Поиск

Логопедические мифы, в которые верят родители

10/01/2024
519

Варвара Данекина

Когда ребенку пора к логопеду? Многие родители уверены, что малыша надо вести к специалисту, если у него нечеткая речь или если речь нужно запустить в принципе. О том, как еще могут помочь логопеды-дефектологи детям, мало кто знает. В какие мифы и байки о коррекционных специалистах верят родители? Спросили логопеда-дефектолога, главного методиста логоцентров «Детская академия речи» Варвару Данекину.


№ 1. К логопеду нет смысла идти до 5 лет

Такое убеждение чревато потерей времени, что для речевого развития очень нежелательно. Игровой формат работы с малышами дает очень быстрый эффект – такой период считается максимально благоприятным и эффективным. В 5 лет и позже есть свои плюсы для педагога – ребенок более осознанно подходит к заданиям, охотнее их выполняет, появляется мотивация говорить чисто и внятно, чтобы понимали сверстники и близкие люди. Когда родители замечают, что у ребенка есть какие-либо речевые проблемы, его ведут на консультацию к логопеду. И чаще всего, ждут до 4-5 лет. Но очевидные признаки того, что все не гладко, могут проявиться гораздо раньше. Закрывать на это глаза не нужно и ждать, пока ребенок заговорит сам позже сверстников – тоже. В компетенции логопеда не только запуск речи, но также обогащение словарного запаса, развитие понимания речи, лексика и грамматика и т.д. Бывают даже случаи, когда логопед учит малыша правильно жевать и глотать пищу (если у ребенка инфантильный тип глотания).

На что важно обратить внимание родителю, чтобы вовремя обратиться за помощью?

  • если ребенку почти 2 года, а он не говорит или говорит как годовалый малыш, а также не понимает просьбы в свой адрес;

  • при скудном словарном запасе. в 2 года - не больше 25 слов, в 3 года – не больше 200.

Консультация у логопеда обязательна, если малыш совершенно не говорит в 2,5 года, произносит неправильно большинство звуков в 3-4 года, путает если: малыш в 2,5 года молчит, в 3-4 речь сильно смазанная, он путает слова, меняет слоги местами, во рту “каша” и его не понимают.


№ 2. Ребенок так или иначе заговорит - не нужно всех подводить к каким-то нормам

Родители не торопят время и не ускоряют процесс, так как убеждены – рано или поздно ребенок заговорит так, что не остановишь: он отлично развивается и никаких отклонений врачи не обнаружили. А пока можно умиляться детскому лепету и смешным словам. Если малыш в годик говорит забавные «бобо» или «биби», это нормально, но после года речь должна становиться богаче, а сами взрослые должны убирать из речи сюсюканье и искажение слов – ребенку важно правильно понимать артикуляцию. Чем старше он будет становиться, тем больше в обиходе простых фраз. В три года – речь с большим количество вопросов, выразительным общением, пусть даже и немного смазанная. Когда этого нет, ждать что через пару месяцев ребенок идеально заговорит не нужно: задержка речи уже есть, и чем раньше коррекционный специалист начнет работу, тем быстрее будет результат.


№ 3. Детский садик простимулирует разговорную речь

Отчасти это правда, так как малыш оказывается в другой среде, много и часто общается с новым окружением. Это своеобразный толчок в развитии и речи. Но только лишь в том случае, если он пришел в садик уже говорящим. Абсолютно все дети сталкиваются с периодом адаптации и у многих он проходит бурно и эмоционально. Молчуны или ребята, которые говорят плохо, такой стресс проживают иначе: замыкаются, меньше контактируют с окружающими, глубоко переживают. В случае задержки речевого развития, такое психологическое состояние может повлиять на внимание, мышление и в целом на процесс обучения в будущем.

Перед детским садом очень важно посетить логопеда. На консультации родители получат все рекомендации, если требуется коррекция или поймут, что поводов для переживаний нет.


№ 4. Хороший логопед справится с постановкой звука за 1-2 урока

Бывают случаи, что ребенку достаточно 1 занятия и звук “на месте”. Но это случается редко, к тому же для того, чтобы не просто изолированно поставить звук, но и автоматизировать его в повседневной речи одного дня точно недостаточно. Нет четких временных рамок. Играет роль не только опыт и квалификация логопеда, но также индивидуальные черты ребенка, характер, скорость усвоения материала, артикуляционный аппарат. Если в процесс активно вовлечены родители, это тоже играет огромную роль. Не нужно торопить время, если важно, чтобы ребенок говорил правильно и четко – результат от коррекционных занятий будет обязательно.


№ 5. Одна девочка (мой внук, ты в детстве) не говорил до 3 лет, а потом…

А дальше подобные фразы, которые можно услышать от бабушек или активных мамочек на форумах, как правило заканчиваются: заговорил целыми предложениями, стихами, сложными красивыми фразами и т.д. Мы (логопеды) точно знаем, что если такие случаи и бывают, то очень и очень редко. К тому же, бабушки склонны преувеличивать – представления о речевом развитии у всех разные, для кого-то и детский лепет будет являться хорошей речью. Если ребенок не говорит в 2 или 3 года, родители все равно обратятся к логопедам в 4, 5 лет или перед школой. Что увидит специалист? У малыша каша во рту, нарушены 11 звуков, на постановку и автоматизацию времени почти нет, потому что скоро в школу. К тому же, звуки – это лишь часть проблемы, как правило, речевые нарушения сопровождаются другими дефицитами, которые тоже нужно восполнить в максимально короткий срок.

Есть еще один важный момент. В 70-80 годы речевая патология и тяжелые нарушения, например, алалия, встречались очень редко. Логопеды буквально съезжались из разных точек страны, чтобы посмотреть на редкий случай подобного заболевания. Сейчас сенсорно-моторная алалия диагностируется у каждого 2-3 ребенка. Это тяжелое речевое нарушение, которое в случае игнорирования может привести к инвалидности. А если взять дизартрию (самое легкое нарушение в логопедической практике), то она встречается буквально через одного: это мышечное нарушение, которое влияет на звукопроизношение и членораздельную речь.

Так что, возможно, папа мальчика или соседская девочка не говорили до трех лет, это не повод проводить опыты на собственном ребенке. Гораздо проще, задуматься о профилактических мероприятиях, посоветоваться с коррекционным специалистом и подойти к вопросу осознанно.


№ 6. Мальчики начинают говорить позднее

Может быть, и есть некоторые различия в физическом развитии, но скорость запуска речи по гендерному признаку точно не вычисляется. Считается, что мальчики более эмоциональны, подвержены стрессовым ситуациям, нервная система тоже слабее. Но развиваются все одинаково и никаких отдельных норм для девочек и мальчиков не существует. Слушать байки про то, что мальчики все начинают делать позже – это терять драгоценное время, которое можно потратить на гармоничное развитие и формирование правильной речи.


№ 7. Чтобы улучшить речь, нужно подрезать уздечку

Еще одно заблуждение родителей, которым кто-то сказал, что в случае подрезания уздечки, и «с» и другие звуки сразу встанут на место. Подъязычную связку (уздечку) иногда нужно подсекать, если, например, язык плохо дотягивается до верхнего неба,, при формировании правильного прикуса или при слабовыраженном кончике языка. Но принимать такое взвешенное решение должен стоматолог-ортодонт. На практике, в большинстве случаев, уздечка всегда растягивается с помощью артикуляционных упражнений и специального логопедического массажа.

Конечно, есть дети, которым логопед не нужен. Их речь развивается отлично, становится богаче с возрастом, улучшается произношение, фразы с годами - более правильные и сложные. Но проблема в том, что родители без определенных навыков сами определить это не смогут. Консультация у логопеда не занимает много времени, зато проясняет многие вопросы. Специалисты рекомендуют каждый год до школы проходить диагностику, чтобы исключить задержку речевого развития и не допустить различных сложностей в обучении и общении ребенка со сверстниками и педагогами.



Чем поить кроху летом?Читать статью
В далекие края…Читать статью
Вопрос педиатруЧитать статью
Как выбрать серьги-гвоздики и как правильно их носитьЧитать статью
Летние супы – свежие идеи!Читать статью
Сочная радостьЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.