Поиск

Сказки для самых маленьких

08/11/2023
Заряна Некрасова, Нина Некрасова
1078

Из чего создаются сказки? Из чего угодно: из дождя и снега, из листьев, упавших в траву, из игрушек и «взрослых» предметов, из быта и волшебства. Изо всего-всего, что вы видите вокруг.

Это странное волшебство, из детства, когда вы знали наверняка, что мир вокруг – живой и единый, весь-весь, от капельки до камня, и всё на свете умеет говорить. И вы – в центе этого удивительного мира, и он вращается вокруг вас…Честное слово: было время, когда вы не сомневались в этом. Да и не думали – а зачем? – у вас была большая прекрасная работа: расти и тянуться до взрослости. И надо было столько узнать, и столькому научиться! «Некогда думать, делать надо», – как сказал один мудрый малыш.

А взрослые вам казались волшебниками, потому что они умеют все. Освещать темноту (включая какие-то «лампочки»), разжигать огонь (под какой-то «горелкой»), создавать водопады (прикоснувшись к крану рукой). А ещё – утешать, когда плохо, и застёгивать вредные «молнии», и приносить смешные подарки и оставаться рядом, когда что-то «болит в животе». Дети легко превращают нас в добрых волшебников, потому что не сомневаются: родители могут всё. И мы стараемся соответствовать этому высокому статусу, и пусть не всегда, но ведь это у нас получается!

И в сказочников мы превращаемся сразу – вместе с рождением малыша.

От присказки до сказки лёгкие шаги

– Мам, зачем тебя сделали, такую маму?

– Чтобы с тобой дружить, сынок.

– А меня зачем на заводе сделали?

– Почему ты думаешь, что на заводе? Это тебя сделала и…

– Что, из пластилина слепила, а потом белым цветом покрасила?

Новорождённый малыш сказок, конечно, не понимает; но это не важно. Важно, что наша любовь к нему – безусловная, волшебная любовь. Мы принимаем его – любого, и любим просто так, ничего не прося взамен. Только за то, что родился, что пришёл в этот мир через нас. Мы готовы ему служить бескорыстно, как царевичу – Серый Волк, Заре Зарянице – Солнце и Месяц, и Ветер, служить бескорыстно.

Мир младенца размыт и неясен, он состоит из пятен и звуков, из разных кусочков, которые ещё ему предстоит собирать. И будет ли удачной «сборка», по сути зависит от нас, от того, как ухаживаем за малышом и как общаемся с ним. Когда родитель любит безусловно (то есть всегда и таким, какой ребенок есть, а не таким, каким его хотел бы видеть), он как будто дарит все волшебство мира своему малышу.

...

Новорождённые сказок не понимают.

Но прекрасно чувствуют, как мы относимся к ним.

Странно разговаривают мамы в младенцами… повторяют и повторяют такие глупости, такие чудесные глупости. Это первые сказки Дитя и Мамы – сказки для адаптации и мамы и малыша. Они незатейливы и наивны, и рассчитаны на двоих; но «пустячками» они только кажутся. На самом деле это самые важные «пустяки», потому что они открывают дорогу в новую большую жизнь. Здесь важно всё: мимика, жесты, и то, каким голосом, и с какой интонацией обращаются к малышу. А он и дремлет, и одновременно всеми своими органами чувств как бы ощупывает мир… Малыш, как губка, впитывает информацию о мире и о себе.

Оставим новорождённого за этим полезным делом – «ощупывать» мир и к нему привыкать, поговорим о маме. А точнее, о тех сказках, которые она сочиняет сейчас. (Она ведь тоже, по сути, новорождённая: новый статус, новые обязанности и новые права).

От них, этих сказок, которые она создаёт сейчас, во многом зависит, как они вместе – она и ребёнок – будут жить потом. Сейчас все эти «агушки», сюсюкания и припевочки определяют, быть может, всю будущую жизнь.


Две мамины сказки – вредная и БЕЗвредная

Первая мамина сказка – это бесконечные перепевы на тему «Какие мы большие!» и «Как я люблю тебя!», – и рассказывается она постоянно, большим удовольствием, а новорождённое чудо, в полудрёме лёжа в коляске или (ещё приятней) у мамы на ручках, её с большим удовольствием слушает и ощущает.

Другая – тайная сказка. Мамам она не очень нравится, и обычно они никому не рассказывают её. Кроме себя. Тот груз забот, та ответственность, которая свалилась на вас с рождением ребёнка (особенно если у вас нет помощников) кого угодно может довести до исступления. И доводит. И в голову маме приходят крамольные мысли: как хорошо было раньше, какая была свобода и как не надо было вскакивать по ночам… Появляются сердитые мысли «когда же это закончится…», «как надоел/о», возникает обида, растерянность, и даже гнев на ребёнка. И самой же становится стыдно за это. Так сочиняется вредная сказка: «Наверное, я плохая мать!». Эта «сказка», придуманная от усталости.

На самом деле в этой «сказке» плохо только одно: что мама себя обвиняет. Ничего полезного она не дает, а только приносит страхи и сомнения. Но, увы, нет почти ни одной матери, которая не рассказывала бы себе такое. Вы мучаете себя, а сверхчуткий малыш, который только недавно был с вами единым целым (да и сейчас во многом таким остается) ловит эту волну сомнений, вины, сожалений и самобичеваний, даже если вы никому не говорите о своей сказке плохой.

БезВредная сказка

Обычно плохих мыслей мы стыдимся и «заталкиваем» в себя, прячем ото всех. А надо бы сделать наоборот. Признаться себе: «Да, иногда я думаю плохо, но это не значит, что я плохая, это значит, что я устала…что мне пора отдохнуть…» Да, иногда нам приходится непросто, но в волшебных сказках именно то, что трудно, оказывается самым правильным и полезным.


Чем опасна та вредная сказочка, которую вы себе придумываете?

  1. Вы с малышом сейчас – на одной волне. Всё, что вы чувствуете – то чувствует и он. Ваше эмоциональное состояние и его эмоциональное состояние – одно и то же. Ваша радость – его радость, но и Ваши комплексы – его комплексы. Вам хотелось бы, чтобы малыш о себе плохо думал?

  2. Вы в себе взращиваете комплекс плохой мамы. И нет гарантий, что это не проявится в малыше комплексом «плохого ребёнка».

  3. То, что затолкали внутрь, в подсознание, там и останется. Напряжение никуда не уходит, и при схожей ситуации из подсознания выскочат те застывшие вредные эмоции и начнут вами руководить, заставят вас кричать, злиться. Ведь когда родители ругают ребенка, чаще всего они ругают себя, чувствуют свою вину, что недоучили, недоследили. Просто – боятся в этом признаться себе, и чтобы не слышать свой внутренний голос, кричат еще громче. Вам это надо?

Как только в голове завертелись мысли типа «я плохая мать» – необходимо СРАЗУ ЖЕ! избавляться от дурных сказок про себя. Например, вот так:

  • Учитесь себя прощать. Вам сейчас нелегко, у вас много новых обязанностей, и никто не может делать все одинаково идеально. Вырабатывайте привычку думать о себе хорошо. Ну хотя бы вполовину так хорошо, как думаете о своем малыше. Ведь вы же знаете – ваши мысли и чувства – это мысли и чувства новенького человечка.

  • И если вы о себе начнёте думать плохо, это (именно это) немедленно скажется на состоянии ребёнка. Он тоже начёт нервничать, кричать, потому что чувствует – что-то не так, и на это «не так» реагирует как умеет – криком. Успокойтесь сами, хотя бы и усилием воли – и успокоиться малыш.

  • Есть хорошее средство, проверенное веками. «Придёт серенький волчок и ухватит за бочёк…», «уж мы били – колотили, поколачивали…», – странные слова для колыбельной, правда? Хорошие слова. Сам текст её так устроен, что, напевая его, мама освобождается от негатива «когда ж ты зараза уснешь, наконец!». Она «выпевает» свои подавляемые чувства, свои плохие эмоции и снова становится любящей, доброй мамой. Пойте!

  • Если вы чего-то боитесь и чем-то недовольны, вы можете даже рассказывать малышу об этом, например, рассказываете «Сказка про тараканов» (а про себя добавляете – в маминой голове). Только проследите, чтобы сказка, которую вы сочините, была с хорошим концом. Подсознание мыслит символами и образами, и создавая такую картинку, вы убеждаете его и себя, что все кончится хорошо. Образ уйдёт (ведь осы, тараканы и т. п. – это не вы) – а хорошее настроение останется.

Не волнуйтесь: малышу ваши придумки не повредят. Ему дела нет до содержания вашей сказочки, он ловит ваши эмоции, он реагирует на мимику, жесты, интонацию, на ваше тепло. Рассказывайте о своих чувствах так, как рассказываете сказку, словно сливаясь с ней, и в то же время понимая, что это-всего лишь сказка. Даже если появится что-то не то несимпатичное, что неприлично вслух говорить – ну и что? – вы-то рассказывает сказку. А в сказке случается всё, и герои впросак попадают. Главное, что, прошли сквозь воду, огонь или медные трубы, и «стали жить – поживать…». Вот так.

Жизнь – это, по сути, большая и красивая сказка.

Иногда нам приходится непросто, но видимо, это залог нашего роста – как родителей. Со временем мы вовлекаемся в игру, и то, что казалось раньше сложным, оказывается простым и занимательным. И тогда воспитание ребёнка превращается из трудного дела в радостное. Мы все одновременно и сказочники, и герои своих сказок, ведь так?! И во многом нас от самих зависит, топтать ли нам «три пары железных сапог» или хватит и взмаха волшебной палочки, и где потерять золотое перо, и где отыскать жар-птицу, и какою водой умываться, а какую не пить – нам решать. Мы – хозяева своей сказки.

Но пора. Вернёмся к нашему малышу. Мы оставили его в полуяви и полудремоте. А теперь он почти просыпается. Он готов идти на контакт.

К концу первого месяца заканчивается адаптационный период малыша, и появляется очаровательное явление, на которое вы, конечно же, сразу обратите внимание. Психологи называют его «комплексом оживления». Проще говоря, это значит, что младенец готов слушать ваши новые, добрые, сказки.

А как же их сочинять?



Иду на контакт

Как сочинять, рассказывать и обучать

Как сочиняются сказки?

Просто возьмите то, что у вас под рукою. Погремушка? Хорошо, пусть это будет «Сказка про погремушку». Чем не сказочный герой?!

Повернитесь так, чтоб малыш увидел лицо ваше в фас (а не в профиль): так ему удобнее; и скажите что-нибудь ласковым голосом. Он оживился? Значит, участвовать в сказке готов.

Теперь покажите погремушку (расстояние от его глаз до «объекта» – сантиметров двадцать – тридцать). Потрясите её слегка, подождите немного, чтоб взгляд малыша за неё «зацепился». И медленно ведите её горизонтально справа налево (или наоборот), приговаривая: «Вот какая у Машеньки погремушка! Динь – динь – динь…Погремушка пошла гулять…динь – динь – динь…».

Вот и вся сказка. Такой крошке и крохотной сказки вполне хватит, минуты на полторы. (Сосредотачивать своё внимание младенцы дольше пока не могут).

Малыш проследил глазам за погремушкой? Прекрасно. Сказка ему понравилась.

Через какое-то время сказку свою вы можете повторить.

Для двухмесячного младенца вы можете уже усложнить сенсорную информацию, и это поможет ему наблюдать мир вокруг. Возьмите две игрушки и перемещайте их (медленно-медленно) в разных направлениях. Это будет сказка про то, как встретились две погремушки и снова разъехались – разошлись; перемещайте их по очереди.

А в три месяца «героев» можно запустить по разным траекториям, а со временем у сказки появится продолжение.

Пятимесячный малыш с удовольствием послушает сказку про то, «как убежала погремушка»:«Куда же она от нас спряталась? Куда же убежала наша погремушка?.. Поищем, поищем…Да вот она, к Коле под бочок забежала…».

Малыш живо выразит вам своё мнение. Собственно, на эту реакцию малыша стоит и ориентироваться. Дети всегда показывают, что им нравится, а чем недовольны.

Старайтесь сказку рассказывать по-разному.

Вполне вероятно, что вашему карапузику понравится сказка, рассказанная, например, шёпотом. Вообще – полезно менять интонации и по-разному говорить с малышом: то громче, то тише, то напевно, речитативом, то таинственно… Это и детский слух тренирует, и помогает маленькому человечку войти в мир звуков, причём легко, непринуждённо войти.


Развиваем речь и мышление

Может быть, кто-то из вас обращал внимание на такую престранную странность: малыш знает уже слово «зайчик» (ещё бы! беленький, мягкий – это его любимая игрушка), но если вы поставите перед ним нового зайца, другого, и спросите: «Где зайка?», и даже скажете: «вот зайка»– он недоумённо поглядит на вас. Дело в том, что мы называем одним и тем же словом разные предметы. Например, говорим: кукла (а кукла может быть и большой и маленькой), мячик (и тряпичный, и футбольный), а для малыша пока слово связано с конкретным предметом. Ваши простенькие сказки помогут понять малышу универсальность слов. А слушая вас, наблюдая за вашими действиями, он учится сравнивать, сопоставлять. Конечно, на там уровне, который доступен для него.

«Жил – был у Ванечки маленький мишка. Вот такой. (Показываете). У него у мишки были ушки («Покажи, где ушки у мишки»), лапки («Покажи, где лапки у мишки…») (и т. д.). Рассмотрели? доставайте следующего: «А вот пришёл большой мишка. «Где у мишки ушки…?.. лапки?.. носик?.. хвостик?..»

Когда ребёнок его как следует изучил, покажите ему обоих медведей одновременно, приговаривая: «Мишка…мишка…Какие у нас мишки…».

Постепенно малыш разберётся, что словом «мишка» мы называем и того, и другого.

«Здравствуйте, мишки!».

Те же манипуляции можно проделать с любыми другими парным игрушками или предметами: вот две чашки, красная и синяя; бутылочки, толстенькая и длинная; мячики, например, теннисный и футбольный и т. п. Такими нехитрыми сказками с демонстрацией предметов вы делаете большое дело: помогаете своему малышу сопоставлять, обобщать, сравнивать и даже делать выводы. (Конечно, на доступном ему уровне).

А если вам показалось, что это не сказки, а обыкновенные игры, что ж, вы правы.

Это, скорее, развитие и тренировка. Вы развиваете малыша и тренируете себя (и своё воображение) – для будущих сказок. А что? Большое всегда начинается с малого. Даже самый великий художник, прежде, чем написать шедевр сначала работает над эскизами.

Где-то месяцев после шести – семи ребёнок овладевает новым замечательным навыком: как манипулировать двумя предметами одновременно. Вложите/дайте по игрушке в каждую ручку малыша. «Кто пришёл? Подружки, подружки-погремушки». Позвенели, развели ручки в разные стороны: «Погремушки разбежались…Куда, куда, идите сюда!». Отпустили ручки – и малыш их тут же сведёт и поднимет, а вы приговаривайте:

«Ой, прибежали наши игрушки – погремушки: привет, погремушки! здравствуйте!». Потрясите и послушайте вместе приятные звуки.

Куклы – перчатки; мишки – пинетки, да ещё с бубенчиками, одетые на ножки малыша – прекрасный повод для незамысловатой сказочной истории. Это для нас она незатейливо-простовата, а для юного человека – просто восторг.

Месяцам к девяти младенец из потока нашей речи уже может вычленять отдельные слова и повторять их за взрослым. (С вашим малышом, вероятно, такое случилось гораздо раньше; мы даём, так сказать, стандартные нормативы). Вычленять – повторять – это целый этап в развитии. Слова ещё простенькие, но сказка уже получится. Да не простая сказка! такая, которую малыш с вами вместе сумеет рассказать.

Сказка про котёнка:

«Жил да был один котёнок. Он маленький, пушистый. Была у него мама. Как котёнок маму – кошку зовёт? Мяу – мяу…Пришла мама, погладила котёнка и говорит: «Мур – муррр…».

Или – сказка по цыплёнка:

«Жил – был цыплёнок. Он был маленький, пушистый, жёлтый. Мама курочка цыплёнку говорит: «Кушай, цыплёнок, зёрнышки!».

Как цыплёнок зёрнышки клюёт?» И на ладошке малыша показываете: «тюк – тюк», «тюк – тук…». Вскоре он и сам догадается, что надо делать, чтобы поучаствовать в сказке; постучать своими пальчиками по своей (или вашей) ладошке и «потюкать».

Побуждайте малыша повторять за вами звуки и действия. Звукоподражательные слова очень забавно звучат в детском «лексиконе», и чем больше малыш подражает, тем быстрее и легче научится говорить, осваивать настоящие слова.

Чтобы сказка по-настоящему ребёнка заинтересовала и принесла наибольшую пользу, рассказывайте её наглядно. То есть

  • показывайте тех героев, о которых идёт речь;

  • сопровождайте рассказ действиями, манипуляциями, мимикой;

  • меняйте интонации в зависимости от того, от лица кого вы говорите и от того, какой сюжет вы описываете сейчас

  • побуждайте активно действовать малыша. И ещё как можно больше старайтесь прикасаться к ребёнку. Тактильный контакт очень важен для подрастающего человека: Он создаёт чувство безопасности у ребёнка и налаживается «обратная связь» с миром, причём на ласковой основе.

Забота, внимание в раннем возрасте влияют на то, станет ребёнок смелым или нервным, пугливым; да и не только на это. В сущности, от этого зависит всё отношение юного человека к жизни. Если, например, ребёнку не хватало объятий, в будущем запросто могут возникнуть какие-то поведенческие проблемы.

Дети познают мир не так, как мы. Взрослые опираются на слух и зрение и в основном только им доверяют. А ребёнок буквально «впитывает» в себя информацию о мире всеми органами чувств, а кожа – самый большой орган чувств у человека. Так что побольше объятий.

Факт. Кожа малыша в два раза тоньше, чем у взрослых. Телесный контакт одинаково важен и в физиологическом, и в психологическом плане.

Тактильного опыта до того, как малыш родился, у него не было – совсем. Теперь любые прикосновения для младенца – источник информации, они помогают формированию его центральной нервной системы, способствуют образованию всё большего количества нейронных связей, создают мощный поток импульсов, стимулирующих работу всех систем организма.

Тактильный контакт – это

  • масса положительных эмоций.

  • источник информации

  • ваша «обратная связь»

  • чувство надёжности и безопасности

...

Пусть ваши сказки будут наглядны, «двигательны» и «тактильны»: малышу важно не только слушать, но и действовать, чувствовать, ощущать.



Театр для младенца

Серафима водит по расчёске пластмассовой палочкой и говорит: «Слышишь, какого я скрипача устроила!»

Скоро малыш отправиться исследовать мир самостоятельно. Посмотреть, потрогать, понюхать, погладить все, до чего возможно дотянуться. Чем больше органов чувств задействовано – тем лучше. Тем богаче впечатления, тем ярче эмоции, тем активнее развивается мозг малыша.

Хотите, чтобы малыш хорошо говорил? Развивайте его речь всеми доступными способами. Самый простой и приятный – рассказывать и играть.

Разыгрывайте почаще сказочные сценки – и очень скоро в вашем доме заведётся «театр одного актёра» (в лице малыша.)., где ваше сокровище – режиссёр, декоратор, звукооператор, работник сцены и великий артист (он/а на всех ролях сразу и всё это одновременно). Присев на корточки / ползая на четвереньках / растянувшись на пузичке на полу, поставит с неподражаемым блеском спектакли и шоу, мюзиклы, футболы и мистерии-буфф..!

А пока:

«Едет машинка (плывёт кораблик) в гости к Ванечке и гудит «би – би-и-и-; («ду-ду-ду…»). А в машинке сидят игрушки, в гости к Ванечке едут. Кто едет в гости к Ванечке? Мишка, собачка…» и т. п. и т. д.(перечисляете пассажиров)

Голоса животных, «технические» звуки – это сейчас как раз то, что надо. Это всё помогает развивать его речь.

А в следующий раз можно историю продолжить. Причём постараться построить сказку так, чтоб малыш принимал в ней активное участие. Попробуем?:

«Едут в машинке в гости к Ванечке мишка, собачка…(кто там у вас ещё в машине поместился? – сажайте всех). Вдруг пошёл дождик: кап – кап – кап. Ой, промокнут зверята! Промокнет мишка, собачка… Кто поможет, кто от дождика спрячет зверят? Ванечка поможет. А как помочь?»

И пусть малыш (с вашей помощью) догадается: вытащит зверят из кузова или машинку поставит в «гараж».

...

Обратите внимание, как часто встречаются в детской сказке повторы: так детям понятнее, они успевают осознать, о ком /о чём идёт речь, соотнести слово и обозначающий его предмет.

Совет: помогать не торопитесь. Дайте время карапузу саму сообразить, что надо сделать. Мы частенько своей торопливостью мешаем детям просто потому, что нам кажется, что малыши и малышки до решения такой сложной задачки ещё не доросли. И – этим самым тормозим их смекалку (а заодно и инициативу). А вдруг ваш – дорос?

И ещё один аргумент в пользу «подождать – помолчать»: Когда вы не кидаетесь сходу на помощь, а сначала какое-то время понаблюдаете за действиями ребёнка – вы лучше узнаете его способности и особенности.

...

Не делайте за ребёнка то, с чем он может справиться сам.

Вырабатывайте в себе привычку наблюдать, оставляя инициативу за ребёнком! Она вам ещё очень и очень пригодится. Итак: подождали…подождали…ещё подождали… И только тогда, когда вы действительно убедились: не знает, не получается – вот тогда и покажите, начните действие. Да и тогда – будьте готовы в любой момент поддержать малыша, если он проявит хоть малейшую инициативу: «Дождик кап-кап-кап. Мишке мокро в машинке. (пауза). Как же мишке помочь? (пауза). Мы спрячем мишку от дождика. Нет, дождик мишку не замочит». При такой вашей умной тактике, скорее всего, вытаскивать мишку из машинки малыш уже будет сам. Нет? тогда – вытащили вместе и оставили игрушку в руках малыша. Мишку он куда-нибудь да положит. «Вот молодец, помог мишке, спрятал от дождика, мишка будет сухой!». Не сомневайтесь: в следующем заходе вашей игры ребёнок уж точно поучаствует. «А собачка? Как собачке помочь?». Вы разводите руками, а юный «спасатель» вслед за вами примется и вытаскивать, и укрывать, и спасать. Сам. Сам догадается. Такие незатейливые ситуации, которые поможет создать вам ваша сказка, хорошо тренируют те самые «серые клеточки», мышление малыша.


Обойдёмся без капризов

Иные родители даже не представляют, скольких острых углов в воспитании могли бы они избежать, если бы использовали сказку как главный педагогический приём. От скольких капризов спаслись бы и спасли своего малыша.

Вот малыш сидит на стульчике и размазывает кушанье по столешнице. Можно сказать «ай – яй – яй!» – и немедленно нарваться на неприятности. Ротик закроется, милая мордочка скуксится… Инцидент неизбежен?

А что, если попробовать вот так: делаете большие глаза и говорите слегка нараспев: «А знаешь, что я видела?! Сейчас я тебе расскажу…» – глаза карапуза тут же превратятся в два блюдечка, а ротик открывается сам.

«А в самом деле…что я видела? – лихорадочно соображаете вы между тем, – а…а что мы сейчас едим?». Взгляд на тарелку («так, сегодня горошек и камбала…») – вот и сказка готова.

«Плыла-плыла рыбка-камбала и увидела горошек. Что это? Раньше такие круглые штучки здесь не росли…».

Пока ваше чудо совсем в мелком возрасте, вам не стоит даже голову ломать, чтобы придумать героев своей незамысловатой сказки. Тут принцип простой, проще некуда: «что вижу, то пою». Это может быть ложка, которая подружилась с чашкой. Или ротик, к которому ложечка в гости пришла. Или стол, который взял, да пошёл погулять, «Ванюша приходит, а столика нет на месте…»

Поскольку мир для ребенка живой, и всё-всё-всё (с его точки зрения) умеет двигаться и говорить, то и с предметами обихода запросто могут случиться всяческие истории. (Даже с такими прозаическими как горшок, с которым малыш никак не желает подружиться). Наоборот, чем привычней (обиходней) объект, тем интереснее ребенку узнавать про него: для него в мире всё новенькое, всё неизвестное.

Этим и воспользуемся.

Вот вы собираете ребёнка на прогулку. Брючки одели, курточку одели, а ботиночки он вдруг не пожелал обувать. Сил у вас, конечно, хватит, чтобы натянуть эту несчастную обувь, но какими нервами! А зачем нервы тратить?

Берёте ботиночки, ставите на пол и рассказываете своему капризному чуду сказку про «Ботиночки, которые сами пошли гулять». А если вы ещё и покажете, как они к двери самостоятельно пошли – ни одна детская вредность не выдержит. Малыши – большие собственники, и со своими штучками ни за что не расстанутся.

Вам надо без воплей усадить чадо, например, на горшок, и удержать его там, и что еще важнее, чтоб малыш был не против кое-что там сделать. Например, сколько битв разгорается, когда родители решают – пора! и начинают деятельно приучать карапуза к горшку! И сколько головной боли (себе) и проблем (ребёнку) они формируют. А единственно, в чём по-настоящему надо не промахнуться – в сроках. Если вы убедились, что малыш и физически, и психически до решения «мокрой проблемы» созрел – сочините с ним серию сказок и поиграйте.

Сказка про куклу Катю, которая стала такой большой, что подарила памперсы маленькой куколке Юле, а сама стала делать «пис – пис/ка-ка» на горшок.

Сказка про быстрого зайчика, который быстрее Мишки прискакивал и садился на горшок.

Сказка про мальчика Пупсика, который сам научился писать и сам натягивал на себя штанишки.

Главное тут – проиграть тот порядок действий, который следует совершить малышу. И те положительные эмоции, которые он будет при этом испытывать.

Возможно, вы с некоторой отопью услышите и его первые сказки, когда на ваш строгий вопрос: «Это кто намочил штанишки?», – раздастся «Ку-ка (кукла) или «ми-ся» (мишка). Только не посчитайте это за ложь. Просто ребёнок хорошо оценил важность горшка и правильность сказки. Берите это самую куклу с подмоченной репутацией и… нет, шлёпать не надо. Надо её пожалеть («ах, бедная Катя, ходит в мокрых штанишках!») и попросите малыша показать «бедной Кате», как правильно на горшок садиться и что там положено делать.



Особенность сказок для самого раннего возраста

Общие сказочные принципы

  1. Особенность сказок для самых маленьких в том, что это сказки – действия. То есть вы рассказываете и показываете (желательно вместе с малышом).

  2. По возможности вовлекайте в эти самые действия все органы чувств малыша.

  3. Постарайтесь построить сказку так, чтоб малыш оказался одним из её героев. Или найдите такой объект, который ребёнок легко спроецирует на себя. (Как, например, мышка в «Репке»).

  4. Сюжет должен быть крайне прямолинейным: Всё очень просто: Герой встречает другого героя, они что-то делают вместе, а потом расходятся по домам.

А знаете, какое самое любимое, самое лучшее окончание сказки? «Тут пришла мама и обняла своего малыша». (И вы обнимаете) …


Где взять сюжет?

Для человечка 1–2 лет с его малюсеньким жизненным опытом за сюжетами сказок, как видите, не надо далеко ходить. Вот канва, по которой он строится:

  • Кто он/она

  • Что случилось с ним/с ней и/или что он/она сделали

  • Чем дело кончилось.

Когда малыш подрастёт, когда начнёт осваивать премудрости языка, – забавные сюжеты так из него и посыплются, только подхватывай.

У сестрёнки Кати носочки в полоску: красные – белые. Братец Илюша, увидев, как она их надевает, кричит: «Мам, посмотри, у Кати на ножках крабовые палочки!». Вот вам и сказочный сюжет.

А пока…

А пока вы, так сказать, вы набиваете руку – тренируетесь, разминаетесь, разгоняете своё воображение. Чтобы потом, когда придёт время, оно легко, без усилий и скрежета, сумело взлетать.

(А действительно, что будет, если носочки превратятся в крабовые палочки? а Мурка, любительница поспать в шкафу, их возьмёт и унюхает).


На двоих с продолжением

«Всё, пора Серёжку укладывать, – сказала, взглянув на часы, одна знакомая мама и добавила, чуть вздохнув: «Пошла очередную мыльную оперу сочинять». «Мыльной оперой» она называла многосерийную сказку, где храбрый Серёжа спасал бесконечную череду страдальцев и сражался со всеми подряд.

У вас тоже такая история?

Малыши обожают самодельные многосерийные сказки, родители, пожалуй, не очень. Ещё бы! В самый неподходящий момент (на пятый – пятидесятый день/вечер) ваша фантазия, исчерпав все ресурсы, вдруг берёт себе выходной. И что тогда делать?

Покажем на практике.

Предположим, ваш «сериал» – это сказка про дровосека. (Почему про дровосека? да слово ребёнку понравилось и то, что дровосеки гуляют в лесу). Вы уже рассказывали, откуда шёл и куда, что там делал, что нёс с собой и вообще – почему его так называют… И теперь в очередной раз ваш дровосек должен отправляться куда-то. Актуальный вопрос: куда? (куда подальше – не получится: малыш сидит и ждёт, и смотрит на вас, как ученик на волшебника, и надо оправдывать его ожидания). Итак,

… шел – шёл дровосек и вдруг встретил … И…и…и…

Делаете выразительную паузу и ждёте, что скажет ваш говорун. Что скажет – то и будет, подхватывайте и, как ни в чём ни бывало, чешите дальше. Будет это стол – значит стол, змея – так змея, не привередничайте. И вот они пошли…нет, поползи вместе…

– А почему бы дровосеку не поучиться ползать?

– И попробовать самим по-змеиному «походить».

– И заодно выяснить, почему змеи ползают, а не ходят?

Вот вам и развитие действия, и зарядка, и урок природоведения, и развлечение. И всё – благодаря одному детскому слову и вашей сознательности (как родителя).

Как только малыш ваш сообразит, что от него (от него!) зависят похождения его собственного героя, скоре всего, расстарается. Много слов напридумывает. Старайтесь и вы.


Палочка – выручалочка

1. Выберете героя для своей сказки

2. Представьте его живым и говорящим

3. Отправьте, поместите его в необычное место

4. Уточните,

• куда он попал (место само подскажет, что там может с героем случиться)

• и кого там встретил (или что нашёл)

• что сделал/и

• что с ним (или с ними) случилось? (набил себе шишку, в ямку «бух», ускакал…)

• как себя чувствовал, что решил (выбираться обратно, пописать/покакать, дальше идти, испугался, захотелось навестить лисичку…)

• кто герою помог – кто помешал

5. Как выбрался, как вернулся обратно

Как только малыш встанет на ножки, как только научится говорить, пусть даже не очень связно, но слова уже зазвучали, в сказочном деле произойдет настоящий революционный переворот.

Теперь вы оба доросли до сказок других. Не наивные присказки – пришло время настоящих сказок: с зачином, развитием действия и кульминацией, с полезной моралью в конце. Теперь сказки помогут вам не только развивать, но и формировать характер. Время пришло.



Материал подготовлен по книге Заряна Некрасова, Нина Некрасова "Как найти контакт с ребенком? Сказочные возможности!

Сделать верный шаг. Практические советы, в какой обуви должен ходить ребенокЧитать статью
Отложенное материнствоЧитать статью
Особенности зимнего уходаЧитать статью
Аренда мебели для мероприятий в МосквеЧитать статью
Зимние сапоги для девочек: рекомендации по выборуЧитать статью
Эффективное лечение гормональных заболеванийЧитать статью

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.