Период адаптации перед детским садом проходит каждый ребенок. У всех он выражается по-разному: тяжелые утренние подъемы, капризы, страх, что мама не придет. Что делать с нежеланием ребенка ходить в детский сад? Как сократить и облегчить период адаптации? Поговорили с практикующим психологом, со-основателем детского сада Infant School Хамовники Наталией Дербеневой.
Лето – время отдыха не только для взрослых, но и для детей. После отпуска крайне сложно перестроиться на рабочий график и привыкнуть к раннему подъему. Ребенку ничуть не легче адаптироваться к режиму детского сада после каникул. Как же ему помочь?
Режим дня
Как ни банально, один из важнейших факторов подготовки ребенка к детскому саду – приближение режима дня к детсадовскому. Ранний подъем – это основная трудность, с которой сталкивается малыш в первые недели посещения сада. Именно поэтому важно придерживаться режима дня на протяжении всего времени каникул. В данном случае режим вовсе не равен поминутному соблюдению расписания, установленному в детском саду. Например, если до каникул ребенок вставал в 7 утра, то с их началом можно просыпаться в 8. Разница в час не критична, поскольку главное в данном случае – сохранение алгоритма.
В режим дня также входит график приема пищи. Постарайтесь придерживаться одного времени для завтрака, обеда и ужина: так ребенку будет проще свыкнуться с графиком питания в детском саду. На протяжении дня или вместо обеда допустимы перекусы, однако предпочтение лучше отдать сезонным фруктам – так куда полезнее.
Самостоятельность
Еще один важный фактор – некоторые навыки самообслуживания. Если ваш ребенок ел и спал самостоятельно, то не нужно на время каникул брать его с собой в постель или кормить с ложки. Напомните малышу как правильно заботиться о себе и сообщать о своих потребностях взрослым, научите его надевать хотя бы некоторые элементы одежды, убирать за собой игрушки. Конечно, никто в саду не оставит ребенка без помощи, однако при постоянном нахождении с родителями летом, он может забыть о том, как следить за собой в отсутствие мамы или папы.
Интеллектуальная нагрузка и занятия
Не стоит делить жизнь ребенка на два строгих периода: полной интеллектуальной нагрузки и отдыха от всего. Интеллектуальная деятельность должна быть включена в режим ребенка и на время каникул, однако ее можно кратно снизить. Попробуйте ввести занятия в игровой форме: соберите мозаику или пазл, почитайте. Покажите ребенку то, чем увлекаетесь сами – послушайте с ним любимую музыку. Такой подход особенно по душе родителям творческих профессий. Включив ребенку произведение композитора и показав его фото, вы уже проведете небольшое занятие. Если устраивать такие активности с определенной периодичностью, ребенок начнет различать время свободной игры и время занятий. Интенсивность таких уроков вовсе не обязана быть такой же, как в детском саду, поскольку основная деятельность во время каникул должна включать в себя прогулки на свежем воздухе и физическую активность.
Также постарайтесь сократить время ребенка за гаджетами, уделите ему немного своего времени. 10-15 минут совместной игры – не просто отличная возможность пообщаться с малышом, но и научить его новому.
Правила поведения
Ребенку важно напоминать, что в детском саду есть свои правила. Малыши часто забывают о том, что следует слушаться родителей и воспитателя, правильно вести себя за столом, в спальне. Этими правилами не стоит пренебрегать на время летних каникул. Объясняйте своему ребенку, что важно здороваться и прощаться, убирать за собой, соблюдать правила гигиены. Более того, за каникулы быстро забываются правила дорожного движения. Поищите светофоры и пешеходные переходы во время прогулок, напомните ребенку о том, что следует смотреть по сторонам и соблюдать меры безопасности на дороге.
Три совета, которые помогут облегчить адаптацию к саду:
-
Введите ритуалы встреч и прощания. Это может быть жест, волшебная фраза, объятие или особое рукопожатие. Договоритесь с ребенком о том, что теперь вы будете так здороваться и прощаться.
-
Дайте “кусочек” себя. Если малышу становится тоскливо в течение дня в саду, дайте ему какую-то вещь, принадлежащую вам: платочек, небольшую игрушку, брелок или фотографию.
-
Обозначьте дела на день. У маленьких детей плохо развито чувство времени, поэтому попробуйте на пальчиках показать ребенку все дела, которые он должен сделать в течение дня. Например: первое – завтрак, далее по расписанию сада – прогулка, дневной сон, рисование и пр. Последним делом лучше обозначить тот момент, после которого вы забираете малыша: ужин или вечернюю прогулку. Этот метод подходит даже для самых маленьких деток, которые еще не умеют считать.