Обычно они застают нас врасплох. Какое-то
жесткое требование со стороны руководства школы или сомнительные действия сотрудников
детского сада способны поставить в тупик даже самого подготовленного и знающего
родителя. Кому звонить и жаловаться, с кем проконсультироваться по спорному
вопросу?
Чаще всего родители обращаются напрямую в Департамент образования. Но сами специалисты
советуют нам выбрать другой путь. О структуре московского государственного образования
рассказывает руководитель пресс-службы Департамента Александр Владимирович
Гаврилов:
Государственное образование в Москве находится в подчинении Департамента образования
города.
В Москве 10 административных округов, в каждом из которых находится окружное
управление образования. Оно подчиняется Департаменту образования, но работает
в тесном сотрудничестве с префектурой округа, поскольку финансирование образования
часто идет и через префектуру. Кроме того, есть такая неофициальная структура,
как школьные районы. В окружном управлении каждый такой район (а это несколько
школ, расположенных недалеко друг от друга) курирует отдельный специалист. Районные
управы не входят в структуру образования.
К кому же в первую очередь обращаться в конфликтной ситуации? Взрослый, обеспокоенный
судьбой своего ребенка, в первую очередь попытается решить проблему в самом
учреждении: то есть, он придет либо к заведующей детского сада, либо к директору
или завучу школы. Многие не верят в эффективность такой встречи и стараются
бежать куда-то «наверх». А зря, потому что очень часто все вопросы разрешаются
«на месте», в спокойной, открытой беседе с руководством. Если вы считаете, что
вас по-прежнему не понимают, что конфликт не разрешен – обращайтесь в окружное
управление образования. И только потом имеет смысл писать в Департамент образования
и, в частности, в городскую инспекцию при Департаменте, которая ведет работу
по жалобам населения.
В каждом окружном управлении, как и в Управлениях самого Департамента, есть
специалисты по самым разным направлениям (кстати, их не так много – около 100
человек в Департаменте и по 15—20 человек на каждый округ).
Какие же направления представлены в структуре образования? Прежде всего, есть
Управление дошкольного и общего образования, которое занимается всей содержательной
работой в детских садах и школах. В этом Управлении есть отдел кадетских, этнокультурных
и негосударственных образовательных учреждений. Частные школы нам не подчиняются,
но мы с ними тесно контактируем. Есть также Управление науки и профессионального
образования, которое занимается научным обеспечением образования. В этом Управлении
родители могут узнать, с каким именно вузом сотрудничает та или иная школа (при
том, что совмещенный экзамен, как известно, уже отменен). У нас есть отдел коррекции,
психолого-педагогического и социального сопровождения, который занимается работой
с детьми, находящимися на домашнем обучении или в коррекционных школах. Специалисты
Управления дополнительного (внешкольного) образования занимаются всей внеучебной
работой: домами детского творчества, досуговыми центрами и другими подобными
учреждениями (если, конечно, это учреждение входит именно в систему образования,
а не подчиняется, скажем, Комитету по культуре или Москомспорту). У нас также
есть центр методического обеспечения физического воспитания, который занимается
спортивной работой в образовательных учреждениях города. Должен сказать, что
занятия во всех учреждениях дополнительного образования, входящих в систему
Департамента образования, бесплатны (платны только те услуги, которые идут вне
программы). Кроме того, у нас есть отдел международных и межрегиональных связей.
Бесплатную юридическую консультацию по вопросам законодательного характера родители
могут получить как в самом Департаменте, так и в каждом из окружных управлений.
У Департамента образования Москвы есть свой сайт – www. еducom. ru. Недавно у нас появился и свой портал – www. mosedu.ru. На нем
мы планируем устраивать встречи родителей и специалистов Департамента в интерактивном
режиме.
Журнал «Няня» планирует в каждом номере проводить горячую линию с руководителями
окружных управлений образования г. Москвы. Жители столицы уже сейчас могут присылать
свои вопросы по конкретным округам на наш электронный адрес: office@nanya.ru
или на адрес редакции.
А на самые распространенные вопросы родителей вы можете получить ответы уже
сейчас.
- Каковы условия приема в школу с углубленным изучением предметов?
– При поступлении приоритетом пользуются жители близлежащих домов; те,
чьи старшие братья и сестры уже учатся в этой школе; и выпускники дошкольных
учреждений, с которыми школа заключила договор. В медицинской карте должна быть
только первая группа здоровья, потому что в таких школах увеличена нагрузка,
и сетка часов больше, чем в общеобразовательных. Детей из другого микрорайона
берут только на вакантные места.
- Скажите, с какого возраста детей берут в школу?
– В школы с углубленным изучением предметов принимают детей седьмого и
восьмого годов жизни. В обычную школу – 6 лет и шесть месяцев на момент первого
сентября. Ребенка моложе шести с половиной лет можно определить в специальное
учреждение, где другой режим – сон и динамическая пауза после второго урока,
– начальная школа–детсад или детский сад. Это установлено санитарными правилами,
которые были выпущены еще в 1999 году.
- Должен ли ребенок уметь читать, когда идет в первый класс?
- Ни читать, ни писать ребенок уметь не должен. Во время записи в школу
с ребенком просто разговаривают. У него спрашивают имя, фамилию и возраст. Могут
спросить, как зовут маму и папу, или поинтересоваться, где они работают.
? Что делать, если родители прописаны в Подмосковье, а живут и работают
в Москве?
– Есть специальное распоряжение правительства Москвы и договор с Московской
областью, согласно которому в столичные школы принимаются дети из ближайшего
Подмосковья.
- Возьмут ли в школу ребенка, если у родителей не прописка, а только временная
регистрация?
международный отдел , где вам дадут направление.
- Я не хочу отдавать своего ребенка в обычную школу. Может ли он обучаться
как-нибудь по-другому?– Есть несколько форм обучения. Например, семейная. Если вы не хотите отдавать
ребенка в массовую школу, он может обучаться дома. Для этого вам надо написать
соответствующее заявление и заключить договор со школой. Вам выдадут учебники,
которые полагаются, дадут консультации и определят, когда и в какие сроки ребенок
будет проходить аттестацию. В вашем окружном управлении образования Вам предоставят
необходимую информацию по освоению общеобразовательных программ в форме семейного
образования.
В Департаменте образования семейную форму получения образования курирует
Надежда Ивановна Круглякова (тел. 369-38-49).
- У моего ребенка нет никаких прививок. Возьмут ли его в школу?
– Для того чтобы ребенка приняли в школу, необходима медицинская карта.
А без прививок вам просто ее не дадут – ведь без прививок ваш ребенок очень
быстро заразится любым инфекционным заболеванием.
- Мы хотели бы узнать по поводу шестидневного обучения детей в школе, в
данный момент это для нас очень больной вопрос, но директор школы категорически
запретила поднимать его.
– Мы, учитывая критику со стороны родителей, заблаговременно составили
московский региональный базисный учебный план на будущий год, на основе его
каждая школа будет составлять свой план. Но у вас должен быть совет школы, и
именно он должен сейчас принять решение, по какому режиму будет работать школа.
Совет школы предполагает, что в него входит одна треть учащихся, одна треть
родителей и одна треть учителей. Если в школе нет совета, тогда это решение
принимается на родительской, учительской и учебной конференции. То есть мы даем
школе право самостоятельно решить этот вопрос.
- Нас беспокоит вопрос о нехватке учебников в школе и классах. Учителя преподают
уроки без учебников — это правомерно?
– Мы не разрешаем учителям вводить программу, которая не обеспечена учебниками.
Москва – единственный регион на всю Россию, где выделяют деньги для бесплатного
обеспечения детей учебниками, так что у нас книги по всем предметам есть! Прежде
чем печатать и закупать их, мы просим, чтобы каждая школа составила перечень
учебников, которые им необходимы, указав количество учащихся. И ни один предмет
не вводится в школе, если он не обеспечен учебником. Поэтому обратитесь к директору
школы, пусть он решит этот вопрос.
- Имеет ли право частная школа отчислить ребенка из 1-го класса за неуспеваемость,
если она его приняла?
– Нет. Ребенок до 15 лет не имеет права быть отчисленным из школы. Если
родители по каким-то причинам хотят ребенка из класса забрать, при каждом округе
есть комиссия по раннему отчислению учащихся, которая рассматривает эти ситуации.
- В последнее время в школах практикуются ремонт, изготовление стендов
и охрана школы на деньги родителей.
– Мы категорически запрещаем всякие поборы с детей и родителей. Категорически!
Даже когда какие-то родители хотят помочь школе, в этих случаях тоже есть порядок:
деньги вносятся на счет школы. Никаких наличных денег в школе не должно быть
и тем более никакой принудиловки. В последнее время обстановка неспокойная в
городе, поэтому школы пошли по пути заключения договоров с охранными фирмами,
но охрана должна вводиться только по решению родительского комитета и только
по желанию родителей.
- Могут ли ребенку ставить оценки за забытые тетради?
– Учитель не может ставить «двойки» за забытые тетради. По этому поводу
существуют методические рекомендации Министерства образования РФ. С такими вопросами
обращайтесь к специалисту
Управления дошкольного и общего среднего образования
Наталье Григорьевне Шелахиной по тел. 366-79-88.