«Раньше было лучше» — ностальгирует не только старшее поколение, но и молодежь. Мол, раньше и семьи были крепче, и родителей дети слушались беспрекословно, и помогали с ранних лет, не капризничая и не споря. Но действительно ли раньше было лучше, а дети больше уважали старших? Можем ли что-то перенять у старшего поколения? Обсудили с Кариной Рихтере, психологом с многолетним стажем, экспертом по детско-родительским отношениям и мамой пятерых детей-погодок.
Все лучшее — детям?
Еще 100 лет назад семья, в которой воспитывалось пятеро детей, даже не считалась многодетной. Такое количество детей было обычным и нормальным, особенно в деревнях. И этому есть несколько объяснений:
- Отсутствие контрацепции. Планировать количество детей в семье раньше было очень сложно, потому что невозможно было предсказать, когда наступит беременность. Прерванный половой акт или календарный метод дают слишком много ошибок, чтобы считать их нормальными методами контрацепции.
- Высокая смертность. До открытия антибиотиков и серьезного развития медицины умирал 2 из 5 ребенка до 5 лет. Родители не знали, выживет ли первенец, поэтому старались делать «запас» и рожали как можно больше детей. Тем самым родители повышали вероятность того, что кто-то из них выживет.
- Тяжелый физический труд. До индустриализации семьям приходилось много и тяжело и работать. Чем больше семья, тем больше рабочих рук. Чем больше рабочих рук, тем больше доход семьи.
Эти факторы влияли и на подходы к воспитанию детей.
Как воспитывали раньше
Многих современных родителей старые методы воспитания приводят в ужас. А если почитать мемуары русских и зарубежных классиков, то можно увидеть, что они не нравились и самим детям. В чем секрет?
Во-первых, до развития гуманистической педагогики и психологии дети считались менее ценными, чем взрослые. Во-вторых, высокая детская смертность, большое количество детей, постоянные беременности и тяжелый физический труд приводили к тому, что родители не привязывались к детям.
Какие методы использовали раньше?
- Необсуждаемый авторитет взрослого. Родители решали, кем ребенок станет, когда вырастет, на ком женится или за кого выйдет замуж, где будет жить и так далее. Ослушаться воли родителей было невозможно.
- Физические наказания. Родители не очень интересовались чувствами конкретного ребенка, поэтому любое непослушание приводило к физическим наказаниям. Шлепок по попе и подзатыльник вообще не считались физическим воздействием.
- Тяжелый труд с ранних лет. Как только ребенок мог помогать по дому или хозяйству, он мог это делать. С 8–10 лет дети уже работали наравне со взрослыми. Никаких поблажек и скидок на возраст. Мальчики помогали в поле и на другой работе. Девочки делали работу по дому и следили за младшими.
- Отсутствие личного пространства. Редкая семья раньше имела достаточное количество ресурсов, чтобы у детей были отдельные комнаты и даже личные кровати. Вещи переходили от старших к младшим и были, по сути, общественными.
- Неуверенность в завтрашнем дне. Ребенок не знал, будет ли завтра у родителей работа, а него еда, выживет ли он сам, его братья и сестры, мама и папа. Долгосрочное планирование было невозможно, т. к. никто не знал, что будет через неделю.
- Отстраненность взрослых. Физически сложно быть включенным в жизнь детей, когда их семеро по лавкам, а ты каждый день придумываешь, чем их накормить и во что одеть. Дети часто были предоставлены сами себе, их чувствами никто не интересовался, а обучение и развитие происходило в свободное от работы время.
Беззаботным детство было только у средних и высших сословий, но и в таких семьях использовали физические наказания, а мама и папа редко были на 100% включены в жизнь ребенка. Кроме того, авторитет взрослых держался на принуждении и страхе перед наказанием. Можно ли в таком случае сказать, что раньше его было больше?
Чему мы можем научиться у родителей прошлых поколений?
Несмотря на то что многие методы воспитания кажутся нам морально устаревшими и неприемлемыми в современных реалиях, некоторые из них мы можем взять на вооружение и сегодня. С некоторыми оговорками, естественно.
- Последнее слово всегда остается за родителем. Да, дети могут высказывать мнения и пожелания, но принятие решений всегда остается за родителями. Именно вам нести ответственность за эти решения. Если вопрос не касается безопасности или не принципиален, разрешите ребенку решать самому.
- Приучение к труду. Нам кажется, что чем позже ребенок начнет помогать по дому, тем лучше. Но это не так. Домашние обязанности помогают детям почувствовать причастность к семейным делам. Главное, чтобы эти дела были ребенку по силам и ему хватало времени на их выполнение.
- Передача традиций и семейных историй. Наши предки передавали свои знания из поколения в поколение. Это не было специальным обучением. Просто на семейных праздниках и посиделках детям рассказывали об истории их семьи и передавали традиции и ценности. Понимание своих корней помогает ребенку найти себя и свое место в жизни.
- Обучение через практику. Раньше дети сидели за партой только зимой, когда не были заняты в поле. Сегодня 90% знаний мы получаем в виде теории и часто не знаем, как применять их на практике. А вместе с тем, любой предмет, который мы изучаем в школе или детском саду, имеет практическое применение. Постарайтесь вместе с детьми найти их. Это могут быть проекты по выращиванию зелени на подоконнике или запуск воздушного змея. Так вы не только мотивируете ребенка узнавать новое, но и научите его пользоваться этими знаниями.
- Много физической активности. Еще в нашем детстве все свободное время мы проводили на улице: играли с друзьями, катались на горках или катке. Что уж говорить о более старших поколениях, когда улица по факту была единственным развлечением? Сегодня можно так же собирать детей со всего двора и играть с ними в игры нашего детства. Заодно это поможет лучше узнать соседей и проводить больше времени с детьми.
- Чуть меньше контроля. Мы считаем, что нашим бабушкам и дедушкам не грозило столько опасностей, поэтому за ними и не нужно было следить. С одной стороны, это действительно так. Но с другой, многим из них приходилось топить печку, греть суп на газу и добираться домой из школы общественным транспортом. Именно поэтому они были такими самостоятельными. Попробуйте дать и своим детям чуть больше свободы: разрешить им самим ходить домой из школы, гулять с друзьями или сходить в магазин за молоком. Это покажет, что вы доверяете им и уверены в их силах.
Раньше не было лучше или хуже. Раньше было по-другому, поэтому нет смысла ностальгировать по тем временам и искать родительский авторитет теми же способами. Ищите свой путь, опираясь на лучшие традиции и возможности прошлого.