Поиск

Не спешите ругать «лентяя». Дислексия: как научить ребенка читать с удовольствием

13/04/2023
368
Варвара Данекина

Нарушения речи в дошкольном возрасте нередко приводят к трудностям в учебном процессе. И, чаще всего, речь идет о дислексии, когда страдают навыки чтения и письма. Частичная неспособность легко их освоить связана с нарушениями функций или недоразвитием некоторых участков головного мозга. Совершенно неправильно считать ребенка невнимательным или списывать все на лень, заставляя трудиться сильнее. Попросили рассказать учитель-логопеда, клинического психолога, руководителя методического отдела сети логопедических центров «Детская академия речи» Варвару Данекину, как помочь малышу с дислексией и при этом сохранять уверенность и спокойствие.


Что такое дислексия?

Дислексия — это нарушение речи, когда ребенок (а в случае отсутствия коррекционных занятий и взрослый) постоянно допускает ошибки во время чтения. Одна из главных причин - не сформированные психические процессы, которые важны для запуска правильного процесса чтения. У ребенка-дислексика также встречаются и другие сложности: например, с ориентацией в пространстве, времени, с вниманием и координацией. Конечно, до определенного возраста отзеркаливание букв и нелепые ошибки считаются вариантом нормы. Но если малыш становится старше, занимается, а ситуация не улучшается, значит, дело вовсе не в его способностях и навыках.

Как распознать дислексию? На что обратить внимание родителю?

Прежде всего, не ставить раньше времени никаких «диагнозов». О том, что у ребенка дислексия точно можно сказать только к окончанию первого класса. Но определенные сигналы, конечно, должны насторожить родителей гораздо раньше.

  1. Большую роль в развитии и формировании мозга играет ползание. Если малыш его пропустил, сразу стал вставать и пошел, это в будущем может отразиться на чтении и письме.

  2. Задержка речи, нарушение произношения и постановка звуков со значительным опозданием.

  3. Трудности с произвольной регуляцией: в основном страдает усидчивость, внимательность и умение следовать инструкции или правилам игры.

  4. Страдает зрительно-пространственная ориентация. Например, ребенок не различает право и лево, плохо понимает игры наподобие тетриса или лего.

  5. Также причиной дислексии может стать нарушение крупной и мелкой моторики.

  6. Дислексик-первоклассник с большим трудом запоминает и подбирает в словах правильную букву, может не узнавать даже знакомые слова.

  7. В то время как сверстники неплохо читают, ребенок с дислексией переставляет слоги в словах, «теряет» окончания и строчки, пропускает слова и не может пересказать простой сюжет.


Помощь ребенку

Первая и главная рекомендация: если родитель или учитель в школе заподозрил дислексию - нужно пройти диагностику у логопеда. Это очень важно!

После обследования, логопед может порекомендовать дополнительные консультации у невролога и нейропсихолога. Если невролог со своей стороны не обнаружит никаких нарушений, с ребенком будут заниматься логопед и нейропсихолог, что позволит с помощью специальных методик успешно скорректировать все нарушения.

Родителям, важно постараться понять, что у ребенка другое мышление, не ругать, когда возникают сложности при чтении или письме, и тем более не думать, что он специально «дурачится». Ему и правда трудно понимать текст и соединять буквы в слоги. Ребенку необходима коррекция, чтобы выстроить недостающие связи в мозге. Поэтому важно вовремя проконсультироваться с логопедом и нейропсихологом, чтобы начать занятия и облегчить ребенку учебу и жизнь.

Что нужно делать дома?

  • Первое и самое важное – развивать его речь и постоянно совершенствовать словарный запас. Кроме чтения, это могут быть спектакли, фильмы - как художественные, так и документальные.

  • Подвижные игры должны быть обязательно: на развитие внимания, баланса, ловкости, координации. Прекрасно подойдут для дома и улицы различные стоп-игры на своевременную реакцию и планирование.

  • Ребенка нужно учить стихам, пословицам, поговоркам. Заданные ритмы очень хорошо влияют на работу мозга.

  • Развитию мелкой моторики нужно уделять повышенное внимание. Самое простое - лепка, выкладывание букв или картинок из счетных палочек.

  • Лучше, если кто-то из взрослых будет читать ребенку. По крайней мере до тех пор, пока занимающийся с ним специалист не даст нужные рекомендации по текстам и количеству времени. Чем больше взрослый читает дислексику, тем меньше будет развиваться фобия чтения, малыш лучше поймет текст и расширит свой словарный запас.

  • Прочитанное нужно обязательно обсуждать, спрашивать про непонятные слова. Так ребенок научится делать выводы, понимать прочитанное и устанавливать связи и логические цепочки.



Секреты семейного счастьяЧитать статью
Так есть ли боль в родах?Читать статью
Море зовет!Читать статью
Подберите психолога, который вас пойметЧитать статью
Сливки вместо водыЧитать статью
Самооценка у ребенка: как сформировать позитивное восприятие себяЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.