Даже если в семье есть читающие взрослые, ребенок может совершенно не проявлять интереса к книгам. А если мама или папа заставляют читать, то неприязнь к чтению со временем только усилится. Можно ли в современно мире, где особым вниманием каждого школьника пользуются гаджеты, развить чувство прекрасного и вернуть ребенка в увлекательный мир сказок, новелл, рассказов? Да, если придерживаться определенной тактики, считает логопед-дефектолог, методист логопедических центров «ДАР» Варвара Данекина.
Почему это важно и полезно?
В первую очередь – это не только познавательное, но и очень увлекательное занятие. Просто ребенок в него пока не вовлечен. Благодаря постоянной тренировке мозга, малыш становится более внимательным, развивает фантазию, мышление и получает важные и разные для каждого человека эмоции в процессе чтения. Специалисты также отмечают, что сегодня многие дети часами делают домашние задания и часто отвлекаются. Это происходит из-за неразвитого критического мышления и фрагментарной информации современного мира. Чтение помогает «нарастить» нужную базу знаний, учит вдумчивости, сосредоточенности, анализу и погружению в материал.
Когда ребенок читает, он способен улавливать не только факты и смысл произведения. Можно пытаться понять мотивацию героев, общий настрой книги, отношения автора к тому или иному персонажу. Первое время нужно вместе обсуждать прочитанное, чтобы запустить этот полезный навык. Дальше ребенок самостоятельно научится видеть смысл в прочитанном, делать собственные выводы, повысит успеваемость, а значит, собственную самооценку. Ну и, конечно, хорошая книга – это отличный способ расслабиться, избавиться от тревог, плохого настроения, получить правильные эмоции перед сном.
Как увлечь?
1. Дать право выбора
Заинтересовать не получится, если постоянно произносить: «Сначала три главы, потом телефон». Конечно, настаивать нужно, если речь идет о выполнении домашнего задания, но в свободное время процесс из-под палки любовь к чтению не привьет. Желание не просто читать, а с удовольствием продолжать это делать снова, основано только на интересе. А любой интерес – это мотивация и правильная «презентация» чего-то нового. Сначала ребенок вполне может читать то, что выберет сам – комиксы, детские книги с красочными иллюстрациями, детские познавательные журналы с заданиями и забавными рассказами. Можно отправиться в библиотеку или книжный магазин и сделать самостоятельный выбор. Хороший вариант – энциклопедии с дополненной виртуальной реальностью – кроме познавательного чтения, можно увидеть извержение вулкана, ожившего динозавра, движение планет в космосе и многое другое.
2. Читать вслух
Как только ребенок осваивает навык самостоятельного чтения, большинство родителей перестает читать вслух, а зря! Можно устраивать семейные вечера, чтение по ролям, где каждый проявит все свои актерские способности. Или выбрать длинное произведение с захватывающим сюжетом, чтобы растянуть удовольствие для всех членов семьи. После прочтения важно обсуждать: почему главный герой поступил именно так? Кто из персонажей больше всего нравится и почему? Если бы ребенок оказался на месте того или иного героя, как бы он поступил? Заканчивать чтение нужно на самом интересном моменте, тем самым подогревая интерес. И, конечно, желательно, чтобы в плотном расписании родители заранее выделили время для чтения – например, в выходные дни.
3. Обращать внимание на качество печати и иллюстрации
Даже самое прекрасное по содержанию произведение, но напечатанное много лет назад, современного школьника не увлечет. Имеет значение все: шрифт, рисунки (они могут быть и черно-белые), формат книги. Маленький читатель с большим удовольствием погрузится в процесс, если сможет рассмотреть главных героев, место, где развивается сюжет. Также важно не делать акцент на слове «чтение». Интерес будет усиливаться, если книга станет естественным спутником жизни. Ненавязчиво предлагать можно разными способами – на что хватит фантазии. Например, часть книги можно послушать в аудио-формате, а потом предложить ребенку печатное продолжение дома. Хорошо, если книга считается отличным подарком в семье – взрослые обмениваются мнением о прочитанном между собой, ходят на спектакли, обсуждают экранизации, снятые по известным произведениям.
4. Не пугать списком литературы
Летний список для чтения обязателен в любой школе. Но у учителя нет задачи проверить, кто из учеников прочитал все, а кто – ни одной книги. Ребенок не должен воспринимать это как неприятное задание, которое будет омрачать каникулы. Что можно сделать родителям, если они заинтересованы в чтении своего школьника? Условно разделить список на части: первую - отложить для более старшего возраста, вторую – заменить на аудиоформат, третью оставить для чтения вслух. А последнюю часть (не меньше 3-4 книг) отменить для самостоятельного чтения. Когда ребенок увидит, как сократился список, он с радостью согласится выполнить задание и возможно, добавит к нему еще пару книг. Особенно если у того или иного произведения есть продолжение.
5. Показывать пример
Ребенок всегда копирует ценности своей семьи. И если в ней читают, привить интерес будет проще. Выделять время на чтение сегодня не просто, но, если есть желание - это всегда можно сделать. Взрослый школьник вполне может почитать маме вслух, пока она занята домашними делами – книга его может увлечь и, возможно, он захочет продолжить чтение самостоятельно. Родителям также важно интересоваться выбором ребенка – почему он решил прочитать эту книгу, какие важные выводы для себя сделал.
Ошибки родителей:
-
использовать в качестве мотивации подарок. Это работает только на короткий срок, пока взрослые готовы «платить» за чтение;
-
прививать школьнику чувство вины, рассказывая, что в его возрасте читали взахлеб. Это не мотивация, а увеличение расстояния между книгой и ребенком;
-
настаивать, что это задали прочитать. Школьная программа, как правило, не вызывает интереса. Когда будут сделаны уроки, важно переключить внимание на более интересную книгу. Можно вспомнить, как эта книга читалась мамой или папой с фонариком под одеялом;
-
сравнивать с другими. Важен результат и прогресс только собственного ребенка, а не других. Не подсчитывать количество книг или страниц, а отмечать любые даже незначительные победы, спрашивать, что особенно впечатлило.