Поиск

Раннее развитие: 10 принципов Марии Монтессори

22/11/2013
БОЛЬШАКОВА Елена
742

 

1. Свобода выбора. Дайте ребенку право и возможность самостоятельно выбирать тот вид игры и деятельности, который нравится именно ему, а не только вам. Это поможет малышу научиться прислушиваться к самому себе, разбираться в своих желаниях и потребностях. А умение делать выбор, менять сферу деятельности, проявлять инициативу и ответственность обязательно пригодится в школе, а затем и во взрослой жизни.


2. Развивающая среда.
Игрушки и игровые наборы (кубики, емкости с водой или песком, головоломки, лабиринты) в методике Монтессори — не просто забава, а полноценный дидактический материал, который должен быть представлен в детской комнате в полном объеме и свободном доступе. Развивающая среда может быть поделена на зоны в зависимости от того, что материалы развивают (сенсорику, математические способности, мелкую моторику, внимание и т.д.).


3. Контроль ошибок.
Пожалуй, система Монтессори — это единственная методика, которая позволяет ребенку заметить и исправить ошибку самостоятельно, без посторонней помощи и указания взрослых. Это помогает детям стать увереннее в себе, не бояться проявлять активность, развивать самоконтроль, аналитические способности мышления и просто дарит ребенку радость заниматься тем, что особенно нравится.  


4. Наглядная презентация.
Каждому Монтессори-материалу соответствует своя презентация, т.е. наглядный и понятный способ показа его ребенку, что гарантирует максимально быстрое и эффективное усвоение задач материала детьми. Каждому малышу стоит объяснить, что любое дело можно освоить поэтапно, просто сконцентрировавшись и немного подумав, ведь каждое последующее действие не может состояться без предыдущего.


5. Простые правила.
Они сводятся к тому, что после занятий детям нужно убрать за собой, работать на специальном коврике, по комнате передвигаться тихо и не мешать другим ребятам. Эти правила помогают детям освоить такие понятия, как уважение к окружающим и в игровой форме приучают к порядку.


6. Разновозрастность.
Присутствие на развивающих занятиях детей разных возрастов делает игры интереснее, старшие учатся помогать младшим, а маленькие осваивают неизвестные им навыки и занятия. Дети учатся сотрудничать, мирно решать споры, быть ответственными и добрыми — и все это не на словах, а на деле.


7. Вовлеченность в процесс обучения.
Дети в методике Монтессори — активные участники процесса, они могут обучать сами себя или друг друга, начинают искать и презентовать информацию аудитории, тем самым развивая уверенность, ораторские способности, желание узнавать новое, задавать вопросы и отвечать на них.


8. Поощрение самостоятельности.
Этот принцип можно сформулировать очень просто: «Помоги мне это сделать самому!».  Помощь взрослого может присутствовать, но она должна быть минимальной — иногда небольшого совета или подсказки достаточно, чтобы ребенок все понял. Это, в свою очередь, развивает решительность, самостоятельность и помогает накопить багаж личного позитивного опыта решения тех или иных проблем и задач.  


9. Отсутствие оценок.
Не стоит то и дело оценивать, хорошо или плохо ребенок справляется с выбранной деятельностью. Это поможет ему научиться делать выводы, развить независимость от чьей-либо оценки и самоуважение. По методике Монтессори, ребенок работает с материалами потому, что ему интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.


10. Отсутствие соревновательного мотива.
Если ребенка не сравнивают с другими, то он учится самостоятельно сравнивать свои сегодняшние достижения со своими достижениями вчерашними, а не себя с другими.  Как результат — дети начинают ощущать свою самодостаточность и ценность, а здоровое уважение и любовь к себе помогает столь же уважительно и дружелюбно относиться и к другим людям. Ведь основная цель занятий по методу Монтессори — стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, а главная задача взрослого — помочь ребенку пойти собственным уникальным путем и в полной мере реализовать свои мечты и стремления.


И в заключение хочется привести основные нравственные постулаты, которые в методике Марии Монтессори даже более важны, чем дидактические материалы:

Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.

Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.

Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

Если ребенок часто живет с чувством безопасности — он учится верить.

Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь. 
 

Вам также будет интересно
На зарядку становись! Игры на свежем воздухеЧитать статью
Горячо, еще горячее!Читать статью
Восстанавливаем здоровье детейЧитать статью
Летняя радостьЧитать статью
Форма одежды для няниЧитать статью
Еда по летним правиламЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.