Наверняка вам хочется, чтобы сын или дочь любили книги и читали с удовольствием, стали людьми читающими. Давайте разберемся, как же сделать книгу другом малыша.
Оказывается, основы любви к чтению закладываются в самом раннем возрасте, буквально с пеленок. Если мы начнем читать крохе с рождения, это поможет малышу в будущем воспринимать книги, как нечто приятное, любимое и необходимое…
От слушателя к читателю
А для чего вообще малышу книжки, какую пользу они приносят маленькому слушателю? Прежде всего, это замечательная почва для развития. Малыш пока не очень много знает, его жизненный опыт мал. Но слушая всевозможные сказки и истории в мамином исполнении, малыш узнает новое, переживает в процессе чтения самые разные ситуации, в которые попадают сказочные герои. Кроме того, у ребенка лучше развивается речь, он запоминает новые слова и их значение. В более старшем возрасте книга – замечательный помощник в воспитании малыша. На примере книжных героев можно легко объяснить ребенку правила поведения, безопасности, человеческих отношений. И он поймет и запомнит.
Специалисты утверждают: когда мама много читает малышу, он учится любить книги с раннего детства. Для него чтение становится неотъемлемой частью жизни.
Читаем с пеленок
Среди молодых мам нередко бытует мнение, что крошечным карапузам книжки бесполезны. Мотивируется это неспособностью малыша понять прочитанное. Но смысл чтения в раннем возрасте совсем не в этом. Первый год жизни – то драгоценное время, когда устанавливается по-настоящему тесный контакт между мамой и крохой. Для обоих очень важно научиться понимать друг друга. Этому, помимо ежедневного ухода, массажа, просто ласковых прикосновений, способствует постоянное общение, разговор с малышом. Да и кто сказал, что кроха не способен понять смысл описываемых в книге вещей? Многое он уловит на уровне эмоций, что-то запомнит бессознательно, и это пригодится позже. Грудничку нескольких месяцев от роду гораздо важнее не смысл вашей речи, а ее интонация. И не важно, что именно вы читаете: народные потешки, детские стихи или сказки Пушкина. Главное, вкладывать в чтение все свои ораторские способности, менять интонацию, дать возможность крошечному человеку уловить все богатство родного языка, помноженное на вашу любовь и нежность.
Давно известно, что дети, с которыми с раннего детства много разговаривали, читали, лучше развиваются, раньше начинают говорить, тоньше чувствуют оттенки речи. Вы и сами заметите вдруг, как малыш обрадуется, задергает ручками и ножками в ответ на знакомый стишок. И здесь очень важно, чтобы то, что вы читаете, нравилось вам обоим. Ведь любимое произведение и произносится иначе, в него вкладываются не только эмоции и интонации, но и часть души…
Книжки-игрушки
Самым маленьким ребятишкам читайте книги, когда они лежат рядышком с вами и пребывают в хорошем настроении. А вот грудничкам от полугода и даже раньше уже вполне можно давать в руки картонные книжки. Подойдут различные потешки, самые простые сказки и книжки типа «Кто это? Или Кто как говорит?».
Еще одна категория книжек для самых маленьких – книжки-игрушки. Они могут быть выполнены в виде животных, машинок, фруктов, иметь мягкие вставки, пищалки, «крутилки», электронные модули и даже непромокаемые страницы.
«Курочка Ряба»
Цель: развитие речи, моторики, способность понимать слова.
Условия: хорошее настроение.
Наверняка вы много раз читали или рассказывали малышу сказку о курочке Рябе. А теперь пусть малыш расскажет эту сказку сам. Конечно, с вашей помощью.
- Усадите его к себе на колени.
- Начните эмоционально рассказывать сказку, показывая движения.
- Возьмите ручки ребенка и помогите ему повторять все движения в такт вашего рассказа.
- «Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила». Покажите малышу, как «дет бил» яичко. Пусть и малыш попробует постучать.
- «Мышка бежала, хвостиком махнула…» Помашите кистью малыша, будто мышка хвостиком. «Яичко упало…» Скажите эмоционально «Бах!» хлопните рукой малыша по колену.
- «Дед плачет, баба плачет». Потрите глаза руками, показывая, как плачут дед и баба.
- После 2-3-х повторений, малыш сможет показывать жесты сам.