Поиск

Раннее развитие: 10 принципов Марии Монтессори

22/11/2013
БОЛЬШАКОВА Елена
1000

 

1. Свобода выбора. Дайте ребенку право и возможность самостоятельно выбирать тот вид игры и деятельности, который нравится именно ему, а не только вам. Это поможет малышу научиться прислушиваться к самому себе, разбираться в своих желаниях и потребностях. А умение делать выбор, менять сферу деятельности, проявлять инициативу и ответственность обязательно пригодится в школе, а затем и во взрослой жизни.


2. Развивающая среда.
Игрушки и игровые наборы (кубики, емкости с водой или песком, головоломки, лабиринты) в методике Монтессори — не просто забава, а полноценный дидактический материал, который должен быть представлен в детской комнате в полном объеме и свободном доступе. Развивающая среда может быть поделена на зоны в зависимости от того, что материалы развивают (сенсорику, математические способности, мелкую моторику, внимание и т.д.).


3. Контроль ошибок.
Пожалуй, система Монтессори — это единственная методика, которая позволяет ребенку заметить и исправить ошибку самостоятельно, без посторонней помощи и указания взрослых. Это помогает детям стать увереннее в себе, не бояться проявлять активность, развивать самоконтроль, аналитические способности мышления и просто дарит ребенку радость заниматься тем, что особенно нравится.  


4. Наглядная презентация.
Каждому Монтессори-материалу соответствует своя презентация, т.е. наглядный и понятный способ показа его ребенку, что гарантирует максимально быстрое и эффективное усвоение задач материала детьми. Каждому малышу стоит объяснить, что любое дело можно освоить поэтапно, просто сконцентрировавшись и немного подумав, ведь каждое последующее действие не может состояться без предыдущего.


5. Простые правила.
Они сводятся к тому, что после занятий детям нужно убрать за собой, работать на специальном коврике, по комнате передвигаться тихо и не мешать другим ребятам. Эти правила помогают детям освоить такие понятия, как уважение к окружающим и в игровой форме приучают к порядку.


6. Разновозрастность.
Присутствие на развивающих занятиях детей разных возрастов делает игры интереснее, старшие учатся помогать младшим, а маленькие осваивают неизвестные им навыки и занятия. Дети учатся сотрудничать, мирно решать споры, быть ответственными и добрыми — и все это не на словах, а на деле.


7. Вовлеченность в процесс обучения.
Дети в методике Монтессори — активные участники процесса, они могут обучать сами себя или друг друга, начинают искать и презентовать информацию аудитории, тем самым развивая уверенность, ораторские способности, желание узнавать новое, задавать вопросы и отвечать на них.


8. Поощрение самостоятельности.
Этот принцип можно сформулировать очень просто: «Помоги мне это сделать самому!».  Помощь взрослого может присутствовать, но она должна быть минимальной — иногда небольшого совета или подсказки достаточно, чтобы ребенок все понял. Это, в свою очередь, развивает решительность, самостоятельность и помогает накопить багаж личного позитивного опыта решения тех или иных проблем и задач.  


9. Отсутствие оценок.
Не стоит то и дело оценивать, хорошо или плохо ребенок справляется с выбранной деятельностью. Это поможет ему научиться делать выводы, развить независимость от чьей-либо оценки и самоуважение. По методике Монтессори, ребенок работает с материалами потому, что ему интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.


10. Отсутствие соревновательного мотива.
Если ребенка не сравнивают с другими, то он учится самостоятельно сравнивать свои сегодняшние достижения со своими достижениями вчерашними, а не себя с другими.  Как результат — дети начинают ощущать свою самодостаточность и ценность, а здоровое уважение и любовь к себе помогает столь же уважительно и дружелюбно относиться и к другим людям. Ведь основная цель занятий по методу Монтессори — стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, а главная задача взрослого — помочь ребенку пойти собственным уникальным путем и в полной мере реализовать свои мечты и стремления.


И в заключение хочется привести основные нравственные постулаты, которые в методике Марии Монтессори даже более важны, чем дидактические материалы:

Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.

Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.

Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

Если ребенок часто живет с чувством безопасности — он учится верить.

Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь. 
 

Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Как определяется место жительства ребенка после развода родителей?Читать статью
Сервис покупок за рубежомЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.