Мы попросили поделиться своими секретами воспитания мать 17 детей, общественного деятелья, специалиста-практика по женскому тайм-менеджменту и поиску предназначения, воспитанию детей, семейным отношениям Валентину Красникову.
Мы пережили опыт воспитания 5-6 семей, поэтому, безусловно, своя методика и принципы, конечно, есть. Это не теоретические знания из книг, а практический опыт, который позволил увидеть положительные результаты. Самый верный путь, это когда ты берешь знания не из книг, а видишь реальные плоды своих действий.
Когда в нашей семье появились появились первые дети, мы опирались только на огромное желание вырастить детей счастливыми и подготовленными к жизни. Тогда еще не было книг и марафонов по воспитанию, и мы с мужем опирались на свои жизненные ценности. Конечно, не обошлось без ошибок и перегибов. Но я всегда анализирую каждое действие, делаю вывод и меняю систему.
Сейчас современные родители ищут правильные методы воспитания на стороне. Читают книги психологов с абсолютно разными точками зрения, применяют на своих разнообразные методики и инструменты. Почему так происходит? Потому что мир навязывает нам мысль, что родитель не в состоянии сам вырастить эмоционально здорового, ответственного, целеустремленного и, главное, счастливого человека.
Я же убеждена, что каждый родитель в состоянии сам воспитать своего ребенка. Но для этого важно соблюдать баланс в воспитании. Этот баланс я выстраивала долгие годы. К нам в семью попадали дети разных возрастов, характеров и судеб.
Основные принципы воспитания, которые я сформулировала для себя и своих детей заложены в «Золотом треугольнике родительства»:
-
Горячее сердце
-
Холодная голова
-
Твердая рука
Невозможно воспитать сбалансированную личность, бросаясь в крайности. только любовь и эмоции, только дисциплину и строгость или только рационализм.
Подробнее про каждый из принципов «Золотого треугольника родительства»
Горячее сердце
Все мы любим своих детей самой жаркой, безусловной, принимающей и крепкой любовью. Когда-то мне тоже казалось, что одной любви для воспитания ребенка будет достаточно. Но как же я ошибалась. Безусловно, любовь - это самое главное условие воспитания счастливой, здоровой, благоразумной и уверенной личности. Но не единственное!
Любви много не бывает. Принятие, нежность, похвала, ценность, воодушевление, вера в ребенка - это все горячее сердце.
Но одних чувств недостаточно. Для воспитания гармоничной и счастливой личности нужен баланс. И для того, чтобы его достичь, родителям важно сохранять холодную голову.
Холодная голова - это стратегический взгляд на воспитание. Важно помнить о том, что наша цель не баловать и развлекать ребенка, а готовить его к реальной взрослой жизни. Когда-то ему придется принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Холодная голова добавляет рациональности и здравого смысла нашим поступкам и решениям. Она позволяет смотреть на ребенка не с позиции сиюминутности, а иметь стратегический взгляд на воспитание.
Например, ребенок устроил в магазине истерику из-за отказа купить мороженое. Холодная голова помогает решать не проблему конкретной ситуации и сиюминутного желания, а анализировать, почему ребенок в принципе так себя ведет и к чему подкрепление такого поведения приведет его в долгосрочной перспективе.
Твердая рука
Твердая рука - это воспитание на основании принципов. А принципы управляются не настроением и эмоциями. Это когда мы четко понимаем, что перед нами стоит задача воспитать взрослого человека, который может брать ответственность за свои поступки и имеет твердую моральную составляющую. Это делает меня последовательным и здравомыслящим родителем и придает мне силу не отступать.
Ни один из этих элементов не может существовать друг без друга. Каждый их них отдельно приводит к страшным последствиям. И только в балансе между собой они дают ту опору для родителя, которая поможет ему видеть цели своего воспитания, не растратить любовь и довести ребенка до его взросления, не сломав.
Что является залогом успешного будущего у ребенка?
Одна из главных проблем современных родителей заключается в том, что они часто путают воспитательную стратегию с образовательной. Помните, в детстве нам говорили: учись на пятерки, закончи университет и все будет хорошо. Сейчас это так не работает! Наши дети растут в другом веке, и мир очень сильно изменился. У них так много возможностей в выборе профессии и формы обучения: онлайн, дистанционное образование, краткосрочные курсы. Все это дает возможность получить профессию и зарабатывать достойные деньги.
В то же время, проблем, вызовов и опасностей у современной молодежи больше. Они уже не могут рассчитывать на поддержку государства, пенсию, бесплатную медицину и образование.
Это не значит, что теперь не нужно учиться, получать высшее образование, расширять кругозор. Все индивидуально. Путей реализации для каждого ребенка с разным уровнем академических знаний стало больше. Основой успеха всегда был и будет сильный характер. Это тот стержень, который поможет не сломаться, справиться с трудностями, подняться, не бояться перемен, искать выход из любых ситуаций.
А кто может сформировать сильный характер? Конечно, семья. Поэтому, дорогие родители, направляйте свою воспитательную стратегию не только на образование и отличную успеваемость, но и на формирование у ребенка здоровой самооценки и сильного характера.
Нужно ли делать уроки с детьми и должны ли родители вообще принимать участие в процессе обучения?
Мое мнение расходится с мнением большинства родителей и даже учителей. Уроки дети должны делать сами. И в первом, и во втором, и в пятом классе. В погоне за оценками, рейтингом класса, желанием быть лучшими и одобрением учителей мы забываем о самом главном. Выполнение уроков за ребенка (или вместе с ним) не только не научит его ответственности, но и навредит.
Мы рассчитываем, что в один прекрасный день ребенок поймет: «Я взрослый, должен быть самостоятельным, уроки - это моя ответственность».
Не хочу никого расстраивать, но такого не будет! Это системная большая последовательная, работа родителя совместно с ребенком.
На самом деле за умением самостоятельно делать уроки стоит очень многое:
-
умение себя организовать;
-
навык планирования времени;
-
понимание, что требуется сделать сейчас, чтобы выполнить большую задачу;
-
умение преодолевать рутину.
Уроки для детей - это та же рутина,с которой сталкивается каждый взрослый в своей работе. И если ребенок с детства не приучен ее преодолевать, то во взрослой жизни ему придется столкнуться с множеством проблем.
Школа - это всего лишь один из этапов в жизни. Она не должна становиться между родителями и детьми. Если из года в год стоять над ребенком, то можно только отбить желание учиться и разрушить отношения.
Когда-то вы точно решите, что с вас хватит. Ребенок уже стал взрослый и должен все делать сам. И тогда ребенок лишается опоры, на которую рассчитывал все эти годы. Никто больше его не подталкивает, не помогает, не заставляет. Отсюда и резкое нежелание учиться, снижение оценок, бунт, лень и безразличие к учебе.
Самостоятельное выполнение заданий, сбор рюкзака - это еще и элемент доверия. Таким образом вы показываете ребенку, что он может делать это сам, вы ему доверяете, вы его цените, верите в него. Да, возможно он забудет несколько раз дневник и сменку. В этом нет ничего страшного и непоправимого. Зато это лучший способ научить концентрации и ответственности, чем каждый раз стелить соломку.
Все мои доводы вовсе не означают, что нужно полностью отстраниться. Можно и нужно проверить выполненное задание при необходимости, помочь разобраться в сложном вопросе, подбодрить и помочь поверить в то, что он справится. В нашей семье есть правило: во время выполнения домашнего задания, ребенок может задать вопрос взрослому только один раз.
Исходя из предыдущего вопроса, как тогда родители могут поддерживать мотивацию не только в учебе, но и в других сферах жизни?
Вы замечали, какие целеустремленные маленькие дети? Как они учатся ползать, ходить, есть? Они хотят и готовы все делать сами! А самое главное - они не боятся ошибаться! Они делают до тех пор, пока у них не получится. И перед взрослыми стоит непростая задача - не убить в детях это качество. Ведь именно такой ребенок вырастет успешным. Он будет пробовать еще и еще, идти чуть дольше и чуть дальше остальных.
Как поощрять инициативу, чтобы не убить любопытство и энтузиазм:
-
Поощряйте исследование. Позвольте ребенку исследовать окружающий мир. Дайте ему свободу пробовать новые вещи и задавать вопросы.
-
Предоставляйте возможности. Дайте ребенку возможность развить новые навыки. Поощряйте их принимать новые вызовы и выражать свои идеи.
-
Будьте положительным примером для подражания.Покажите ребенку, что вы готовы рисковать и пробовать новое. Это поможет им почувствовать в себе силы и мотивацию делать то же самое.
-
Поощряйте усилия. Хвалите ребенка за его старания и прогресс, а не только за успехи. Это поможет им оставаться мотивированными и продолжать рисковать.
-
Поддерживайте. Важно быть рядом, чтобы поддержать ребенка, когда он совершает ошибки. Научите их извлекать уроки из своих ошибок и двигаться дальше.