Современные дети начинают пользоваться гаджетами уже в первые годы жизни. Сначала родители дают малышу телефон, чтобы тот ненадолго успокоился. Но уже спустя время кажется, что смартфон и планшет – единственные вещи, которые могут увлечь ребенка. Наталия Дербенева, практикующий психолог и со-основатель детского сада Infant School Хамовники, расскажет о том, как правильно ограничить использование гаджетов и не допустить формирования зависимости у ребенка.
Почему возникает зависимость от гаджетов
Дети в возрасте 4-5 лет уже могут самостоятельно пользоваться смартфоном, но, как только родители пытаются его забрать, случается настоящая истерика. Причиной тому – давние попытки взрослых успокоить малыша с помощью гаджета, чтобы тот не мешал пить утренний кофе. У двухлетнего ребенка в руках оказывается источник бесконечных развлечений и информации, пользоваться которым можно даже без навыков письма или чтения.
В войне родителей с гаджетами, как правило, проигрывают первые. Тому есть несколько причин:
-
Плохой пример. Дети – отражение родителей. Если взрослые проводят свободное время за смартфоном, то ребенок просто копирует их модель поведения.
-
Отсутствие увлекательных занятий. Ребенок познает мир через игру, и, если родители ограничивают его активность под предлогом того, что это может быть небезопасно или сложно, то малыш делает выбор в пользу безопасного времяпрепровождения – за гаджетами.
-
Отсутствие коммуникации внутри семьи. Общение ребенка с родителями может быть сложным по целому ряду причин: от бытовых мелочей до трудных семейных ситуаций. Ребенок, чувствуя напряжение в общении со взрослыми, будет снимать его с помощью гаджетов, которые помогают абстрагироваться от реальности.
Если вовремя не взять ситуацию под контроль, никакие запреты не помогут оградить ребенка от использования гаджетов, а лишь усилят привязанность к ним.
6 советов, которые помогут отвлечь ребенка от гаджета
- Минимизируйте использование гаджетов до 3-х лет. В дошкольном возрасте ребенку нужно освоить много разных занятий, например, лепку и рисование. Когда мы даем малышу гаджет, то всего лишь освобождаем собственное время, а не развиваем необходимые ему навыки. Старайтесь не использовать смартфон как способ отвлечения ребенка, лучше включите на нем аудиосказку или детскую музыку, которую послушаете вместе.
- Подбирайте контент соответственно возрасту. Даже если ваш малыш отлично управляется со смартфоном, не стоит отдавать ему девайс в свободное пользование. Старайтесь подбирать мультфильмы и игры, основываясь на возрастных маркировках. Для дошкольников особенно важно, чтобы контент не содержал в себе плохой лексики, а персонажи не были слишком фэнтезийными.
- Научитесь говорить “нет”. Будьте готовы к уговорам и обещаниям, на которые пойдет ребенок, чтобы посмотреть еще одну серию мультфильма. Не потакайте такому поведению, ведь ни одно данное обещание, скорее всего, не будет исполнено.
- Устраивайте цифровой детокс. Это правило должно касаться каждого члена семьи. Например, его можно ввести на время совместных ужинов или семейного чтения, когда никто из членов семьи не должен пользоваться гаджетами на протяжении определенного времени. Так у ребенка сформируется положительная модель поведения.
- Найдите альтернативу. Если вы отказываете ребенку в использовании гаджета, то должны предложить ему другое, не менее интересное развлечение. Научите ребенка играть и фантазировать, займите его чем-то развивающим, подобранным на основе его интересов: робототехникой, рисованием, танцами, паззлами и пр.
- Разделите увлечение ребенка. Если вы обратили внимание на то, что малыш постоянно смотрит видео о том, как самостоятельно приготовить слайм, – поддержите его интерес. Предложите сделать игрушку вместе: такое занятие будет куда более полезным и увлекательным.
Окружающий мир продолжает цифровизироваться, и родители должны подготовить к этому своего малыша. Научите ребенка с умом подходить к использованию смартфона, планшета и компьютера, покажите, что есть масса других развлечений, которые вы готовы разделить с ним. Родителям стоит помнить, что гаджет – всего лишь инструмент, который может принести как вред, так и пользу, в зависимости от того, как им распоряжаются. Любой девайс отойдет у ребенка на второй план, если родители проявят интерес к увлечениям малыша, соберут с ним замок из кубиков или покажут как сделать радугу прямо дома.