В каждом малыше с рождения заложен интеллектуальный потенциал. Но что важнее – генетическая одаренность или окружение малыша? Ответы – в особенностях строения мозга крохи.
Головной мозг можно смело назвать главным органом человеческого тела. Именно он принимает и, словно компьютер, обрабатывает все сигналы, поступающие от органов чувств. Мозг управляет движениями, отвечает за принятие решений, эмоции, внимание, память и, конечно, мышление. Но мозг маленького ребенка сильно отличается от мозга взрослого человека. Интересно, что мозг взрослого весит около 2 кг, а мозг годовалого ребенка – 1 кг. Причем за первый год жизни мозг малыша увеличивается в два раза! Только представьте, насколько интенсивно он развивается в первые годы жизни!
Мозг состоит из нервных клеток – нейронов. Они закладываются до рождения, с 8 по 18 недели внутриутробного развития. В мозгу новорожденного 150-200 миллиардов нейронов. Но просто иметь нервные клетки – недостаточное условие для умственной деятельности. Важно, чтобы нейроны соединялись между собой, формируя нейронный связи и укрепляя их. Без образования этих связей нервные клетки отмирают. В мозгу взрослого человека их уже в два раза меньше. Поэтому судьба большинства нервных клеток крохи в руках тех людей, которые его развивают и обучают.
Нейронная связь (синапс) образуется в тот момент, когда ребенок получает опыт. Любой опыт. Ученые обнаружили, что в первые годы жизни малыша в его мозгу формируется до 700 синапсов в секунду. И чтобы нейронная связь осталась и укрепилась, важно, чтобы ребенок пережил этот опыт еще несколько раз. Вот почему, занимаясь с малышом, необходимо повторять многократно каждый новый навык, закреплять его! С развитием ребенка синапсы становятся более сложными.
Всему свое время
Согласно последним исследованиям, зрелость того или иного участка коры мозга наступает тогда, когда количество нейронных связей достигнет своего оптимального уровня. В связи между нервными клетками, которые образовались, но впоследствии оказались незадействованными, «ненужными», исчезают. За счет такого избирательного уменьшения синапсов происходит обучение мозга.
Образование связей между нервными клетками в разных участках коры головного мозга малыша происходит неравномерно. Одни участки развиваются интенсивно, в других же, наоборот, наступает временный спад. И если именно в эти периоды развивать те навыки и умения, к которым ребенок чувствителен, мы достигаем больших результатов. Так, в первые 12 месяцев жизни наиболее активно нейронные связи формируются в областях мозга, отвечающих за физическое развитие, речь и эмоциональное развитие. И, напротив, области мозга, отвечающие за логическое мышление, проходят стадию «доразвития», поэтому в первый год почти неактивны. Значит, в первый год жизни важно уделять максимальное внимание развитию речи, двигательных навыков и эмоций. А вот буквы и цифры подождут.
Совет
Самые прочные нейронные связи – это связи, которые возникают в обоих полушариях мозга. И самый эффективный путь из развития – ползание. Позже с ним может сравниться игра на музыкальных инструментах и плавание.
Важна ли наследственность?
Да, наследственность важна. Генами запрограммирована система образования нервных связей. Но тем не менее у каждого малыша эти связи будут во многом зависеть от окружения, личного опыта, видов деятельности и т.п. Например, у детей, которые любят конструировать, нейронные сети будут одни, а у малышей, склонных к танцам, рисованию, музыке – другие. Чтение, прогулки, игры, творчество, познавательные беседы, путешествия – все это необходимые стимулы для развития мозга малыша.
Проявление тех или иных способностей в немалой степени зависит от окружения. Чтобы мозг малыша развивался гармонично, мы должны создать вокруг ребенка развивающую среду, наполненную положительными эмоциями, разнообразными звуками, прикосновениями, объятиями…
Интеллект или эмоции?
Об интеллектуальном коэффициенте IQ слышали все. А знакомо ли вам понятие эмоционального интеллекта (EQ)? По данным исследований, около 80% успеха в жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта. И лишь 20% — степень умственных способностей человека, измеряемая тестами на IQ. Коэффициент EQ определяет поведение человека в обществе, взаимодействие с окружающими людьми, умение понимать, проявлять и контролировать эмоции. Что помогает развитию эмоционального интеллекта? Чтение хороших детских книг и совместный просмотр добрых мультфильмов, игры, направленные на осознание эмоций, и походы в музеи и театры. А еще очень важно с самого раннего детства научить малыша дружить.
Фото: Freepik
Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап
Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.