Поиск

Отпусти меня

10/07/2024
321

Трудно сказать, у кого период адаптации в детском саду и школе проходит сложнее: у ребенка или его родителей. В поддержке нуждаются все участники эпопеи!


Ничего не знаю

Представь, что завтра тебе выходить на новую работу, подробности которой никто не раскрывает. Н ее по себе, да? Для ребенка «детский сад» тоже абстрактное понятие, и важно рассказать ему о нем что-то хорошее. Но не перегибай палку, иначе ожидающее как минимум Диснейленд чадо будет разочаровано. Поиграйте в детский сад с принцессами и «Щенячьем патрулем», пройдите мимо, пока младшая группа гуляет на участке, почитайте, как в книжке мальчики и девочки готовятся к утренникам.


Важно

В среднем адаптация к детскому саду длится 1-2 месяца. Если она затянулась и ребенок много плачет, надо искать причину.


Где мама?

То, что человек психологически созрел для детского сада, можно определить по таким признакам: он стремится к общению с детьми, умеет самостоятельно есть ложкой и одеваться, просится на горшок, может изъясняться – и окружающие его понимают.

Если в списке есть прочерки, ребенок, вполне вероятно, будет страдать, в том числе физически. Обычно адаптационные «недомогания» можно вычислить по времени: живот-голова-ножки начинают болеть накануне понедельника.

Важен твой настрой: когда мама втайне против идеи сада, ребенок что чувствует. Если ваше расставание идет тяжело, попробуйте устроить семейную логистику так, чтобы в сад ребенка водили папа или бабушка. Обязательно надо говорить малышу, когда за ним придут. И сдерживать обещание!


Спать хочу…

Согласно возрастным нормам ребенку от 3 до 7 лет нужно спать 12 часов в сутки, из которых ночной сон приходится 10. Простые подсчеты подсказывают, что для подъема в 7 нужно ложиться не позже 9. Можно сдвинуть график, пожертвовать завтраком в саду и готовить его дома.

Иногда проблемы вызывает и дневной сон. Ребенок чувствует себя комфортнее, если вы вместе выбрали пижаму для сада и игрушку, которую он возьмет с собой. Если он не хочет спать днем и дома, и в саду, надо поговорить с воспитателями. Может быть, ему разрешат во время тихого часа спокойно посидеть в группе или послушать сказку в наушниках.


А есть не хочу!

Дети отказываются от еды в саду по многим причинам. Это может быть стресс от адаптации, отсутствие привычки есть самому, невкусные или непривычные блюда.

В отличие от садов нашего детства сейчас воспитатели не заталкивают через силу кашу с комками и молоко с пенкой, но робкому малышу даже «Ешь быстро», сказанное чужим взрослым, покажется принуждением. Скажи педагогу, что разрешаешь ребенку не пробовать то, что ему не нравится, и не будешь предъявлять претензии, что он весь день голодный.

Можно заранее начать готовить блюда «как в садике» дома, узнав у поваров типичные позиции в меню, либо кормить завтраками дома, а вечером приносить с собой йогурт и банан, чтобы съесть их по пути домой.


Чур, я вода!

Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, и этим надо вовсю пользоваться. Игры помогают процессу адаптации.

Сюжетно-ролевые

«Дочки-матери», «Больница», «Строим дом», «Детский сад», «Зоопарк», «Библиотека», «Магазин».

В процессе игры у ребенка развиваются коммуникативные и речевые навыки, мышление, фантазия.

Подвижные

«Салки», «Замри-отомри», игры с мячом и скакалкой

Если малыша постоянно вовлекать в такие забавы на площадке, то ему потом будет легче влиться в детсадовский коллектив.

Подражательные

«Давай вместе попрыгаем, как зайчик»/»Походим, как медведь»

Важно научить ребенка повторять действия за тобой. Это пригодится ему на физкультурных, музыкальных и игровых занятиях в саду.


Покажем класс

Если детский сад – все же вопрос выбора, то школа – этап обязательный, так что этой адаптации не избежать никому. Нынешним первоклассникам и их родителям будет тяжелее, чем обычно: в сентябре ребенок попадет в социум. В нормальных условиях она занимала четыре месяца, и к Новому году все успешно разделывались с трудностями. Какие моменты усложняют адаптацию?


Ты только не волнуйся

В первую очередь именно родителям сейчас важно признать новую реальность и не игнорировать свою внутреннюю сирену. А если не получается справиться с ней самой, сходите на несколько приемов к психологу, чтобы не транслировать свой страх ребенку.


Во всем новом

Дети, ходившие в сад и на подготовку к школе, более или менее понимают, где находятся. А вот тем, кто до семи лет сидел дома с мамой или бабушкой, придется непросто. В этом случае хорошо предварительно провести экскурсию по школе – она обычно открывается в последних числах августа. Сходите туда вместе, пройдитесь по коридорам. Покажи будущему первоклашке, где находится столовая, спортивный зал, туалет (это важно!) и учебный класс.

Если ребенок не ходил на подготовку, найдите способ заранее познакомить его поближе с учительницей. Хорошо, если она разрешит сесть за парту, которая ему понравится. При прочих равных лучше выбрать школу в пешей доступности от дома, чтобы не отрываться от привычной обстановки и не тратить силы и нервы на дорогу. Последнюю желательно изучить заранее: пройти по ней несколько раз, обращая внимание на переходы, светофоры, указатели.

В большинстве своем дети, как правило, хотят учиться, это «зашито» глубоко эволюционно. Если ребенок вдруг начал сопротивляться и отказывается идти в школу, значит, так что-то не так, надо разбираться. Доверяй ему!


Кругом люди

С одной стороны, школа напоминает сад: есть главный взрослый, ровесники, задания. С другой – на первый план выходит учебная составляющая. Кроме того, семилетки оценивают друг друга иначе, чем трехлетки, они не готовы дружить с каждым, кто оказался рядом и принес коллекцию наклеек.

Помогите ребенку выстроить отношения и с педагогом, и с детьми. Например, постарайся хотя бы первый месяц встречать его после школы сама, не привлекая няню или бабушку. В это время можно наладить отношения с симпатичными тебе родителями и заодно подружить ваших детей. На глазах у новообращенного школьника разговаривайте с учительницей, не бойтесь ей надоесть. Ребенок должен видеть, что мама доверяет этому человеку. Если ваш учитель – тот, про кото говорят «сильный педагог», стоит внимательнее расспрашивать своего первоклассника о школьных буднях. Часто эти регалии означают, что учитель умеет держать класс в ежовых рукавицах, действует жестоко и авторитарно и не слишком готов учитывать особенности детской психологии и возрастного развития.


Сиди и не двигайся!

У многих современных первоклассников врачи диагностируют СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). В нем нет ничего страшного, со временем ребенок, что называется, перерастает. Но сидение на месте в течение 40 минут дается таким детям очень тяжело. Неслучайно в хороших школах разрешают во время урока перемещаться по классу, а учитель делает игровые перерывы, дает возможность общаться.

Если в вашей школе другие правила, постарайтесь обеспечить ребенку максимум движения после урока. Лучшая профилактика близорукости и сколиоза – подвижные игры, бег, прыжки, лазанье, салки, скакалка, катание на велосипеде. Физическое развитие тянет за собой развитие интеллекта. А еще дети, которым позволяют активно и много двигаться, легче проходят адаптацию и у них лучше развиты социальные навыки.


Перезагрузка

Не стоит стремиться дать ребенку все и сразу, разнообразив его досуг дополнительными заданиями и репетиторами. В первом учебном году прежде всего надо стать самостоятельным, научиться дружить, освоить школьные правила – начать новую жизнь. Оптимальная нагрузка для семилетки – три урока в день и одна секция на выбор. Желательно, чтобы дополнительные занятия проходили прямо в школе и подразумевали физическую активность: танцы, гимнастика, боевые искусства. Первоклашкам не задают уроки на дом – и вовсе не для того, чтобы мама дома закрепляла учебные навыки. Лучше потратить время на общение, разговоры о том, как прошел день.

Фото: Freepik

Меню крохи после полугодаЧитать статью
Всегда оставайтесь красивымиЧитать статью
Укрепляем иммунитетЧитать статью
Лекарства для… здоровыхЧитать статью
Может ли дебетовая карта уйти в минусЧитать статью
Брекеты и возраст: когда не поздно заняться красотой своей улыбкиЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.