Поиск

Идем в детский сад

05/09/2012
АРИНИНА Ирина
676

Идем в детский сад

Не мать, а ехидна

«В пять лет пришлось отдать дочку в детский сад, – рассказывает Ксения. – На то было несколько причин. Во-первых, знакомая психолог уже давно твердила, что, если не отдать в пять, то в первом классе весь год уйдет не на учебу, а на адаптацию. Кстати, у одной моей приятельницы так и получилось: смена обстановки с домашней на школьную, неумение общаться с чужими взрослыми и с детьми вообще привели к нервным срывам, и было уже не до прописей.

Во-вторых, подруга каким-то чудом нашла мне, маме-одиночке, чудесную работу с неплохой зарплатой и относительно удобным графиком, так, что, как говорится, грех было отказываться. Набравшись наглости, я попросила на работе двухнедельный люфт, и мы начали ходить в детский садик.

Надо сказать, что до этого времени жили мы с дочкой довольно уединенно: мир взрослых ограничивался изредка навещавшими бабушками и дедушками, поэтому оставалось надеяться лишь на доброту и профессионализм воспитателей. Нам повезло: многолетними усилиями заведующей в этом муниципальном саду собралась команда педагогов с большой буквы, которые действительно любили детей и умели находить с ними общий язык.

Однако, не обращая внимание на море игрушек вокруг и миленькую девочку, прокартавившую «а как тебя зовут?», доча, вместо того, чтобы помахать маме рукой и весело бежать в группу, вцепилась в меня и начала надрывно голосить.

«Идите, не переживайте – она успокоится, когда вы уйдете», –  сказала воспитательница, отрывая дочь от меня,  и взяла ее на руки. Я шла по улице, ругая  себя самыми нехорошими словами, в ушах стоял плач ребенка, душа по-настоящему болела В общем, не мать, а ехидна. Наша «адаптация» длилась две недели. Говорят, что это недолго. Но признаюсь честно: все это время я была на грани – броситься назад, забрать, прижать к себе и жить на пособие – будь что будет! Не скажу, что потом ребенок с радостью отпускал меня на работу. Но плакать  уже не плакала. Я, правда, два года бегала вокруг садика, находила окошко группы и еще минут пять махала рукой, жестикулировала и строила забавные рожицы. Утешало то, что не одна я такая – под соседним окном все два дошкольных года похожий ритуал совершала мама мальчика.

Сейчас, по прошествии многих лет, я нисколько не жалею, что отдала дочку в детский сад. Она действительно научилась общаться со сверстниками, проще адаптируется во взрослой среде. Но в памяти осталась заплаканная мордашка. Корю себя, что не подготовила ее к походу в садик заблаговременно». 

Возьмите малыша с собой в «тихие гости» – без шумного застолья. Только не спускайте его с рук, пусть ощущает себя под защитой материнского тепла.

Через какое-то время кроха может сам слезть с колен и сделать шаг навстречу незнакомцу, особенно если в руках у того будет что-то яркое и интересное. Не факт, что подойдет близко, но – уже прогресс. При этом устанавливать дистанцию малыш должен сам. 

 

В воспитатели пойду!

Совершенно понятно, что в государственном детсаду воспитателям попросту некогда возиться с каждым ребенком, и никто не разрешит маме весь день торчать в группе ради какой-то там  адаптации, если только вы не решите устроиться в этот сад на работу. В зависимости от образования вы можете быть воспитательницей или нянечкой. Практика показывает, что такой поступок мамы (или бабушки) – действительно, выход. Пусть даже она будет работать в соседней группе, малышу будет гораздо комфортнее осознавать, что он не один в этом новом мире. 

 

Маленький хвостик

Есть в детской психологии такой термин, как «сепарационная тревога» – то есть боязнь разлуки. Примерно до 1,5–2-летнего возраста это абсолютно нормальное состояние. В этот период недолгое расставание с мамой может пройти безболезненно только если в квартире с момента рождения присутствовал человек, который уделял малышу не меньше времени, чем она сама. В противном случае кроха посчитает себя брошенным навеки, и непонятно чем это может для него закончиться.

Лет с двух дети способны воспринимать незнакомца уже не только как объект неприятностей. Однако есть дети, которые боятся посторонних взрослых гораздо дольше. Попробуйте постепенно ввести в «ближний круг» других людей. Если малыш боится женщин меньше, чем мужчин, пусть это будут бабушки или няня (если вы планируете оставлять с ней кроху на какое-то время), соседка или ваша приятельница, которая не прочь поучаствовать в «эксперименте». Ни в коем случае не позволяйте посторонним дотрагиваться до малыша и, тем более, брать его сразу на руки – все это может серьезно напугать. Говорят, что наиболее полезным такой опыт будет на третьем-четвертом году жизни. 

 

Тише едешь – дальше будешь

Необъяснимо, но факт – если вы, собираясь куда-то, скажете ребенку, что вернетесь через два часа, ему будет легче, чем если не назвать точного времени. Можно показать, где будет стрелочка часов в это время. Не опоздаете – обеспечите себе дальнейшие спокойные «отгулы»; ребенок поймет, что мама уходит не навсегда и станет вести себя менее тревожно.

И, конечно, не форсируйте события. Лишь убедившись, что ребенок понял, что существуют и другие незлые и нестрашные взрослые, попытайтесь оставить его на полчасика со своими знакомыми. «У моей соседки заболел зуб, и она попросила меня остаться с ее двухлетним внуком. Мы были знакомы с Лешиком, не раз встречались в подъезде и во дворе, я бывала у них дома. И мы были уверены, что проблем не возникнет, – рассказывает Надежда. – Но, стоило соседке выйти, малыш бросился следом и стал колотиться о дверь: складывалось впечатление, что он пытается прорваться сквозь нее. Если бы не мягкая обивка, он бы покалечился. А я не могла его от этой двери оттащить – принимался плакать пуще прежнего. Я и машинку по полу катала, и песенку пела, и даже телевизор включала – без толку! Перезвонившая через пятнадцать минут соседка вынуждена была вернуться, чтобы еще сильнее не травмировать внука».

«Сынуля боялся, но педагог  из развивающего центра просто покорила его своим обаянием. И, когда она стала собирать мячи, он робко протянул ей один, – рассказывает Света. – Потом у него на удивление красиво получилось нарисовать вслед за ней осеннее дерево. Похвалили – понравилось, застенчиво улыбнулся. Только со стишком были нелады. А тут наступил день «показательных выступлений» – отчета педагогов (и мам перед родственниками, считающими такие занятия  выбрасыванием денег на ветер). Все детишки читали по очереди один и тот же стишок. И вот – наш черед. Сынуля встал и тихо, но четко рассказал стихотворение».

«В четыре года дочка оставалась маминой-примаминой, никого к себе не подпускала. И мы пошли в так называемый «мини-лицей» – как раз для нашего возраста, – вспоминает Гуля. – Остальные родители остались в коридоре или вообще отправились по своим делам. А мне разрешили войти в «класс» и сесть за парту. Стульчик был настолько маленьким, что у меня колени упирались в подбородок. Зато передо мной (в чужом коллективе!) сидела доча, правда, вполоборота, крепко держа меня за руку. Через два дня она уже не держалась за меня. Через неделю – отпустила в коридор, на «переменках» удостоверяясь, что мама на месте. Через два месяца, не веря, что такое вообще возможно, я отправилась в магазин!». 

 

Пора – не пора, я иду со двора

Каждый малыш – яркая индивидуальность. Один карапуз стремится познакомиться со всеми окружающими детьми и с легкостью залезает на колени к незнакомым взрослым, другой, несмотря на «солидный» возраст, продолжает прятаться за маму и не хочет идти на контакт со сверстниками.

Понять, готов ли психологически ребенок на несколько часов расстаться с домом и близкими, поможет тест. Ответьте «да» или «нет» на каждый из вопросов и подсчитайте количество положительных и отрицательных ответов:

  • Малышу уже больше двух лет?
  • Спокойно ли он остается с бабушками-дедушками, няней, или, например, соседкой?
  • Переживаете ли вы за эмоциональное состояние крохи, оставляя его с кем бы то ни было? Можете ли вы сосредоточиться на своих делах в отсутствие ребенка?
  • Пробовали ли вы водить его на занятия в группы раннего развития?
  • Охотно ли он знакомится с другими детьми на улице, нравится ли ему играть с ними?
  • Есть ли у малыша хронические заболевания, требующие индивидуального подхода и постоянного внимания воспитателя?

Если в большинстве случаев ответ положительный, вероятно, ваш кроха вполне готов составить компанию группе таких же карапузов. Что ж, начинайте присматриваться к садикам, заводить полезные знакомства, спрашивать рекомендации.

В случае преобладания ответа «нет», следует подождать годик-другой. Дети быстро меняются. Возможно, уже через пару месяцев ребенок заинтересуется сверстниками, а потом и вовсе начнет маяться в выходные в ожидании понедельника, скучая по детсадовским приятелям и игрушкам. 

 

Привычка – дело наживное

 «Отдала ребенка в детский сад, на пятидневку, – рассказывает Олеся. – Работа требовала полной отдачи: в кадрах долго не соглашались брать на хорошую должность девушку с 4-летним ребенком, но платили достойно, поэтому отвезла дочку в хороший садик: на берегу подмосковного соснового бора, восьмиразовое питание, супер-уход. Глупо было бы таскать ее сонную на машине ночью просто чтобы она поспала в своей постельке, а утром будить засветло и везти обратно». Зная о том, насколько «чокнутой мамашей» Олеся была все это время и как неохотно буквально пару месяцев назад шла на контакт с людьми ее Викуся, знакомые ее тревожно спрашивали: «Сама-то как?». «В первые ночи ревела, глядя на пустую кроватку, днем звонила туда постоянно, была готова по первому зову бросить работу и мчаться забирать ребенка, а потом мне воспитательница удивительную вещь рассказала: «Мы все ждали, что Викуся начнет беспокоиться, спрашивать, где мама. Проходит день, проходит другой, на третий воспитательница аккуратно спрашивает: «Вика, а где мама?».

Оторвавшись от игрушки, ребенок смотрит на воспитательницу с выражением лица «такая взрослая тетенька, а элементарных вещей не понимаешь» и отвечает: «Мама на работе».

Однако это, по словам психологов-практиков, исключение из правил.

 

Что можно предпринять?

Если ваше чадо – «не исключение»? В идеале – общение на садовской веранде с детьми из группы во время их прогулки, в супер-идеале – дружба семьями с воспитательницей, которая вхожа в дом и уже не просто «страшная тетенька в белом халате (а вдруг, это доктор?!)», а просто тетя Маша, почти член семьи.

Если же спуститься с небес на землю, то неплохо бы просто поводить ребенка в садик пошагово. Сначала на часок, на пару, до обеда, до сна. Потом показать кроватку, на которой он мог бы поспать, как другие детки – авось, заинтересуется. «Понравился обед? – А после сна у нас – полдник. Сегодня такая вкусная запеканка!». Естественно, все это возможно лишь при незанятости мамы и благосклонности заведующей. 

 

Холерик сангвинику – рознь

В зависимости от темперамента ребенок легче или сложнее адаптируется в коллективе детей. 

Лучше и быстрее всех в саду адаптируются юные сангвиники. В то время как малыши-флегматики просто не успевают за остальными. Причем под давлением они становятся еще более медлительными, а то и впадают в ступор, конечно, не нарочно. Если не «дергать» такое чадо, дать ему время, то он доведет начатое до конца и сделает это очень хорошо.

Холерик на фоне других детей кажется слишком шумным и гиперактивным. Он торопится. Поэтому поделки заканчивает первым, но их красота и аккуратность оставляют желать лучшего. Пока остальные дети натягивают одну колготину, он умудряется надеть пару, но наизнанку. Кстати, пока воспитательница, закатив глаза переодевает это сокровище, флегматик как раз успевает не только правильно одеться, но даже аккуратно повязать шарф и завязать шнурки. Зато холерик быстро справляется с активной физической работой, не требующей особой точности – после прогулки собирает игрушки в корзинку на веранде, раздает детям хлеб и столовые приборы перед едой.

Меланхолика, скорее всего, сочтут замкнутым плаксой-ваксой. Хотя, возможно, найдется добрая душа, которая сумеет подобрать к нему ключик и станет другом не разлей вода. 

 

Ты мне больше не дружок!

Научив малыша общаться с другими детьми, будьте готовы к тому, что его могут обидеть более взрослые, более активные, задиристые дети. Одной из причин конфликта в этом возрасте становится «частная собственность». Раньше, до общения с другими малышами, ваше чадо полагало, что все игрушки и книжки, которые есть в доме – его и только его. Сюрпризом для него становится, когда симпатичный крепыш пытается «приватизировать» понравившуюся формочку. Да и протянув руку за чужой машинкой, оказывается, можно здорово схлопотать лопаткой по макушке.

Говорить: «Не бери, это игрушка мальчика!» – не следует. Специалисты отмечают, что с психологической точки зрения, желание схватить и присвоить себе понравившееся для такого малыша – норма. Воспользовавшись случаем, объясните крохе, что бывают «наши» и «чужие» игрушки. А вот говорить о жадности в младшем дошкольном возрасте – неправильно. Делиться кроха еще не умеет. С другой стороны, маме следует вмешаться и максимально мягко «разрулить» ситуацию, если кто-то активно отбирает игрушку у ее малыша.

Хороший выход из положения – попробовать научить детей меняться: ненадолго, если и тот, и другой (а также его мама) не против.

Попав в детский сад, прошедший подобную подготовку малыш может стать хорошим переговорщиком  и сам начнет мирить не поделивших «общие» игрушки детей. 

 

Есть контакт

Случается, что вполне ос-воившийся во взрослом мире ребенок не умеет общаться с ровесниками,  боится. Это естественно: приятели мамы с папой или родственники приходят в его дом с добрыми намерениями, и малыш это чувствует. А что «выкинет» незнакомый крепыш – еще вопрос. До трех лет ребенок вообще может не обращать внимания на сверстников. В песочнице его скорее привлекают чужие игрушки. По мере взросления он начинает интересоваться школьниками, затем дошколятами и только потом – такими же карапузами, как он сам.

Мы уже упоминали о темпераментах. Кроме того, никуда не деться от таких характеристик, как экстраверт (человек, готовый общаться со всем миром сразу) и интроверт (один - два близких человека, остальные знакомства – ни к чему). Это врожденная черта, особенность нервной деятельности, которую взявшийся за себя взрослый может частично изменить. А вот малышу справиться со своей особенностью не под силу. Да и нужно ли?  Кроха-интроверт тоже общается, просто с меньшим количеством людей и не так долго, как ребенок-экстраверт.

Замкнутость и нежелание контактировать – согласитесь, не лучшее качество для детского сада. Чем помочь такому малышу? Постепенно учить ребенка получать радость от общения. Например, на игровой площадке, в песочнице, на горке разрешите ему просто наблюдать: «Смотри, как весело играют другие детишки.

Хочешь, подойдем поближе?». Интроверт может оставаться сторонним наблюдателем в течение длительного времени. Возможно, потом он выделит для себя какого-то понравившегося ребенка и захочет с ним поиграть. Пусть он никогда не будет «гвоздем программы», зато «узкий круг» допущенных к общению почувствует верность и искренность его дружбы. 

 

А у нас самообслуживание!

«Я сам!» – под этим лозунгом проходит третий год детства. Ведь малыш с каждым днем учится делать что-то новое – и ему это страшно нравится. Чему научить жаждущего деятельности кроху, которого вы планируете отправить в садик? В первую очередь, навыкам самообслуживания. Неплохо бы ему уметь проситься или самостоятельно ходить в туалет (или на горшок), мыть руки и вытираться полотенцем, пить из чашки, уверенно держать ложку и одевать-раздеваться.

Какие еще навыки пригодятся в дошкольном образовательном учреждении? Убирать игрушки на место, складывать одежду (или вешать ее на стульчик) и даже вытирать тряпкой столик. Всему этому под силу научиться на третьем году жизни. 

 

Я умею одеваться, если только захочу

Как и во многих других делах, не стоит препятствовать, если малыш учится одеваться сам, иначе отобьете охоту надолго. Чтобы не раздражаться на маленького копушу, начинайте собираться на прогулку заблаговременно.

Малыш, наоборот,  не выказывает особого интереса к самостоятельному одеванию? Помогите ему: пусть он начнет приобретать полезные навыки с раздевания. Затем подумайте, что он уже, без всякого сомнения, может сделать сам: продеть голову в горловину футболки, засунуть руки в рукава, натянуть носочки на мысочки, потом на пяточки.

Подчас малыш не прочь одеться, но ему элементарно не хватает жизненного опыта, чтобы понять, в какой последовательности это делается. Помогите ему, нарисовав или вырезав картинки с изображением предметов гардероба и наклеив их на ватман в определенной последовательности: трусы, майка, колготки, рубашка, брючки, свитер, сапожки, шапочка, шарфик, курточка, варежки. Ничего не забыли?  Ну, если только поменять зимний плакатик на летний и носовой платок в кармашек положить.

День за днем расширяйте навыки ребенка, учите застегивать и завязывать все подряд Можно даже смастерить специальное панно (или купить готовое) – с пуговицами и петлями разной формы, металлическими и пластмассовыми молниями, липучками и, само собой разумеется, шнуровками. Расскажите, что бантики на шнурках можно завязать несколькими способами. Посмотрите, какой из них доставляет малышу меньше всего хлопот. Девчонкам в этом плане попроще – они одевают и раздевают своих кукол по несколько раз на дню. С мальчуганам устройте соревнование – возьмите два детских ботинка и шнуруйте – кто быстрее (или аккуратнее!).

Еще один момент: не замечали, что одну рубашечку малыш беспрекословно надевает сам, а со второй начинает упрямиться? Вероятно, не вся предлагаемая одежда нравится – у маленького человечка, оказывается, есть собственный вкус, а вы ему предлагаете «не тот фасончик». Хотя, может, в нелюбимой рубашке банально швы натирают, ярлычок мешает, воротничок душит, в колготах резинка тугая, а свитер – злой и колючий.

Казалось бы, зачем так долго говорить об одежде, в чем здесь кроется психологическая составляющая подготовки к саду? Умея самостоятельно одеваться, малыш не впадет в ступор при виде шкафчиков в раздевалке – он уверен в себе и собственных силах. Что это значит? А то, что день в садике не начнется для него с негатива. 

 

Вот горшок пустой, он предмет простой

Не такой уж и простой, как выясняется. Без него, вернее, без навыка на него проситься, в детский сад просто не возьмут!..  А если и возьмут, то у крохи будет много проблем, не говоря уж о недовольстве воспитателей и нянечек.

На самом деле, среднестатистический малыш начинает контролировать этот процесс примерно в двухлетнем возрасте. Раньше вы видели, что он переминается с ножки на ножку и предлагали ему достать горшок, теперь он в состоянии сам показать, насколько он большой. 

 

Режимный объект

Не секрет, что далеко не все родители малышей-дошкольников выстраивают жизнь в семье в рамках детского режима, скорее наоборот. И малышу, который привык вставать, когда придется и кушать не строго по часам, а когда мама позовет, придется туго в детском саду, работающем строго по режиму.

Для начала ребенок будет нелегко вставать по утрам, особенно зимой, когда на улице еще темно, чтобы не опоздать к детсадовскому завтраку.

Гурману-привереде может не понравиться, что в супе плавает морковка, а в котлете попадается лук, да и есть надо с хлебом. Стоит ли говорить о тихом часе, когда спать совсем не хочется – не приучен. Привыкание к распорядку дня сотрудники детских садов называют одной из основных причин дискомфорта ребенка в первые месяцы адаптации.

Полезно ввести  дома режим, похожий на тот, что в детском саду. За пару месяцев до начала походов в сад придется скорректировать и время отхода всего семейства ко сну.

На самом деле вы впоследствии на практике убедитесь, что сладить с человечком, живущим по расписанию, гораздо проще. Малышня перемен не любит, им комфортно при заведенном порядке вещей. И, несмотря на то, что ребенок ленится убирать игрушки и класть одежду в шкаф, ему гораздо спокойнее, когда все на своих местах, а жизнь идет в установленном темпе.

Такой консерватизм – свидетельство психологической целостности малыша. Чтобы его не «сломать», режим не должен появиться в жизни крохи с бухты-барахты – постепенно, сдвигая на час то или иное занятие, за месяц-другой вы сможете упорядочить жизнь ребенка в соответствии с садовским расписанием. 

 

Тихий час

Расписание в детском саду – это не прихоть воспитателя: такой режим разрабатывался с учетом рекомендаций детских психологов и физиологов, он полезен для здоровья детей.

Миновав грудничковый возраст, ваш малыш перестал спать днем? Давайте разберемся, почему. При этом будем честны с самими собой: он действительно не нуждается в отдыхе, или вы порой забывали его вовремя уложить? По словам специалистов, не устающие дети в природе существуют, но это довольно редкое явление. В целом, дошкольнику очень полезно передохнуть в дневное время. Тем более, что активные игры, прогулка и сытный обед способствуют расслаблению и засыпанию. Другое дело, если он просыпается вместе с вами в районе одиннадцати – естественно, в два часа спать еще никак не хочется. А вот пробудившись часиков в семь, к часу кроха начнет зевать и тереть глазенки руками.

Снова оговоримся, что нельзя форсировать события: криком заставить заснуть, согласитесь, невозможно. Но как приятно полежать вместе с мамочкой, слушая книжку, пусть и с закрытыми глазами. Не хочешь книжку – получай мягкую игрушку, главное – «после обеда нужно побыть в кроватке, чтобы животик отдохнул, чтобы отдохнули глазки, ручки и ножки». Положительный пример также сыграет роль: «Помнишь, мы вчера видели, как ребятки в садике гуляют? А сейчас они все покушали, надели пижамки, легли в кроватки и не шумят – это называется «тихий час». 

 

Сплошной позитив!

Вообще, рассказывая ребенку о садике, старайтесь освещать тему с исключительно положительной стороны. Если у вас есть какие-то сомнения, или вы хотите обсудить с соседкой поведение воспитателей, ни в коем случае не делайте этого при ребенке. Детсад должен казаться ему сказочным миром, полным шумных игр, друзей, новых игрушек, лепки из пластилина и песенок на музыкальных занятиях. Попав в сад позитивно настроенным, он легче будет переносить неизбежные, увы,  обиды и трудности.

 

Подведем некоторый итог. Как понять, что вы не отдали ребенка в садик слишком рано?

Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания косвенным путем, например, чередой болезней.

Но есть и другие моменты, на которые нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома после садика. В первое время такие «прелести», как снижение аппетита, трудности с засыпанием, плач по ночам, капризы, могут считаться нормальными. Но, если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду.

В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно – постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад с меньшим количеством детей в группе.

Эти рекомендации могут показаться не слишком реалистичными. Тем не менее, опыт многих мам показывает, что при желании их можно выполнить. И старания оправдывают себя, ведь в результате вы сохраняете душевное благополучие ребенка, а значит, и свое собственное. 

 

Несколько практических советов

  • Если дома тепло, пусть малыш походит немного голышом, чтобы понять, что трусики сыреют не сами по себе, а потому, что... Кстати, пребывание в мокрых штанах не доставляет крохе удовольствия, поэтому ругать его за подмоченную репутацию не стоит – ему и так дискомфортно.
  • Малышня недальновидна, не забывайте высадить ребенка перед сном на горшок.
  • Если ребенок сел на горшок, но ничего не получилось, не разрешайте оставаться на «троне» подолгу, лучше повторить попытку минут через 15–20.
  • Специалисты советуют не покупать  музыкальные и фигурные горшки – это отвлекает, кроха не может сосредоточиться.



Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.