Формирование характера ребенка, его талантов и ценностей определяется окружающей средой и досугом. И из всего многообразия предметов и занятий всегда особенно выделяли музыку с ее благотворным влиянием на детей. О том, чем именно полезна музыка, как она сказывается на психоэмоциональном развитии ребенка и как начать правильно ее слушать, рассказывает Екатерина Локтионова, учитель музыки в Филипповской школе.
Почему музыка полезна детям
Музыка в широком смысле слова окружает нас всю жизнь, она есть даже в обычном звуке мобильного рингтона. Дети, в отличие от взрослых, слышат это иначе и даже человеческий голос воспринимают как мелодию: различают тембр, высоту, изменения в громкости. То есть все дети по своей природе очень музыкальны, именно поэтому начинать слушать музыку с ребенком можно буквально с рождения. Давайте разберемся, чем это может быть полезно:
-
Улучшаются память и внимание. Слушая музыку, мы невольно запоминаем мелодию и текст, различаем разные звуки и составляющие произведения. Поэтому без дополнительных усилий музыка помогает развиваться когнитивным навыкам.
-
Увеличивается словарный запас. И это происходит не только посредством прослушивания музыки с текстом, но и общения ребенка с родителям. Включая музыку, рассказывайте малышу о чем она, тем самым увеличивая количество образов, которые можно выразить словами.
-
Развивается эмоциональный интеллект. Музыка заставляет нас переживать разные эмоции: радость, грусть, злость и т.д. Все зависит от мелодии и нашего общего настроения. Знакомство с собственными чувствами через призму музыки позволит ребенку развить эмоциональный интеллект, научиться эмпатии и сопереживанию.
-
Улучшается двигательная функция. В процессе прослушивания ребенок так же может невольно запеть или начать танцевать. Старшему дошкольнику можно давать задание показать какую-то эмоцию, природное явление или животное танцем.
-
Развиваются абстрактное мышление и фантазия. Музыка – очень тонкое и чувственное искусство, над которым можно поразмышлять вместе с ребенком. Спросите, какие эмоции он испытал при прослушивании, какие образы ему увиделись? Можно также подключить визуализацию и попросить нарисовать услышанное.
-
Усиливается контакт родителя с ребенком. Совместный досуг и творчество очень сближают. Позитивное времяпрепровождение с ребенком поможет вам повысить уровень доверия и понимания.
-
Развиваются логика, способности к точным наукам. Как ни парадоксально, но пространственное мышление, которое развивает в нас музыка, напрямую связано с точными науками. Например, Эйнштейн был прекрасным скрипачом, а композитор Бородин – химиком.
Подтверждением всему этому является исследование, которое выявило, что прослушивание классической музыки детьми даже в течение пяти минут на ежедневной основе повышает концентрацию и сосредоточенность. Это явление получило название “эффект Моцарта”.
Как и какую музыку слушать с ребенком
Классическая музыка очень многогранна и разнообразна, она способна воспитывать с эстетической точки зрения, поскольку полна шедеврами. Ошибочно полагать, что она не приспособлена для детей, напротив, среди классики очень много произведений, рассчитанных на детское прослушивание. Например, детский альбом Чайковского, сказка “Петя и волк” Прокофьева, “Карнавал животных” Сен-Санса и многое другое. Вся эта музыка рассчитана на то, чтобы передать понятные ребенку образы с помощью звуков различных инструментов.
Помимо классической музыки, следует слушать и другие жанры, например, народную. О ней не стоит забывать, так как народная музыка тесно связана с языком, духовной культурой, традициями, обычаями, в которых живет семья. Ребенок, слушая народные мелодии, проникается интонациями, для него они становятся родными.
Для того, чтобы сделать прослушивание музыки по-настоящему полезным интересным, есть несколько универсальных рекомендаций:
-
Чем раньше вы начнете, тем лучше. Учеными уже было доказано, что музыка, как и любые другие звуки, воспринимается ребенком еще в утробе матери. Поэтому очень важно во время беременности следить за тем, какую музыку слушаете. Приятные мелодии и опыт от их прослушивания будут качественно отражаться на развитии малыша.
-
Предлагайте ребенку петь и танцевать под музыку. Это своего рода обработка услышанного, которая позволит ребенку развить свои творческие способности. Вы можете также пробовать сочинять свои песенки.
-
Давайте слушать разную музыку. Классика – это прекрасно, но и она бывает очень разной по характеру и настроению. Включайте по очереди колыбельные и энергичные танцевальные пьесы, чтобы он научился сравнивать, слышать разные мотивы и ноты.
-
Описывайте впечатления от прослушивания. Родителям следует подойти к этому вопросу творчески, поразмышлять самим и спросить у ребенка что понравилось или не понравилось ему, что он услышал и представил? После можно вместе заняться рисованием и сделать рисунки по мотивам услышанного.
-
Не включайте музыку слишком громко. Громкая и, к тому же, резкая музыка, может перевозбудить или испугать ребенка. Прослушивание должно быть комфортным, чтобы опыт от него стал приятным, а не травмирующим.
-
Дополняйте музыку историями или интересными фактами. Если вы слушаете сказку, озвучьте ее сюжет ребенку. Ваш рассказ, дополненный музыкой, наверняка произведет сильное впечатление. А чтобы произведения лучше запоминались, можно также рассказывать интересные факты о них или композиторах.
Музыка – чудесное искусство, знакомство ребенка с которым можно организовать вне зависимости от времени и места. Она может научить многим вещам, развить в ребенке массу положительных качеств и полезных навыков. Важно лишь помнить, что проводником между музыкой и ребенком является родитель, и только при его чутком участии удастся установить нерушимую и долговечную связь между маленьким человеком и искусством.