Поиск

Достаточно одной монетки? Карманные расходы детей

02/02/2009
АРИНИНА Ирина
506

Даже мы, взрослые, придя в магазин, порой теряем голову и, повинуясь порыву,  покупаем все и сразу. Каково же детям, получившим деньги «на карманные расходы»?  Большинство тратит их спонтанно, в первом же магазине или киоске. И пусть на выданную сумму можно приобрести лишь блокнотик да жвачку с наклейкой – восторг от покупки просто захлестывает.

Понятно, что покупка чадом стаканчика йогурта или тарелки супа в школьном буфете – несбыточная материнская мечта. Скорее всего, это будет: в мальчишеском варианте – чипсы, жвачка или хорошо гнущаяся линейка, в девчоночьем – заколочка, розовая ручка или кошелечек с бисером. Если же ребенок попал под дурное влияние, он может потратить «карманные» и на банку пива. Поэтому каждый родитель должен понять, насколько разумен ребенок и можно ли давать ему наличность.

Пустячок, а приятно!
Как же в детстве хотелось карманных денег! И не на конкретную вещь, а просто потому, что другие покупали себе всякую всячину, а я – нет. Родители придерживались убеждения, что деньги детям давать не стоит, а игрушки (чтобы дорожила и берегла) покупались исключительно «по поводу» – на день рождения, Новый год, принятие в пионеры… «Предки» прекрасно изучили мой характер и знали: абстрактные деньги я тут же спущу в киоске «Союзпечать» – на заколки-«невидимки» с маленькой божьей коровкой, набор открыток с десятью сортами сирени или другую лабуду. Но в те годы даже при наличии денег в кармане особо разгуляться было негде. А вот у современных детей соблазн потратиться – гораздо сильнее! На каждом шагу начинающего покупателя подстерегают конфеты, прикольные ластики, наклейки-татушки и все то, что обычно расположено у самой кассы, но мама никогда не разрешает.

Наиболее детальный анализ политики родителей в области карманных денег проделали Дж. и Е. Ньюсоны. Они изучили более 700 7-летних детей. Большинство из них регулярно получали некоторую сумму карманных денег, которая определялась сложной системой поощрений и наказаний. Более 50% могли рассчитывать на дополнительную сумму, выделяемую по их просьбе. Исследователи обнаружили любопытные различия в практике выделения и расходования карманных денег: дети из семей среднего класса получали в полтора-два раза меньше денег, чем дети из рабочих семей, но откладывали в два раза больше. Более половины детей неквалифицированных рабочих и только 10% детей специалистов с высшим образованием тратили всю сумму карманных денег в течение недели. Наблюдения российских педагогов подтверждают эту закономерность: у детей из бедных и неблагополучных семей чаще появляются относительно крупные суммы денег, подаренные кем-то из родственников. Иногда дети из нуждающихся семей сами ищут способы заработать. (А.Б. Фенько «Дети и деньги: особенности экономической социализации», «Вопросы психологии», 2000 г.)

Американские специалисты советуют с 3-летнего возраста давать ребенку по 3 доллара в неделю, увеличивая размер карманных денег на доллар в год.

Расскажите про покупки
«В очередной раз прошу – не давайте детям деньги с собой!» – с таким воззванием обращается к нам классный руководитель. «Ольга Борисовна запретила школьному киоску продавать мальчишкам бабло», – рассказывает дочь. «ЧТО продавать??» – подпрыгиваю я и уже готовлюсь прочесть ребенку лекцию о сленге и его употреблении. «Бабло – это деньги такие, ими меняться можно», – поясняет чадо. «Меняться деньгами» – обалдеть, наш университетский профессор политэкономии впал бы в кому, услышав такую формулировку. Но дочь достает из портфеля купюры, на первый взгляд, очень похожие на настоящие. На одной значится «пять тысяч бабла», а на другой – «сотка наших баксов»; причем на месте Большого театра или президента Рузвельта – симпатичный полосатый котенок и какой-то мультперсонаж…
Бывают и другие варианты. «Тетя Ира, это Вам», – едва достающий мне до локтя 9-летний одноклассник дочери протягивает бусы – нанизанные на леску осколки самоцветов, которые в изобилии продаются чуть ли не в каждом переходе метро. «Спасибо, Митя, у меня есть бусы», – отвечаю я, потому что сразу  не сообразишь, что должна ответить взрослая тетенька в такой ситуации. В это время в моей голове: мысль первая – это знак внимания, детская влюбленность в маму одноклассницы, главное – не обидеть, не задеть его чувства; мысль вторая, параллельная – неужели взятка, чтобы я больше не ругала его за «доставание» моей дочери? Оказывается, все намного проще: «донжуанчик» уже успел одарить бусами нескольких девчонок из класса (моя – отказалась, но только потому, что недолюбливает дарителя). А у меня в голове снова закружился хоровод предположений: неужели этот не по годам обходительный «юноша» разорил мамину шкатулку с драгоценностями?! Позвонить, рассказать? Посоветоваться с педагогом? Выяснилось, нет, просто порадовал индусов, произведя «оптовую закупку» в ближайшем переходе. Сумма набежала приличная. А мама, небось, ни сном, ни духом.

Не стоит выдавать ребенку деньги бессистемно и по первому требованию, неправильно поощрять его материально за выполненную работу, считают психологи. Однако практика показывает, что многие родители не дают детям деньги безвозмездно, не оговорив предварительно перечня домашних дел наследника, а также уровень его успеваемости.

Ответственные траты
Чтобы уберечь ребенка от необдуманных трат, западные психологи при выдаче «карманных» настоятельно рекомендуют оговаривать с ним ответственность за покупки. Во-первых, необходимо запретить приобретение алкоголя и сигарет. Во-вторых, в доступной форме можно рассказать о доходах семьи, о том, сколько усилий прилагают родители для жизни в достатке. Не-плохо намекнуть малышу на возможность накопления денег и покупки чего-то более стоящего через несколько месяцев.
Регулярно давать детям деньги на «карманные расходы» – не в российской традиции: как правило, это было целевое поощрение – «на мороженое», «на кино». «В нашей стране отношение многих родителей к карманным деньгам и самостоятельным заработкам ребенка до сих пор остается двойственным. С одной стороны, многие боятся, что деньги «испортят» ребенка. С другой стороны, для многих родителей деньги и подарки – это самый простой и удобный способ «отделаться» от ребенка, в прямом смысле откупиться от своих воспитательных обязанностей.
В популярном сейчас телесериале отец-психотерапевт регулярно дает своим дочерям деньги, но время от времени манипулирует ими: «кто пойдет в поход, получит двойную сумму на карманные расходы», а за провинность девочки рискуют вообще лишиться денег. Просчет создателей «киноэпопеи» в том, что настоящие специалисты, напротив, советуют не превращать карманные деньги в средство поощрения. Так, например, в книге «Дети и деньги» психологи К. Дэвис и Р. Тэйлор отмечают, в частности, что «выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и школьных оценок и не должна отменяться в качестве наказания». Специалисты считают, что карманные деньги можно давать уже 6–7-леткам, при этом необходимо объяснить, зачем они это делают и что ребенку разрешается приобретать на выданные наличные. «Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом», – говорится в книге, она «не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил». При этом, по мнению психологов, малышам «деньги нужно выдавать еженедельно, в определенный день, а подросткам – можно раз в месяц». Увеличивать сумму эксперты советуют ежегодно, например начиная со дня рождения.

Как над златом не зачахнуть
Некоторые экономисты уверены, что деньги детям необходимо давать чуть ли ни с младенчества. Так, якобы, карапузы приучаются экономить, вести расходы, знакомятся с системой банковских вкладов. Например, довольно популярная в США и изданная у нас книга «1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я» Д. Нельсена рекомендует давать 2–3-летнему крохе монетки и учить его пользоваться копилкой. Мотивация – малыш учится экономить, еще даже не осознавая этого.
Единственное, о чем забыл уважаемый Д.Нельсен, – мелкие предметы прекрасно помещаются в рот, нос и уши ребенка, и он не преминет этим воспользоваться.
Кроме того, деньги – носители десятков наиболее «популярных» взрослых инфекций. Так, лабораторное исследование бумажных купюр показало, что на них «живут и здравствуют» возбудители туберкулеза, пневмонии, тонзиллита, менингита, гастроэнтерита и инфекционных заболеваний половых путей. В среднем, на каждой банкноте – порядка 500 видов бактерий и 3–4 вида плесневых грибов. Безусловно, на монетах скапливается гораздо меньше заразы, однако для малыша и одной из них может оказаться более чем достаточно. В результате, играя с ребенком в бережливость, родители заставляют его буквально чахнуть над «златом».
Возвращаясь к банкнотам, стоит вспомнить, что более половины наличности в России проходят через рынки, где продавцы нередко хранят деньги на себе, часто за пазухой, боясь воровства. Чем старше купюра, тем больше на ней микротрещин, в которых гнездятся колонии микробов. А в нашей стране наиболее ходовая и, следовательно, быстрее остальных ветшающая, – десятирублевая банкнота. И именно «десятки» чаще всего и выдаются детям в качестве карманной мелочи. Поэтому правило «брал деньги – помой руки с мылом» должно стать аксиомой для современного ребенка.
А объяснять маленькому человеку, что такое деньги и для чего они нужны, можно и по-другому. Например, моя племянница очень любит ходить за покупками. Я разрешаю, диктуя, что нужно купить, и выдавая определенную сумму. Сама же стою снаружи, недалеко от кассы (чтобы в случае чего прийти на помощь). Девочка знает, что в семье работает только мама, она видит, как та подрабатывает по ночам и потому знает цену деньгам. Могу сказать, что, неся в момент покупки определенную долю ответственности за питание семьи, девочка ни разу не приобрела шоколадку вместо хлеба или сметаны.  

Что почем?
Размеры карманных денег, безусловно, личное дело каждой семьи. Но иногда просто диву даешься. О чем, например, думала мама, дав второкласснику в школу тысячную купюру? И дело даже не в том, что он не стал есть школьный завтрак – купил себе чипсы, а в том, что достав купюру на глазах всей столовой, к концу дня малыш не обнаружил в портфеле кошелька – слишком велик оказался соблазн для кого-то из детей… За что, спрашивается, его так ругали дома?
Конечно, не следует оправдывать стремление детей взять чужое. Однако и провоцировать ребят с неокрепшей психикой и не до конца сформировавшимися нравственными устоями, нарочито демонстрируя высокий достаток, не стоит. Как правильно подметил во «Вредных советах» Григорий Остер, «Если ты в своем кармане ни копейки не нашел, загляни в карман к соседу, – очевидно, деньги там».      
Не буду останавливаться на банальном воровстве, но упомяну о нескольких интересных случаях «перераспределения доходов». «Знаешь, что у нас в классе произошло?! – эмоционально рассказывает приятельница. – Девочка мальчику призналась в любви, а он ей сказал: «Неси 200 рублей, тогда я никому об этом не расскажу!» Представляешь, шантаж в начальной школе, да еще с таким мерзким подтекстом!» В результате  в дело вмешалась учительница: отругала прилюдно мальчишку и посоветовала девочке в другой раз быть более разборчивой.
Однако нередко даже опытные педагоги теряются, столкнувшись с подобными «товарно-денежными отношениями». «У первоклассника старший мальчик силой отобрал 12 рублей. Обиженный ребенок пообещал 100 рублей двум третьеклассникам за то, что они проучат хулигана. Сделка состоялась: ребята избили обидчика, получив за это по 50 рублей каждый»; «Двенадцатилетний школьник, которого публично оскорбил одноклассник, согласился получить материальную компенсацию за «моральный ущерб» и был очень доволен» (А.Б. Фенько, «Дети и деньги: особенности экономической социализации», «Вопросы психологии», 2000 год).

«На всякий пожарный»
Если вы считаете, что сын или дочь еще слишком малы даже для незначительных самостоятельных покупок, возможно, стоит дать с собой незначительную сумму, как говорится, «на всякий пожарный». Не приведи Господь, чтобы с нашими детьми случилось что-то нехорошее! И все-таки в нестандартной ситуации 100 рублей ребенку может хватить на:
l  звонок домой, если в этом есть необходимость, а мобильный телефон потерялся/украли/села батарея;
l дорогу домой или к родственникам, если он волею случая оказался на другом конце города (потерялся, сел не в тот автобус, «повелся» на провокацию приятелей и т. д.);
l покупку пластыря, наконец, если натер ногу, или шариковой ручки (чернила, как всегда внезапно, закончились), чтобы не получить нагоняй от учителя.
При этом сумма на «форс мажор» не должна быть большой, чтобы не вызывать соблазна потратить ее на что-то недозволенное. В данном случае риск потерять сто рублей – вполне оправдан. Пусть даже ребенок нарушил запрет и сходил в «макдошку» (для поддержания собственного авторитета в глазах сверстников от этого, порой, не отвертишься). И в конце-концов, неправильно потраченную сотню можно простить, как следует пожурив проштрафившееся чадо и взяв с него все необходимые обещания на будущее.
Читая публикации на данную тему, наткнулась на поразившее до глубины души высказывание. Намеренно не указываю автора, надеясь, что цитату ему, как нередко случается в  Интернете, просто «приписали». Вслушайтесь: «В отношениях между родителями и детьми деньги выступают символом родительской любви. Они передают от родителя к ребенку ощущение силы и могущества, что увеличивает возможности развития личности». Спорить с экспертом… сами понимаете. Но поднимите руки те, кто согласен с утверждением «деньги – символ родительской любви». А как же тогда пропагандируемые великими детскими психологами объятия, поцелуи, улыбки, поглаживания по голове и слова «Ты молодец»?.. Никогда не поверю, что в современном мире они уже ничего не значат! Во всяком случае, в нашей семье в почете именно эти «символы родительской любви».

Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Как определяется место жительства ребенка после развода родителей?Читать статью
Сервис покупок за рубежомЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.