Поиск

Почему детям так важно плакать и каким образом слезы спасают ребенка от агрессии?

10/03/2025
Юлия Варлакова
23

Однажды папа с Мишей уехали на тренировку, а мама с Олей решили сходить в парк. Девочка собирала игрушки и несколько раз перетрясла содержимое своего рюкзачка — никак не могла решить, что лучше взять с собой. В это время погода испортилась, небо затянули тучи, а вскоре послышался гром.

— О, родная, придется отменить прогулку, — сказала мама.

— Как? Нет! Нет! Я не успела собрать игрушки! Я хочу гулять, пошли! — закричала Оля. Мама сказала о предстоящем дожде и грозе, о невозможности идти на улицу, но Оля никак не могла смириться с этим и продолжала кричать, настаивать на прогулке и плакать. Она тянула маму за руку, злилась и даже отшвырнула свой рюкзак с игрушками в сторону. Мама оставалась рядом с дочкой, сочувствуя сорванным планам, но через какое-то время Оля села на пол, опустила голову и заплакала еще громче:

— Дурацкий дождь! Мы никогда не сможем пойти на прогулку. Никогда-а-а!

Теперь она выглядела не злой и разгневанной, а поникшей и разочарованной. Мама села рядом и обняла Олю, а та продолжала горько плакать. Казалось, что слез и переживаний у Оли гораздо больше, чем заслуживал повод для расстройства. Но мама знала, почему дочка плачет так горько, и терпеливо оставалась рядом, давая ей выплакаться.

Некоторые родители считают, что детских огорчений и слез лучше избегать и не допускать их. Кто-то считает их проявлением слабости, другие называют это нытьем, кому-то кажется, что горько плачущему ребенку очень плохо, и хочется помочь, а кто-то просто не знает, что же делать, когда ребенок плачет. Поэтому в нашем обществе выработался целый арсенал способов, которые помогают или совсем предотвратить слезы, или как можно скорее их прекратить.

  • Отвлечь, переключить внимание ребенка на другое.

  • Избегать ситуаций, когда ребенок может расстроиться.

  • Пресекать словами: «Ты же мальчик, будь стойким», «Ты же девочка, сейчас расплачешься и будешь некрасивой», «Хватит ныть», «Ты сам виноват, нечего теперь реветь».

  • Уговаривать не расстраиваться: «Оно того не стоит, не надо плакать, зря ты переживаешь, это такая ерунда».

Или вот еще одно частое переживание родителей: «Как он будет справляться с жизненными сложностями, если чуть что — сразу в слезы?» Но детские слезы — это не то, от чего нужно бежать. Это то, к чему взрослым нужно развернуться лицом. Детские слезы не усиливают боль — они появляются, когда уже больно, и в итоге приносят облегчение, избавляют от страдания и помогают принять то, чего не изменить. В своей жизни ребенок постоянно сталкивается с тем, как что-то идет не так. Друг не пригласил на день рождения, лопнул шарик, упала башня из кубиков, не разрешили съесть очередную конфету… Для ребенка любой из таких поводов может оказаться серьезным. А потом он пойдет в детский сад или школу, будет общаться с другими детьми — там он не сможет всегда быть первым, лучшим, многое будет вне его контроля, пойдет не так, как хотелось бы. А когда он вырастет, жизнь столкнет его с еще большими переживаниями и потерями.

Может быть, это вас удивит, но именно слезы способствуют развитию той жизнестойкости, которая в будущем поможет ребенку справляться с жизненными сложностями. Существует очень много ситуаций, где ничего невозможно изменить. И тогда трансформация должна происходить внутри. То, что мы не можем изменить, должно изменять нас.

Современные исследования доказывают, что дошкольники должны плакать довольно много. Человек обретает жизнестойкость не от избегания встречи с тем, чего не изменить, а благодаря возможности горевать и плакать слезами тщетности, испытывать грусть. Именно это приводит в точку покоя и помогает адаптации.

Слезы нужны как раз для того, чтобы адаптация к тому, что от нас не зависит, стала возможной. Они залог будущей жизненной гибкости, способности учиться на своих ошибках, справляться со многими ситуациями в жизни и восстанавливаться после стресса.

Но не любые слезы приводят к адаптации. Есть много разных слез — от радости, злости, фрустрации, или даже те, что появляются, когда мы режем горький лук. А есть слезы, которые мы называем слезами тщетности.

Что же это такое? Когда ребенок сталкивается с тем, чего нельзя изменить, со стеной тщетности, определенные части мозга посылают сигналы к слезным железам, и на глазах выступают слезы. От энергии, которая была направлена на попытки изменить ситуацию, добиться своего, ребенок переходит в состояние расслабленности. Он будет продолжать плакать, но энергия его слез изменится — это будет больше похоже на горевание, разочарование, оплакивание невозможности ничего изменить. Даже тон плача от более высоких, злых и требовательных ноток перейдет к более глубоким и низким звукам. Напряженное тело уже не рвется к изменениям, ребенок может сесть или лечь, плечи отпускаются, он как будто смиряется с невозможностью изменений. Иногда слезы тщетности сопровождаются фразами: «Я никогда не смогу», «Это невозможно». Слезы тщетности похожи на драму, на горькое смирение. Иногда родители беспокоятся, что фразы ребенка о том, что он больше никогда не сможет что-то сделать, являются признаком потери веры в себя. Но это далеко не всегда так. Слезы тщетности в итоге приносят облегчение, иногда полное, а иногда временное — некоторые ситуации мы проживаем несколько раз, маленькими шагами. Слезы помогают достичь точки внутреннего покоя. Таким образом, постепенно дети отпускают то, чего не изменить, развивая психологическую устойчивость.

Кроме того, слезы тщетности напрямую связаны с детской агрессией. Свое начало агрессивное поведение берет в эмоции фрустрации, которая появляется, когда что-то идет не так, расстраиваются планы, не оправдываются ожидания, какие-то потребности ребенка оказываются неудовлетворенными. И тогда эмоция фрустрации, как и любая другая, стремится к выражению. На схеме показано, какие выходы есть у фрустрации и как она переходит в атаку.

круг.jpg

Что мы видим? Сначала энергия фрустрации направляется в сторону изменений. Дети могут кричать, требовать, настаивать, упрашивать, что-то делать и пытаться изменить ситуацию. Когда изменения невозможны, следующим выходом для фрустрации будут грусть и слезы. Если и этого не случилось, то дальше фрустрация будет выражена через агрессивный всплеск. Это может быть физическая и словесная агрессия, удары, плевки, кусание, обзывания, а у более старших детей — молчание, игнорирование, бойкоты. Возможна и аутоагрессия — физическое или словесное нападение на самого себя, если вовне выражать свои эмоции небезопасно. Выход эмоций в виде атакующего всплеска может не случиться, если ребенок способен к смешанным чувствам: «Я сейчас в ярости, но не буду бить, девочке будет больно». Также это может происходить на уровне эмоций, когда порыв атаковать уравновешивается бессознательной тревогой о последствиях или неравнодушием и заботой. Но, как вы уже знаете из предыдущих разделов, дети до пяти- семи лет не обладают этой способностью из-за незрелости мозга. Поэтому дети на детских площадках и во время прогулок могут очень быстро переходить к агрессивной атаке: кричать и обзывать друг друга, стучать по голове лопатками, выхватывать игрушки, толкаться, драться, сопротивляться и спорить друг с другом или со взрослым. Не потому что их не научили хорошо себя вести, а потому что во взаимодействии с ровесниками они быстро переполняются фрустрацией. Это происходит из-за их природной незрелости и неспособности учитывать одновременно и себя и другого, а также из-за того, что у них еще не развита способность к интеграции и смешанным чувствам. Агрессия — это не то, что они делают специально, а то, что с ними случается и с чем они сами не справляются. Поэтому способность грустить и плакать слезами тщетности вместе с возможностью обратиться за поддержкой к взрослому важна в том числе и для снижения агрессивных вспышек между детьми в их повседневном взаимодействии.

Хотя маленькие дети плачут именно внешними, мокрыми слезами, слезы тщетности могут быть и внутренними, особенно у более старших детей и взрослых. Это тихие слезы, которых не видно. Это процесс разочарования, горевания, внутреннее движение к грусти.

Удивительно еще и то, что, когда ребенок оплакивает что-то одно, в движение приходят и те его эмоции и чувства, которые остались невыраженными раньше, в других ситуациях. Все то, что накопилось, а в особенности токсичная фрустрация (та, которая «застревает» и не выражается должным образом). Поэтому не бывает неподходящих или незначительных поводов для слез. Ребенок может плакать о невозможности пойти гулять или об улетевшем шарике, а на самом деле он в это время будет оплакивать гораздо более серьезные и болезненные поводы, к которым прикасаться напрямую было тяжело. Мало того, иногда психика ребенка как будто специально ищет повод поплакать. Расскажу вам свой пример.

Однажды мой трехлетний сын пытался вырезать из бумаги поделки, но справиться с ножницами было не так уж и легко. Он пробовал, у него не получалось, и он был переполнен фрустрацией. Сын пошел ко мне попросить помощи и по пути уронил ножницы. Это было последней каплей, и он взорвался злостью, раздражением, слезами и отчаянием. Я посочувствовала ему, подняла упавшие ножницы и дала сыну. Но он тут же бросил их на пол. На мое предложение поднять их и попробовать вырезать поделку вместе он только расплакался еще громче. Казалось бы, просто наклонись и подними ножницы, но он явно хотел не этого: «Мне не нужны ножницы, я просто хочу пла-а-а-акать! Дай мне поплакать». Мы долго сидели с ним рядом, я гладила его по спине, он плакал, говорил, что больше никогда не будет мастерить поделки, снова плакал… Это были те самые слезы тщетности, когда энергия уже не направлена на попытку что-то изменить, а ребенок испытывает разочарование, грусть, печаль. Через некоторое время плач стал затихать. Вдруг его лицо озарилось новой идеей — и через минуту он побежал искать пластилин.

В этом примере энергия фрустрации нашла свой выход через грусть, горевание и слезы. Ребенок дошел до точки покоя и вернулся к нормальному самочувствию, когда эти слезы были выплаканы. На момент написания книги моему младшему сыну семь лет, и я вижу, как его способность к адаптации продолжает развиваться дальше. Сейчас многие поводы, которые в три-четыре года провоцировали бурные слезы, могут вызвать лишь внутренний вздох. Но более серьезные вещи у него все так же вызывают слезы, которые в итоге приводят к облегчению. Во взрослой жизни нам всем важно не потерять эту способность грустить и плакать — это помогает нам быть более жизнестойкими, гибкими и менее подверженными последствиям стресса.

Детям, в отличие от взрослых, сложно доходить именно до слез тщетности в одиночестве. Они нуждаются в нашем заботливом присутствии. Им важно плакать рядом с близкими взрослыми, которые выдержат бурю детских эмоций, предложат теплое пространство для слез, сочувствие, понимание и утешение. Так, постепенно, дети чувствуют, что все можно пережить, их эмоции выражаются естественным образом, слезы смягчают психологические защиты, и развитие ребенка идет нужным образом. Постепенно ребенок будет все больше способен к внутренней саморегуляции — благодаря тому что сначала рядом с ним находится взрослый, который не просто не пресекает его слезы, грусть и печаль, а приглашает их проявиться.


Что важно запомнить

Для развития психологической устойчивости, способности адаптироваться к тому, чего не изменить, и восстановления после стрессов детям нужна возможность плакать слезами, которые мы называем «слезы тщетности». Им важно плакать рядом с близкими взрослыми, которые могут выдержать бурю детских эмоций, предложить теплое пространство для слез, сочувствие, понимание и утешение. Задача взрослых — не избегать слез тщетности, а приглашать их в жизнь ребенка, создавая атмосферу, в которой он сможет плакать тогда, когда в этом нуждается.

Фото: Freepik

То самое кольцо для помолвкиЧитать статью
Быстрое преображениеЧитать статью
Как помочь ребенку заговорить: советы логопеда для родителейЧитать статью
Калькулятор фертильностиЧитать статью
Праздник для мамыЧитать статью
Эндоскопическая диагностикаЧитать статью

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.