С неусидчивостью дела
обстоят сложнее... Начиная с 2-3 месяцев малыша мамы замечают, что игрушки
надоедают ему уже за пару-тройку минут. И находиться в одном положении больше
10-15 минут ребенок категорически не желает, оповещая об этом громким плачем.
Детки постарше не могут долгое время сидеть за столом, пока их кормят. Другие —
бросают сбор пирамидки еще в середине процесса, т.к. он быстро им надоедает.
Все это — типичные проявления неусидчивости, которая станет опасным врагом
вашего ребенка, если вовремя ее не обуздать. Давайте рассмотрим: каковы причины
неусидчивости, и каким образом нужно с ней «бороться».
Возможные причины неусидчивости
В медицинских источниках описан
целый ряд причин, вызывающих подобное поведение. Среди них:
- расстройства
слуха,
- нарушение
зрения,
- заболевания
щитовидной железы,
- тревога и
стресс,
- психические
расстройства и т.д.
Но мы не станем
рассматривать эти варианты, т.к. все они требуют обязательного врачебного
вмешательства. Мы рассмотрим другую типичную причину неусидчивости — СДВГ, или
синдром нехватки внимания и гиперактивности, который по статистическим данным
встречается у 5% детей нашей планеты. Причем чаще у мальчиков, нежели у девочек.
Гиперактивные детки рано
начинают ползать, сидеть, ходить и т.д. — в физическом плане они развиваются
намного быстрее своих сверстников. Сначала довольные родители не могут
нарадоваться успехам своего малыша, но ближе к 2-м годам с ужасом понимают, что
98% времени их ребенок находится в движении, как собственно и они сами (в
погоне за ним). Такое состояние тоже требует консультации специалиста, но это
не болезнь! Скорее — небольшое расстройство, которое вполне можно
контролировать.
Ну и в большинстве случаев
неусидчивость — это стандартная особенность детской психики, которая при
надлежащем контроле со стороны родителей со временем видоизменяется и частично
исчезает.
Как развивать усидчивость в детях?
Советы по возрасту
- 3-6 месяцев. Уже в 3-4 месячном возрасте дети умеют сосредотачивать внимание на
предметах на 3-5 минут. Это — первое проявление усидчивости. И задача родителей
— не упустить этот момент, а использовать его по максимуму. Предлагайте малышу
погремушки, музыкальные мобили, развивающие коврики. Во время прогулки
показывайте веточки деревьев, цветы, кошек и собак, дома, машины, других детей.
Кстати, в это время вы заметите, что дольше всего малыш смотрит на ваше лицо, с
умилением изучая каждую его черточку.
- Дети 1 года. Самое время для масштабных педагогических действий. В этом возрасте
большинство малышей частично понимают речь родителей и в особенности интонацию
их голоса, поэтому их вполне можно завлечь разговорами. Задача родителей —
научить малыша концентрировать внимание на их речи. Для этого рассказывайте ему
сказки, пойте мелодичные песенки и читайте стишки, не забывая при этом
жестикулировать или, например, использовать книжки или учебные пособия. Иногда
вам будет очень сложно завлечь разбесившегося малыша, ведь в период повышенной
физической активности (дети начинают ходить) большую часть времени он проводит
в движении. Если вы просто предложите ему игрушку — скорее всего он лишь
мельком взглянет на нее и вновь пустится в «бегство». Поэтому предлагайте ее
хитро! Покажите, какие красивые глазки у этого плюшевого медвежонка. А какой у
него замечательный горшочек с медом! И т.д.
- Дети двухлетнего возраста. Они уже в состоянии не только наблюдать, но и
активно участвовать в играх. Поэтому самое время переводить пассивную
усидчивость в активную. Теперь вы не просто читаете им сказки, а просите
пересказать услышанное, показать героев истории. Теперь вы концентрируете
внимание ребенка на мельчайших деталях картинок и даже вместе придумываете к
ним новые волшебные сюжеты. В этом же возрасте следует вводить в обиход игры,
требующие логического подхода. Например те, в которых требуется разложить
предметы по цвету и размеру, классифицировать предметы по какому-либо признаку
и т.п. Также стоит предложить малышу его первый конструктор. Лучше — деревянный, с крупными элементами и в
сочных ярких красках. Обязательно делайте перерывы между занятиями. Если вы
видите, что текущая игра наскучила ребенку — самое время отвлечь его чем-то
другим. К примеру, можно сделать перекус, либо прогуляться.
- Дети 3-4 лет. Они уже вовсю смотрят мультики, и уж в этом плане проявляют недюжинную
усидчивость! А изучать буквы все же не хотят. Парадокс... Однако заметьте, если
ребенок периодически ведет себя спокойно и часами сидит за любимым делом —
усидчивость в нем развита. Просто некоторые занятия ему вовсе неинтересны,
поэтому он не хочет уделать им время. Не из-за гиперактивности, а просто
потому, что они ему не нравятся. Значит, не настаивайте на играх, к которым
ребенок равнодушен. Если он с увлечением собирает магнитный конструктор Magformers — так пожалуйста! Всячески поощряйте его в этом.
И не отвлекайте. А изучению алфавита время еще придет!
Отдельное внимание стоит
уделить дошкольникам. Совсем скоро они будут вовлечены в беспощадный учебный
процесс, в котором неусидчивым приходится очень тяжко. Если вашему ребенку 6-7
лет:
- Не ругайте
его за излишнюю активность, а в дружелюбной и терпеливой форме пытайтесь его
успокоить.
- Чередуйте
активные игры со спокойными развивающими.
- Организуйте в
его комнате удобное рабочее пространство, в котором будущий ученик будет
чувствовать себя настоящим королем. К примеру, любителю гонок можно оформить
столешницу в виде гоночной трассы. А юным леди, обожающим волшебные сказки про принцесс
и рыцарей, понравятся полочки в виде башен замков.
- Составляйте
ему компанию. Особенно, если его ждет задача, которую он не слишком жалует.
- Хвалите и
поощряйте его за успехи. Говорите, как сильно вы его любите и как им гордитесь.
Психологи утверждают, что
от неспособных к усидчивости детей в мире насчитывается всего 0,5%. И все они
имеют психические отклонения. Поэтому крайне маловероятно, что именно ваш
ребенок входит в их число. Значит, научить его усидчивости — задача вполне
выполнимая. Надеемся, что наша статья поможет ее решить.