволяет себе отходить от нее дальше и дальше, время нахождения без мамы также возрастает, но иногда все же возвращается на исходную позицию возле мамы, чтобы убедиться в том, что находится в безопасности (мама рядом, все хорошо).
Присутствие папы рядом усиливает чувство уверенности в себе, так же как и наличие старших сестер/братьев или других взрослых, к которым малыш испытывает чувство привязанности.
Именно сейчас малыша в большинстве случаев пугают новые обстоятельства разлуки с мамой: госпитализация, поход в детский сад или просто разлука на длительное время с родителями.
Малыша можно уберечь от таких случаев, при условии, что он всегда будет чем-то занят или просто будет постоянно с кем-то общаться (играть), это будет его отвлекать от того, что мамы нет рядом. Малышу всегда легко, когда рядом родственники, особенно родители, но в этой роли могут быть и другие члены семьи.
Кроха чувствует уверенность в себе. Это потому, что он уже ходит самостоятельно, его походка уже уверенная. Совершенствуется координация мускулатуры (крупные мускулы).
Изменения эмоциональной сферы
Проходят страхи малыша, которые вызывали громкие или внезапные звуки, резкие движения, а к трем годам вообще может пропасть страх незнакомых людей, ну, или снизиться до минимума. Хотя нормой считается боязнь уличных собак, кошек и прочих животных и других существ или предметов, которые могут причинить боль.
Постоянное произношение «я сам»
Вместе с выработкой самостоятельности к ребенку приходит желание самостоятельно что-то делать, без помощи взрослых. Ясно, что делать сразу хорошо и безопасно не получится.
Родители, запаситесь терпением, ребенка нужно всегда поддерживать, во всех начинаниях, также как и совершенствовании приобретенных навыков. Близкие должны стимулировать малыша всячески, чтобы он развивался, пробовал снова и снова, следить за ним, чтобы мало ли чего не случилось. Расставить «границы» деятельности ребенка так, чтобы это было безопасно и с минимальными неудачами, дети очень ранимы.
Важно быть готовыми к новым детским эмоциям: гнев/раздражительность – это наиболее встречающиеся проявления у деток в этом возрасте. Приливы ярости, когда малыш размахивает ручонками, визжит, колотит в пол – самые распространенные формы выхода ярости наружу.
Такие вспышки характерны тогда, когда малышам постоянно что-то запрещают или у них просто не получается что-то сделать, достичь цели. Любые действия родителей: просьбы лечь поспать, сесть на горшок, сборы на улицу в тесной или неудобной одежде и всевозможные запреты являются провокаторами детского гнева. При всевозможных отклонениях от стандартного режима, к которому ребенок уже привык возможны приступы раздражительности, например, поход в гости.
К слову сказать, настроение человека любого возраста зависит от самочувствия, просто дети более подвержены этому фактору. Постоянное раздражение и нервозность, приливы гнева в большинстве случаев говорят о воспалении уха и других инфекционных заболеваниях.
Научите ребенка держать под контролем любые проявления чувств
В случаях детской ярости взрослый должен показать малышу, что таким способом его проблема не решается, так цели он не достигнет. А вот если постоянно удовлетворять все его капризы, то ребенок привыкает к подобному способу решения проблем, и потом трудно его переучить.
Но, такой проблемы не возникнет, если родители будут чуткими и понимающими все потребности своего чада, в каких случаях он просто капризничает, а в каких действительно нужно помочь. В качестве борьбы с детской агрессией нужно использовать отвлекающие от проблемы маневры. Иногда помогает способ просто не замечать начавшийся приступ ярости, и делать это до того момента, пока кроха снова не будет спокоен, а вот потом можно обнять, пожалеть, тем самым дать понять, что переживаете не него.
Все раннее детство типы эмоциональных проблем сменяют друг друга. Так, деткам на первом году свойственны одни трудности, в основном они касаются сна и приема пищи, а на втором году на смену приходят страхи разлуки с родителями и другими членами семьи. Появляются первые конфликты между детьми и родителями, где важно показать, что родители в семье главные, а дети должны слушаться.
Физическое формирование малыша:
- — Ребенок может уже не просто хорошо ходить, но и бегать.
- — Спотыкается с каждым днем все реже, так как успевает смотреть под ноги, когда бежит.
- — Может обегать стороной мелкие предметы, которые попадаются и мешают на пути.
- — Сам поднимается по лестницам (на каждую ступеньку встает двумя ножками).
- — А вот спускаться без посторонней помощи пока трудно.
- — Умеет сидеть на корточках.
- — Прыгает уже не просто на одном месте, но еще и вперед.
- — Научился вылезать из манежа.
- — Уже открывает межкомнатные двери.
- — Пинает ножками мячик практически без промахов.
- — Подбрасывает мяч над головой.
Показатели малыша на отрезке с полутора лет до года и девяти месяцев.
Рост: 80,8 – 81,73, вес: 11,4 – 11,8, обхват головы: 48 – 49 см, обхват груди: 49 – 50 см.
Психическое развитие малыша:
- — На пике эмоциональность и требовательность крохи.
- — От игр с бытовыми предметами и игрушками он получает удовольствие. Вовлекает в свои игры родственников.
- — Нравится музыка, в особенности ритмическая, временами малыш может пританцовывать и даже подпевать. Может просто напевать что-то себе под нос без фона.
- — Рисует, перерисовывает легкие картинки. Когда ничего под руками нет, может просто выводить на бумаге что-то свое, пока непонятное взрослым.
- — Ребенку обязательно нужны игрушки. Они дают ему возможность развиваться: здесь можно отметить развитие воображения, внимания, наблюдательности.
Какие игрушки следует покупать сейчас?
Для формирования и развития речи:
— кубики с отображенными на них предметами, животными и т.д., аналогичные картинки;
Небольшие книжечки со стишками.
Для развития координации движений:
— мячики любых форматов;
— двигающиеся машинки;
— обруч;
Для игр с сюжетом:
— куклы,
— игрушки-животные, игрушки-птицы;
— мебель для комнат и кухни;
— посудка
— одежка для кукол;
— пупсики и все необходимые для них предметы обихода.
Развитие предметной деятельности:
— матрешки любых форматов;
— пирамидки;
— разноцветные кубики;
— ленточки;
— ведерки, совочки, формочки для игры в песочнице;
— конструкторы.
Для игр с формами и цветами
Для маленьких деток хорошим пособием будет конструкция, которая носит довольно скучное название – активный куб. По обыкновению это цилиндр, куб или обычный домик с трубой на крыше, в которых есть отверстия разнообразной формы. В которые малыш должен будет вставлять соответствующие фигурки в соответствии с формой и цветом. Бывают и ключи, поворачивая которые малыш услышит приятную музыку.
Кроме того, что «активный куб» знакомит малыша с новыми понятиями «форма» и «цвет», это еще и первый шаг к обучению сложного процесса «установка причинно-следственных связей» в своих действиях и любых других событиях. Плюс ко всему это зарядка для интеллекта крохи, который только начинает развиваться.
Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап
Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.