Однако оказывается детство — это тоже особая культура, а именно — возрастная субкультура. Кроме игр, детей отличает их устное творчество, которое они придумывают сами для себя — детский фольклор.
Мамы
и папы наверняка помнят такой стих:
Девочка
в поле гранату нашла.
– Что
мне с ней делать? — спросила она.
– Дерни
колечко! — ей дядя сказал.
Долго
по площади бантик летал…
Конечно же, этот «шедевр» сочинил не Маршак и не
Михалков, а сами маленькие сорванцы. Также помнят все взрослые смешную, но от
этого не менее обидную, дразнилку:
– Жадина-говядина
— соленый огурец,
По
полу валяется, никто его не ест.
Муха
прилетела,
Понюхала
— и съела!
Все это образцы и
образчики детского фольклора, самым старшим анонимным авторам которого часто
нет и 12, а младшие только-только пошли в детский сад.
Устное дворовое
творчество меняется в зависимости от города, района, возраста — и, конечно же,
эпохи. Вот современное двустишие с намеком, вдохновленное новыми мультфильмами
и компьютерными играми:
Мы
играли в покемоны —
Жаль,
что кончились патроны…
Многих родителей
пугает нарочитая агрессивность и ирония современных детских шуток-прибауток.
Чего стоит «добренький» стишок про кошку, родом из «лихих девяностых», но популярных в
детской среде и сейчас:
У
меня сбежала кошка,
А
зовут ее Матрешка.
Почему
она сбежала?
Я ж
ее не обижала!
Только
помню, как-то раз
Сшила
ей противогаз
И
четыре тапочки
На
четыре лапочки.
Когда
стала одевать —
Она
шмыг, и под кровать!
Я
ее тяну за хвост,
А
она кричит: — Не трожь!
Ах,
какая недотрога,
Даже
хвост нельзя потрогать!
Дети любого времени
любят «стишки-садюжки», ведь агрессия —
необходимая эмоция. И если она направлена в мирное русло (игры, песни,
соревнования), то все в порядке.
Спортивные
состязания на детской площадке и возня в песочнице — хороший способ выпустить
пар. Не обойтись без «волшебного
заговора» при
лепке куличиков (на детском языке — пасочек или пасок):
Паска,
паска, получись!
Если
не получишься —
Я
тебя убью
И
машинку не куплю.
А
машинка стоит пять,
Надо
паску открывать!
Ритм, понятный
бытовой сюжет и смешная развязка очень нравится детям-дошкольникам.
А у учеников имеется
свой юмор — всем известные анекдоты про находчивого двоечника Вовочку, а также
всевозможные вредные советы в подражание Остеру и другим детским авторам, на
школьном слэнге — «вредниксы»:
Если ты не выучил
домашнее задание, скажи учительнице, что в твой дом внезапно ворвались бандиты
и украли самое ценное — учебник математики. Ты, конечно, пытался его защитить,
но их было семеро, и все — с лазерными пушками!
Несложно догадаться,
что за такую отговорку Мариванна влепит в дневник кол, да еще и родителей
вызовет.
Получается, дворовые
вирши — это не только развлечение, но и передача опыта. Стихи про дружбу,
первая «любовная» лирика — все это тоже есть
в детском фольклоре. Ведь главная функция этих жанров — социализация. А юмор и
творчество — отличный повод для общения!